Главные вкладки

    «Игротека» учебно-методическое пособие по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская. Педагог-психолог МАДОУ№84 г.Нижнекамск.
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Романовская Эльза Жегферовна



    Аннотация 
     
    В учебно- методическом пособии «Игротека» изложен материал  по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида, даны рекомендации по подбору и изготовлению дидактического игрового материала.
    Кроме этого, предоставлены фотоматериалы, сценарий занятия по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста
     ( с участием родителей).
    К пособию прилагается материал:
    -«Игротека» Сборник дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
    -«Игротека»  Сборник практических   заданий для детей старшего дошкольного возраста.
    Пособие адресовано практическим работникам психологической службы  и воспитателям ДОУ, работающим со старшей возрастной группой дошкольников.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskoe_posobie_igroteka.rar648.02 КБ
    Файл prilozhenie_1.rar2.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение ……………………………………………………3

    2. Пояснительная записка ……………………………………4

    3. Календарно-тематический план ……………………….…10

    4. Приложение:

    • Фотоколлаж…………………………………………   18

    5. Список литературы ………………………………………..40

    Введение

    В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. В связи с этим  происходят существенные изменения  и в системе  дошкольного образования.

    Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» , внесли значительные коррективы  в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

    Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
    В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
    Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре.

    В отечественной психологии выделяются следующие предпосылки к овладению учебной деятельностью:

    • Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
    • Умение ребенка работать по образцу;
    • Умение ребенка работать по правилу;
    • Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
    • Умение ребенка обобщать.

    Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.

    Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного психолого-педагогического  руководства, то есть специально организованных игровых занятий с детьми.

    Пояснительная записка.

    Предлагаемое методическое пособие  построено на основе дидактического материала известных педагогов и психологов /А.З.Зака, И.Ю.Матюгина, З. М. Богуславской, З.А.Михайловой, Л.А.Венгера, Б.П.Никитина, М.И.Чистяковой, Р.Р.Калининой, Л.Ф.Тихомировой, А.Э.Симановского, Н.Л.Кряжевой /,представляет собой систему игр и упражнений, направленных на развитие  познавательных процессов и высших психических функций: внимания , мышления, памяти, речи, общей и мелкой моторики, воображения, коммуникативной и эмоциональной сфер, что  позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).  Все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения.

        Дети учатся отличать одни объекты от других, узнавать свойства объектов, выяснять существующие между ними связи и отношения.  Детям помогают игры и упражнения, поэтапно развивающие процесс восприятия. Такие игры,  как «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Цветное лото», «Чей дом», «Вкладыши», «Разбери и собери», «Сложи квадрат», развивают зрительное и осязательное восприятие, а «Найди по схеме», «Глазомер», «Сколько шагов», «Вчера, сегодня, завтра»- сложные виды восприятия.

       Дети проговаривают, называют то, что должны держать в сфере своего внимания, -это способствует развитию умения произвольно, в течении длительного времени, удерживать внимание на тех или иных объектах, их отдельных деталях, свойствах.  Упражнения «Что изменилось», «Сравни картинки», «Лабиринты», «Внимание- угадай-ка» -помогают добиться высокого уровня развития свойств внимания у большинства детей.

       Для развития зрительной и зрительно-моторной памяти работа детей организуется по образцу-сначала с постоянной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается /до 15-20 сек./ в зависимости от  сложности предполагаемой работы.

    Для таких упражнений как: «Построй по памяти», «Что изменилось», «Вспомни узор», «Звезды на небе»  и других, используется специальное пособие «Меморина»,

    20140328_113653

    представляющую собой рамку с 12 переворачивающимися дощечками , которое, также, служит для размещения  вариантов заданий,  символов, фигур, чертежей, опорных сигналов в таких играх, как «Разные сказки», «Я превращаюсь», «Что сначала, что потом» и др.

    Для развития вербально-моторной памяти, вместо наглядного образца, предлагается словесное описание или инструкция с указанием порядка выполнения задания, а также графические диктанты: «Играем в компьютер», «Муха», «Буквы и фигуры».

