Инновационная программа (проект): «Мультипликация как форма качественного обновления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ». Авторы: методист Чугунова Т.И., педагог-психолог Майсак А.Б., учитель-логопед Майсак Т.А., воспитатели:Яковлева Ю.А.,
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

В данной статье представлен опыт работы ГБДОУ детский сад № 68 Калининского района, раскрывающий формы и приемы ознакомления детей-логопатов и родителей с искусством мультипликации, способствующие гармоничному развитию личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_multiplikatsiya.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная программа (проект): «Мультипликация как форма  качественного обновления  воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».

Авторы: методист Чугунова Т.И., педагог-психолог Майсак А.Б., учитель-логопед Майсак Т.А., воспитатели: Каменская А.В., Яковлева Ю.А.

В связи с новыми требованиями к дошкольному образованию, перед учреждениями стоит вопрос о поиске инновационных методов, форм, приемов работы с участниками образовательного процесса, о расширении образовательных возможностей, повышении компетентности педагогов для повышения качества образования. А также с определением целевых ориентиров, каждое учреждение вынуждено учитывать особенности контингента, подбирать особые формы работы.

Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Одни из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. У других наблюдаются заторможенность и вялость. Дети довольно быстро утомляются,  что сказывается на общем поведении ребенка: детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание. Как правило, у таких детей отмечается низкий уровень контроля за собственной деятельностью, у некоторых из них снижена познавательная активность. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны, прежде всего, с незрелостью их мотивационно-потребностной сферы, у них преобладает ситуативно-деловая  форма общения. Часто у детей наблюдается нарушение моторики, узость тематики рисунков, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. Снижено критическое отношение к чужой и своей работе.

Наша творческая группа педагогов, учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, озадачена поиском таких форм работы с детьми, которые бы одновременно:

  • решали коррекционные задачи разных  специалистов;
  • побуждали  ребенка к деятельности;
  • вызывали эмоциональный отклик и чувства;
  • развивали творческие способности ребенка;
  • подталкивали к познавательно-исследовательской деятельности;
  • давали возможность разнообразить предлагаемый детям материал; моделировать ситуации, которые невозможно наблюдать в рамках традиционных форм работы;
  • обучали поиску выхода (решения) из различных жизненных ситуаций;
  • развивали коммуникативные навыки;
  • оказывали социально-компенсаторную функцию (в опыте, знаниях, самоценности, собственной значимости, эмоциональном контакте);
  • развивали чувство сопереживания, эмпатии;
  • обогащение представлений о гендерных ролях.

Свой выбор мы остановили на  мультипликации. Положительный опыт  работы с ИКТ, а именно, активное внедрение в работу с детьми самостоятельно созданных проектов с использованием программного обеспечения Mimio Studio, Smart Notebook, Microsoft PowerPoint, лег в основу освоения данной формы работы.

Опыт взаимодействия с родителями показал, что в семьях просматривание мультфильмов позиционируется, преимущественно, как способ локализации ребенка, однако являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.

1. Мультипликация позволяет решать задачи в соответствии с 5 образовательными областями:

  • Речевое развитие детей предполагает обогащение активного и пассивного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематических процессов.
  • Познавательное развитие. Деятельность по созданию мультфильмов расширяет представления об окружающем мире, вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников.
  • Художественно-эстетическое развитие предполагает понимание мультипликации как отдельного вида искусства; обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие самостоятельной художественной и конструктивной деятельности детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма. Мультипликация дает возможность подмечать, а затем передавать в самостоятельной деятельности (изобразительной и конструктивной) пропорции, особенности объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения).
  • Социально-коммуникативное развитие. В процессе работы над мультфильмами развивается общение дошкольника со взрослым и сверстниками, самостоятельность и саморегуляция, формируются позитивные установки к труду и творчеству, развивается готовность к сотрудничеству (дети учатся договариваться, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других).
  • Физическое развитие  направлено на совершенствование тонких, дифференцированных движений кистей рук, координированных движений в  общей моторике.

