Главные вкладки

    Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
    консультация на тему

    Черных Татьяна Александровна

    Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx242.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://astrowoman.net/images/molodaya-semya2.jpg

    Консультация для родителей

    «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

    Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Бутурлиновский д/с №1

    ЧЕРНЫХ Т.А.

    Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

    http://www.hospital-mmk.ru/images/NewsImages/family1.jpg

    Семья выполняет ряд функций:
     
    Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного положения в обществе.
     
    Хозяйственная функция – обеспечение хозяйственных потребности семьи: покупка продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и других предметов обихода.
     
    Досуговая – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов. 
     Репродуктивная – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
    Воспитательная функция – воспитание и развитие детей.
    Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. 

    В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях: 
    • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; 
    • как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений, 
    • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; 
    • как старший друг и советчик, которому можно доверять. 



    Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). 

    Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
    В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 
    Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов. 
    В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

    В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.


    Характеристика основных стилей воспитания

    Авторитарный стиль


    При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят. 
    Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки. 

    Демократичный стиль


    Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
    Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.

    Либеральный стиль


    При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
    Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.


    Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

    Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
    • откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
    • не предъявляйте ребенку завышенных требований;
    • замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
    • учитывайте интересы и желания ребенка;
    • будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
    • не ограничивайте самостоятельность ребенка;
    • поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

    Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
    • уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
    • интересуйтесь их проблемами и успехами;
    • оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
    • чаще контролируйте поведение ребенка;
    • создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

    Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.


    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.


    Приложение 1

    Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»

     (модификация Р. В. Овчаровой)

    Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов. 

    Текст опросника
    1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
    А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит; 
    Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; 
    В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе. 
    2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
    А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться; 
    Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение; 
    В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах. 
    3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
    А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так». 
    Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец; 
    В) порадуетесь; 
    4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка? 
    А) строго накажу;
    Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не 
    принято; 
    В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
    5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать? 
    А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; 
    Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются; 
    В) займетесь своими делами. 
    6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он 
    под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
    А) разозлитесь и отругаете ребенка;
    Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
    В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
    7. Какова ваша стратегия воспитания? 
    А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его; 
    Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком; 
    В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача 
    родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков. 
    8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
    А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
    Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати
    В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
    9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?
    А) заставите его выполнить ваше поручение; 
    Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
    В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
    10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
    А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
    Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
    В) расстроюсь.

    Обработка результатов
    Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
    А – авторитарный 
    Б – демократичный 
    В – либеральный

    Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие. 
    Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя. 
    При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

    Приложение 2

    Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»

    1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
      2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
      3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
      4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте. 
      5. Будьте для него примером для подражания. 
      6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.
      7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
      8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки. 
      9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.
      10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

    http://www.dgmc.dn.ua/uploads/posts/2014-04/1397205110_semya-zavisit-ot-menya.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.

    Расмотрим стили семейного воспитания, которые выделила Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова...

    Родительское собрание по теме: "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"

       Стили воспитания.Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка...

    Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

    Семинар – практикум с педагогами«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная ...

    Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеКаширский детский сад  № 2         Семинар-практикум для родителей  «СТИЛЬ...

    Методические рекомендации для родителей на тему "«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

    Методические рекомендации для родителей на тему: «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»...