    Для развития логической памяти детей используются, предложенные И.Ю.Матюгиным приемы запоминания /мнемотехнический, ассоциативный и др./Например в игре «Цепочка слов»слова-предметы объединяются  в смысловые блоки с помощью предложений или опорных сигналов, затем воспроизводятся.

      Большое внимание на  развивающих занятиях уделяется развитию произвольной саморегуляции детей: Конструирование по наглядному образцу,  по чертежу/ сначала по цветному, затем без детализации/, по словесному описанию, использование разрезных картинок и кубиков с сюжетными изображениями, упражнения по ориентировке на плоскости / «Куда залетела пчела», «Играем в компьютер» и др/  и в пространстве / «Найди по схеме», «Секреты»/.

      Для развития  моторики и координации движений детям предлагаются упражнения по перерисовке картинок, узоров: «Дорисуй», «Продолжи узор», «Трудные виражи», «Соедини точки» ,повтор движений, игры с мячом:

    «Передай мяч», «Съедобное - несъедобное» и др.

    Развивать мышление детей помогают упражнения:

     «Сложи узор», «Построй по образцу», «Построй по чертежам», «Пазлы», «Лего» и др. Дети учатся работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов.

     «Дорисуй узор», «Построй куб», «Придумай узор», «Путешествия»/расширенный вариант игры А.З.Зака «Прыгающий заяц»: Дано общее поле, с 25 клетками-символами, по которому перемещаются 5 животных- каждое по своему правилу. Необходимо решить задачу в умственном плане, с опорой на образец, затем объяснить ход рассуждений. У детей развивается способность решать задачу в плане представления и лишь затем на конкретной предметной основе.

    С помощью игр и упражнений и- «Лишнее слово»,  «Скажи наоборот»,  «Хорошо-плохо», «Логические задачи»,  «Назови одним словом» и др.- у детей развивается способность  к  выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации.

       На занятиях дети учатся  фантазировать.

    Хорошими стимулами для развития фантазии являются незаконченные рисунки

     «Дорисуй и угадай», «Кляксы»/ищем необычные, новые свойства предметов./

    «Несуществующее животное»/соединяем детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления/.

       Этюды на выражение различных эмоциональных состояний, игры на сопоставление различных черт характера, чтение художественных произведений и обсуждение героев способствуют развитию эмоциональной и коммуникативной сфер каждого ребенка.

    Цель:

    Осуществлять подготовку ребенка к школе через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности. формировать у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    Задачи:

    1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: познавательные процессы, коммуникативные и поведенческие навыки.

    2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

    Адресат:

    Дети дошкольного возраста 6-7 лет, воспитанники  ДОУ общеразвивающего вида.

    Организационные условия проведения занятий.

    Общий курс - 60 занятий, 2 раза в неделю.

    /подгруппы до 12 человек/, время одного занятия 30 минут.

    Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет укомплектован всеми  необходимыми методическими материалами.

    Общие направления :

    Комплекс игровых занятий построен с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет, направлен на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности,  и условно делится на 3 цикла /по 20 занятий/:

    1развитие  внимания и восприятия.

    2развитие памяти и мышления.

    3Развитие творческого мышления, воображения, коммуникативной и  эмоциональной сфер.

    Ожидаемые результаты :

    К концу 1 цикла /развитие  внимания и восприятия/

    Дети должны уметь:

    Сосредотачивать внимание на отдельных свойствах предметов. Классифицировать, включать часть в целое.

    Обобщать предметы по признаку цвета, формы, величины.

    Различать видовые и родовые признаки объектов.

    Отыскивать и выявлять противоречия.

    Действовать в соответствии с указаниями, планировать действия при решении проблем частей и целого.

    Понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

    К концу 2 цикла /развитие памяти и мышления/

    Дети должны уметь:

    Управлять вниманием, удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительских действий, корректировать допущенные ошибки, рассуждать, делать выводы.

    Использовать мнемотехнические приемы запоминания «связанные ассоциации», «последовательные  ассоциации».

    Анализировать предложенные чертежи по признаку цвета, формы, длины, ширины, высоты объектов, воспроизводить объекты по предложенным чертежам

    Распознавать настроение  других по мимике, пантомимике, интонациям голоса.