2. В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности:

  • В игровой деятельности организуются: театрализованная деятельность, режиссерские игры (придумывание и постановка нового сюжета с известными или вновь придуманными героями, изменение окончания или начала готовых мультфильмов и т.д.); сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и игры-фантазирование с героями мультфильмов; игры с использованием ИКТ, основанные на сюжетах мультипликационных фильмов и разработанные педагогами ДОУ.
  • Возникновению коммуникативной деятельности способствует обсуждение выбора мультфильма для просмотра; продумывание сюжета, выбор героев, техники, материалов, составление диалогов  для будущего мультфильма; распределение обязанностей;  озвучивание готового или самостоятельно созданного мультфильма. Надо отметить, что для детей с речевыми нарушениями прием озвучивания героя служил стимулом для повышения самоконтроля при автоматизации звуков и коррекции просодической стороны речи, а возможность услышать себя со стороны посредством аудиозаписи являлась дополнительным стимулом.
  • Познавательно-исследовательская деятельность включает: экспериментирование, просмотр и обсуждение мультфильмов по лексическим темам и других познавательных мультфильмов; коллекционирование; создание выставок; просмотр иллюстраций; выбор материала (пластилин, тесто, песок, продукты питания, бумага, краски, карандаши, спички, конструктор, игрушки, природный материал, геометрические фигуры, ткани, готовые изображения и т.д.)  и техники создания мультфильмов (перекладка, пластилиновая, предметная, сыпучая анимации, теневой театр, пиксиляция); непосредственно процесс покадровой съемки.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, прослушивание текстов различных жанров детской литературы,  обсуждение  художественных произведений по просмотренным мультфильмам, рассказывание, пересказ, разучивание диалогов и стихотворений.
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (подготовка и уборка рабочего места).
  • Конструирование предполагает создание героев, декораций и атрибутов из различных материалов, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.
  • В рамках изобразительной деятельности используются аппликация, рисование, лепка персонажей, костюмов, декораций, фонов.
  • Музыкальная деятельность подразумевает активное вокальное и инструментальное творчество: подбор и исполнение музыкального и шумового сопровождения, дополняющего анимационную картину происходящего и создающего его атмосферу, служащего фоном, эмоционально окрашивающего отображаемое событие и выполняющего драматургическую и сюжетно-композиционную функции.
  • Двигательная деятельность предполагает игровые упражнения и этюды на совершенствование отдельных элементов техники движений, равновесия;  передачу характерных движений различных персонажей; игровые задания, требующие точной координации движений рук.

3. Работа над созданием мультфильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность.

4. Работа с мультипликацией способствует формированию поло-ролевого поведения. Она нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Работа с мультипликацией дает возможность создавать условия для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

На сегодняшний день в нашем ДОУ экспериментально реализуется коллективный долгосрочный  проект смешанного типа (исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный) «Кухня самодельной мультипликации!».

Цель проекта:  Создание единого творческого образовательного пространства, предоставляющего возможность всестороннего развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, качественного обновления воспитательно-образовательного процесса, активного участия родителей в жизни ребенка.

Новизна заключается в том, что проект позволяет интегрировать:

  • разные виды детской деятельности,
  • коррекционно-развивающую работу специалистов и воспитателя,
  • инновационные, оригинальные и традиционные техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества и техники анимационного мультфильма,
  • разнообразные виды искусств (литературное, музыкальное, театральное, изобразительное творчество).

Практическая значимость заключается:

  • в поддержке детской инициативы,
  • в вовлечении родителей в образовательный процесс,
  • в возможности реализовывать воспитательно-образовательный процесс и коррекционно-развивающее обучение не заметно для ребенка.

В проекте используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие, проектирование, игровые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные,  проблемного обучения.

Предполагаемые результаты:

  • Большая часть педагогов ДОУ заинтересуется мультипликацией  и будет использовать её как средство достижения целевых ориентиров дошкольников.
  • Разнообразные технологии создания анимационной мультипликации могут быть использованы в практике детских садов, родителями.
  • Мультипликация даст возможность гармоничного развития личности ребенка.
  • Мультипликация поможет ребенку раскрыть его таланты, а педагогу вовремя поддержать творческие инициативы детей.
  • У родителей сформируется представление о мультипликации не только как средстве развлечения детей, но и как  о мощной  силе развития личности дошкольника.
  • Мультипликация поможет  максимально сблизить  интересы взрослого и ребенка.
  • С помощью использования мультипликации процесс обучения станет удовольствием для дошкольников.
  • Знание основ мультипликации даст детям вполне очевидные преимущества при освоении новых технологий будущего.
  • Использование  мультипликации будет способствовать обновлению содержания образования и качественным изменениям воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Инициативно-творческой группой была разработана и утверждена модель проекта, включающая следующие этапы:

1этап – организационный

Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации:

  • Анализ научно-методической литературы.
  • Изучение аналогичного опыта работы в регионе и вне.
  • Разработка перспективного плана работы.
  • Создание материально – технических условий для обеспечения проекта.
  • Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с процессом и техниками анимации.

2 этап – практический

Реализуется по 3 направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

Работа с педагогами включает:

  • консультации: «Мультипликация на службе ФГОС ДО», «История мультипликации»,  «Создаем мультфильм своими руками»;
  • электронная библиотека: подборка мультфильмов для реализации ФГОС, методическое обеспечение;
  • мастер-классы: «Доанимационный период. Изготовление  оптических игрушек», « Изготовление мультфильма в технике перекладная анимация», «Особенности работы в  технике пиксиляция»

Работа с родителями включает

  • консультации: « Как извлечь пользу при общении с мультипликацией», «Мультфильмы или откуда задержка речевого развития»;
  • электронная библиотека: подборка мультфильмов по лексическим темам, по образовательным областям, по календарным событиям и праздникам;
  • мастер-классы: «Теневая мультипликация», «Персонажи будущего мультфильма», он-лайн мастер-класс «Пиксиляция»;
  • круглый стол «Кухня домашней мультипликации»;
  • вебинар «Мультфильмы в жизни ребенка. За и против»;
  • совместная деятельность педагогов с детьми и родителями «Что, где, когда? Мультгерои против знатоков»;
  • музыкальный досуг «Киностудия союзмультфильм. Когда мамы были маленькими….»;
  • экскурсия в театр-студию «Смешарики»: посещение выставки героев мультфильмов «Смешарики», «Фиксики», картинной галереи, студии компьютерной анимации.

Заинтересовав родителей детской мультипликацией, мы уже получили первый семейный опыт изготовления самодельных мультфильмов.

Работа с детьми.

В совместной деятельности с педагогами дети знакомятся с мультипликацией как видом  искусства; с профессиями людей, создающих мультфильмы; с техническими средствами: фотоаппарат, компьютер, штатив, микрофон, освещение; изучают технологии создания мультфильма; просматривают мультфильмы разных техник исполнения: рисованная, компьютерная, пластилиновая, предметная (кукольная), сыпучая, перекладка, пиксиляция;  осваивают такие понятия как анимация, съёмка, сценарий, кадр, титры; осваивают  работу с фотоаппаратом, нарабатывают опыт съемок за счет  простых этюдов.

Организуется  игровая деятельность, создаются книжки-малышки, рисунки. поделки по просмотренным мультфильмам.

Накопив определенный опыт, дети перевоплощаются в сценаристов, постановщиков, художников-мультипликаторов, операторов, звукорежиссеров и создают свой собственный мультфильм. Работа по созданию мультфильма ведется в определенной последовательности.

1. Выбор темы, сюжета, обсуждение сценария. Обычно темой будущего мультфильма служит песня, стихотворение, сказка, она может быть приурочена к  празднику, памятной дате или лексической теме. Тема может родиться в общении педагога с детьми при обсуждении какой-либо социально-значимой проблемы. Обозначив тему мультфильма, дети под руководством педагога, переходят к разработке сценария, составляется сценарный листок, в который заносятся все сцены фильма. Каждая сцена определяет, какой будет фон (место происходящего действия), герои, объекты, как они будут двигаться и какой будет звук. Ребята составляют собственную раскадровку сюжета, при этом учатся прислушиваться к мнению других и работать в команде. Ребенок  представляет себе, какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами необходимо работать и какой объект должен в результате получиться. Планирование предполагает вербализацию осуществляемой мыслительной деятельности, а для этого нужно актуализировать словесный материал и придать ему соответствующую речевую форму, что является наиболее важным для детей с речевой патологией.

Данный этап дает возможность интегрировать работу воспитателя, логопеда и психолога.

2. Изготовление. Здесь  воспитанники создают все необходимое для съемки мультфильма: рисуют фоны, делают декорации, изготавливают персонажи, используя при этом различные техники изобразительного творчества.

Педагог (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог) постепенно, ненавязчиво подводит детей к выбору героев в зависимости от их личностных особенностей (застенчивым детям – смелые, эмоциональные, главные герои; импульсивным детям – нерасторопные, медлительные, эпизодические роли, декорации; дети с агрессивным поведением – трусливые, ласковые, положительные герои), гендерной принадлежности (феминные и маскулинные герои) и поставленной педагогом цели.