    К концу 3 цикла / Развитие творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы/

    Дети должны уметь:

    Самостоятельно искать пути решения поставленных  задач путем зрительного и мыслительного анализа, контролировать и оценивать свои действия, осознавать их, делать выводы, отделять главное от второстепенного.

    Выражать свои чувства и понимать чувства других через тактильные ощущения, язык жестов, мимики и, пантомимики, проявлять внимание, сочувствие ко всем детям в группе, отрицательно относиться к безразличию и безучастности к проблемам других, сотрудничать с партнерами

    Календарно-тематический  план

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1Вводная часть /словесные игры/

    2-3Основная часть/практические игры/

    4Физ.минутка (релакс. пауза)

    5Заключительная часть/работа в тетради/

    Домашнее задание (см приложение №3 рабочая тетрадь «Игротека»)

    Октябрь

    Развитие внимания и восприятия

    Развивать:

    1-качества внимания, концентрацию, интенсивность, распределение, переключение.

    - расчлененность восприятия.

    -наглядно-образное мышление,

    -умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать по признаку цвета, формы, величины

    -зрительно-моторную, вербально-моторную память.

    2-способность выражать свое эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние других.

    -самоконтроль

    3-связную речь.

    1

    2

     1Беседа «Головной мозг и органы восприятия»

    2 «Что изменилось»

    3 «Внимание» 1-4

    4  Физ.минутка

    5 «Раскрась фигуры» (1-2)

    Д.з. «Большие и маленькие» (3-4)

    1 «Повторяем друг за другом»

    2 «Внимание» 2-5

    3  «Этюды»

    4 Релакс.  пауза

    5 «Солнышко и лучики» (5), «Раскрась предметы» (6)

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры №4,90,60

    №94,6,61

    3

    4

    1«Сходство-различие»

    2 «Внимание» 3-6

    3 «Муха»

    4 Физ.минутка

    5 «Найди отличия»(7)

    «Лабиринт грузовик»(8)

    Д.з «Обведи и раскрась»(9)

    1 «Повторяем друг за другом»

    2«Внимание-угадайка» 1-2

    3 «Графический диктант»

    4 Релакс.  пауза

    5 «Продолжи ряд»(10)

    № 81,6,47

    № 61, 7, 14

    5

    6

    1 «Волшебные очки»,

    «Лишнее слово»

    2 «Графический диктант»

    3 «Внимание- угадайка» 3

    4 Физ.минутка.

    5 «Раскрась картинку»(12)

    «Найди одинаковые»(13)

    Д.з. «Дорисуй и раскрась» «Помоги цветку»(14,15)

    1 «Что изменилось»

    «Лишнее слово»

    2 «Графический диктант»

    3 «Внимание -угадайка» 4

    4 Релакс.  пауза

    5 «Назови и обведи цифры»(18)

    №11,14,7,41

    № 90,14,7,41

    7

    8

    1 «Что это означает»

     «Пары слов»

    2 «Графический диктант»

    3 «Что изменилось»

    4   Физ. минутка.

    5 «Найди  заплатку к коврику» (17)

    Д.з. Вырежи, найди, приклей заплатку к коврику»(17)

    1 «Меморина» 1

    2  «Внимание-угадайка»5

    3 «Что изменилось»

    4  Релакс.  пауза

    5 «Обведи и раскрась»(16)

    №91, 14, 58, 90

    № 44,7,90

    Месяц

    тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1Вводная часть /словесные игры/

    2-3Основная часть/практические игры/

    4Физ.минутка (релакс. пауза)

    5Заключительная часть/работа в тетради/

    Домашнее задание (см приложение №3 рабочая тетрадь «Игротека»)

    Ноябрь

    Развитие внимания и восприятия

    Развивать:

    1-умение отыскивать противоречия, называть противоположные по значению слова различных грамматических категорий.

    -способность планировать действия при решении проблем частей и целого.

    -способность моделировать  предметы и вещества путем анализа их строения.

    -наглядно-образное мышление

    -умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать по признаку цвета, формы, величины

    -логическое мышление,

    закреплять знания в области видо-родовых отношений.

    - память зрительно- моторную, вербально-моторную .

    2-способность распознавать настроение по мимике, пантомимике, выражать свое.

    -самоконтроль

    3-связную речь.

    9

    10

     1 «Наоборот»

    2 «Кто наблюдательнее»

    3 «Сложи квадрат» 1-10

    4  Физ.минутка

    5 « Раскрась деревья и расставь цифры»(19)

    Д.з «Вырежи и примерь одежду Даше»(21)

    1 «Этюды»

    2 «Назови одним словом»

    3«Сложи квадрат» 5-15

    4 Релакс.  пауза

    5 «Найди и обведи»(20)

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры №51,76,33.

    №94,5149,76

    11

    12

    1«Наоборот»

    2 «Сложи квадрат»10-20

    3 «Меморина» 2

    4 Физ.минутка

    5 «Обведи по цифрам» (20)

    Д.з  «Раскрась рисунок»(20)

    1 «Этюды»

    2 «Маленькие человечки»

    3 «Меморина» 3

    4 Релакс.  пауза

    5 «Сравни картинки»(23)

    № 51,76,44

    № 94,43,44

    13

    14

    1 «Назови похожее»

    2 «Меморина»

    3 «Сложи узор» 1-4

    4 Физ.минутка.

    5 «Продолжи ряд» (24)

    Д.з. «Найди отличия»

    «Раскрась картинки»(25)

    1 «Повторяем друг за другом»

    2 «Маленькие человечки»

    3 «Сложи узор»5-8

    4 Релакс.  пауза

    5 «Слева и справа»(28)

    «Раскрась рисунки»

    №48, 44, 77.

    № 61, 43,77

    15

    16

    1 «Испорченный телефон»

    2 «Что изменилось». «Хорошо-плохо»

    3 «Сложи узор» 8-12

    4   Физ. минутка.

    5 «Обведи по клеткам»(29)

    Д.з. «Дорисуй картинки»(31)

    1 «Кто наблюдательнее»

    2  «Хорошо-плохо»

    3 «Сложи узор» 13-16

    4  Релакс.  пауза

    5 «Нарисуй четвертую картинку»(32)

    №24,90,85, 77

    № 33,85,77

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1-2Вводная часть /словесные игры/

    2-3Основная часть/практические игры/

    4Физ.минутка (релакс. пауза)

    5Заключительная часть/работа в тетради/

    Домашнее задание (см приложение №3 рабочая тетрадь «Игротека»)

    Декабрь

    Развитие внимания и восприятия

    Развивать:

    1-умение сосредотачивать внимание на отдельных свойствах предметов.

    - мышление :

    наглядно-образное, пространственное/мысленно анализировать чертежи/

    словесно-логическое /выполнять отдельные игровые действия, обследуя условия заданий/.

    -память: зрительную, логическую.

    2-умение распознавать настроение  других по мимике, пантомимике, интонациям голоса, способность выражать свое.

    -самоконтроль

    3-связную речь.

    17

    18

     1 «Угадай эмоцию»

    2 «Пары слов»

    3Кубики для всех/КВ/1

    4  Физ.минутка

    5 «Нарисуй, что получится»(33)

    Д.з «Найди и обведи»(34,35)

    1 Беседа о различной степени интенсивности эмоций

    2 «Тройки слов»

    3 КВ-2

     4 Релакс.  пауза

    5 «Обведи по клеткам» (36)

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры №84,58,37

    № 1, 58,37

    19

    20

    1 «Цепочка слов»

    2  «Путешествие»1

    3  КВ-3

    4 Физ.минутка

    5 «Помоги мишкам»(37)

    Д.з «Зима 1»(38)

    Итоговое занятие.

    1 Цепочка слов»

    2«Путешествие» 2

    3  КВ-3

    4 Релакс.  пауза

    5 «Отметь фигуры»(41)

    № 87, 37, 70

    № 87, 37, 70

    Развитие памяти и мышления

    21

    22

    1 «Назови похожее», «Цепочка слов»

    2 «Путешествие» 3

    3 КВ-4

    4 Физ.минутка.

    5 «Лабиринт»

    Д.з. «Зима2»(40)

    1 «Волшебные очки», «Цепочка слов»

    2 «Путешествие» 4

    3 КВ-5

    4 Релакс.  пауза

    5 «Обведи и раскрась»(39)

    №48,87,70,37

    № 48,87,70,37

    23

    24

    1 «Этюды», «Бывает-не бывает»

    2 «Меморина»5

    3 «Путешествие»5

    4   Физ. минутка.