3. Съемка. Когда персонажи и фоны готовы, ребята приступают к съемке сцен мультфильма. В нашем проекте съемка ведется фотоаппаратом, установленном на штативе. Здесь дети продолжают работать в подгруппе – один ведет съемку, управляя фотоаппаратом, остальные – управляют персонажами и декорациями. Именно этот этап является наиболее важным с точки зрения социально-коммуникативного развития, так как дети под руководством воспитателя учатся слушать друг друга, договариваться, делиться, проявлять волевые качества, оказывать помощь; педагогом подчеркивается значимость труда каждого ребенка. От этого этапа зависит результат всей предыдущей деятельности группы.

4. Монтаж и озвучивание. Монтаж осуществляет педагог, дети совместно с музыкальным руководителем, учителем-логопедом и воспитателем подбирают музыкальные фрагменты произведений, разнообразные звуки, озвучивают диалоги персонажей. Учитель-логопед помогает правильно передать интонацию героев, подобрать силу и тембр голоса, следит за чистотой речи.

Для ребенка очень важно ощутить себя автором, поэтому в конце готового мультфильма мы добавляем титры с именами детей.

5. Просмотр мультфильма и анализ результата. Совместный просмотр мультфильма подводит детей к активному обсуждению, в ходе которого каждый педагог может поднять актуальные с его точки зрения вопросы, а ребята учатся анализировать свою работу, видеть значимость своего труда, находить достоинства и недостатки.

3 этап – заключительный

  • Презентация авторских мультфильмов (индивидуальных и групповых) на педагогическом совете;
  • Создание картотеки авторских детских мультфильмов и использование их в работе с разными детьми;
  • Распространение педагогического опыта в районе.

В настоящее время проект еще не завершен, но уже на данном этапе отмечается целый ряд положительных сторон:

  • возрастает познавательный интерес детей;
  • повышается речевая активность;
  • возрастает продуктивная коммуникация, готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  • чаще проявляется самостоятельность и инициативность;
  • наблюдается позитивная установка к труду и творчеству;
  • увеличивается объем представлений об окружающем мире;
  • дети ориентируются в произведениях киноискусства;
  • овладение навыками пользования техническими средствами;
  • улучшение состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника;
  • повысился интерес педагогов ДОУ и родителей к работе с мультипликацией;
  • наблюдается саморазвитие педагогов.

Список литературы, Интернет-ресурсы:

  1. ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155)
  2.  «Специальная психология»/ под ред. В.И. Лубовского – М.: «Академия», 2007
  3. Гусакова А. А. «Мультфильмы в детском саду» – М.: ТЦ «Сфера», 2010
  4. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы» - М.: «Сфера», 2013

  5. Милборн А. «Я рисую мультфильм» – М.: Эксмо, 2006
  6. Тимофеева Л.Л. «Мультфильм своими руками». – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  7. Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».
  8. Шаханская А.Ю. Мультипликация как вид детского творчества // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1161
  9. Ищук В.В. Анимация как средство решения педагогических задач.  М., 2007.  59 с
  10. Что такое мультипликация: https://www.velesvideo.ru/multiplikacia.html
  11. История мультипликации: https://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_ multiplikacii.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекция познавательных процессов у детей с ОВЗ в системе работы педагога-психолога.

В статье предложены игры и упражнения, которые могут быть включены в психокоррекционную программу педагога-психолога с целью оптимизации образовательного процесса дошкольников с задержкой психического...

«Игротека» учебно-методическое пособие по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская. Педагог-психолог МАДОУ№84 г.Нижнекамск.

Аннотация  В учебно- методическом пособии «Игротека» изложен материал  по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возрас...

Педагогический проект МБДОУ д\с «Рябинушка» педагога-психолога Хилай С.Н.учителя-логопеда Велижанцевой Т.В. «Год перед школой»

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное...

ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ДОУ.Проект "Детсво без границ". Авторы: Котикова М. Н. - старший воспитатель, Контарёва А. Н.- воспитатель, Жарикова С. А. педагог-психолог, Соловьёва О. В.-учитель-логопед, Шульга Г. Н. музыкальный руководитель

Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОНР III уровня развития и ЗПР) посредством театрализованной деятельности»...

«Солнечные капельки» методическое пособие по развитию у детей раннего возраста познавательных процессов, коммуникативных и поведенческих навыков. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская педагог-психолог МАДОУ №84 г.Нижнекамск.

В методическом пособии «Солнечные капельки» изложен материал  по развитию у детей раннего возраста познавательных процессов, коммуникативных и поведенческих навыков. Пособие адр...