    5  «Подбери цифры»(42)

    Д.з «Раскрась картинку»(42)

    1 «Цепочка слов»

    2  «Меморина»6

    3   КВ 6

    4  Релакс.  пауза

    5 «Предметы и цифры»(43)

    № 94, 3,44, 70

    № 87, 44, 37.

      Месяц  

    Тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1Вводная часть /словесные игры/

    2-3Основная часть/практические игры/

    4Физ.минутка (релакс. пауза)

    5Заключительная часть/работа в тетради/

    Домашнее задание (см приложение №3 рабочая тетрадь «Игротека»)

    Каникулы

    Январь

    Развитие памяти и мышления

    Развивать:

    1-память: зрительно-моторную, вербально-моторную, логическую;

    -мышление: наглядно-образное, логическое-способность к выполнению основных логических операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.

    2-эмоциональную сферу: умение распознавать настроение по мимике, пантомимике, интонациям голоса.

    -воспитывать желание сотрудничать, учитывать интересы других. -3Активизировать словарный запас

    25

    26

    1Назови похожее

    2 Цепочка слов

    3 Путешествие (задачи)

    4  Физ.минутка

    5 Лабиринт «Помоги Кате»(44)

    Д.з «Вырежи и приклей заплатку»(46)

    1 Главные признаки

    2 Цепочка слов

    3 Кляксы

     4 Релакс.  пауза

    5 «Дорисуй половинку-раскрась картинку»(46)

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры №48, 87,70

    №13,87,38

    27

    28

    1 Этюды

    2 Три признака

    3 Путешествия(задачи)

    4 Физ.минутка

    5 Дорису недостающее количество фигур(47)

    Д.з «Вырежи и приклей заплатку»(46)

    1Рисуем настроение

    2Меморина

    3 КВ6

    4 Релакс.  пауза

    5 «Найди отличия»(49-50)

    № 94,83,70

    № 73,44,37

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1-2Вводная часть /словесные игры/

    2-3Основная часть/практические игры/

    4Физ.минутка (релакс. пауза)

    5Заключительная часть/работа в тетради/

    Домашнее задание (см приложение №3 рабочая тетрадь «Игротека»)

    Февраль

    Развитие памяти и мышления

    Развивать:

    1-воображение (используя метод эмпатии)

    -память: зрительно-моторную, вербально-моторную, логическую;

    -мышление: наглядно-образное, логическое-упражнять в самостоятельных поисках путей решения занимательных задач, путем зрительного и мыслительного анализа выделяя и обобщая отношения имеющихся данных.

    -самоконтроль, наблюдательность

    2-воспитывать желание сотрудничать, учитывать интересы других.

    3-активизировать словарный запас

    29

    30

     1Цепочка слов

    2 Я превращаюсь

    3 КВ-7

    4  Физ.минутка

    5 Продолжи ряд(51)

    Д.з Обведи и раскрась

    1Цепочка слов

    2 Я превращаюсь

    3 КВ-7

     4 Релакс.  пауза

    5Нарисуй недостающий предмет(52)

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры №87,95,37

    №87,95,37

    31

    32

    1Я знаю

    2 Цепочка слов

    3Я превращаюсь

    4 Физ.минутка

    5 Нарисуй по клеткам(54)

    Д.з Найди пару(55)

    1 Я знаю

    2Цепочка слов

    3 Я превращаюсь

    4 Релакс.  пауза

    5 Нарисуй четвертую фигуру(56)

    № 97,87, 95

    № 97, 87, 95

    33

    34

    1 Отгадай загадку

    2 Да-нет

    3Логические задачи

    4 Физ.минутка.

    5 нарисуй по клеткам(57)

     ,считай по порядку(59)

    Д.з. Обведи и подчеркни(60)

    1 Отгадай загадку

    2 Да-нет

    3Логические задачи

    4 Релакс.  пауза

    5 Дорисовки (61,62)

    Сравни предметы

    Из каких фигур (63)

    №100,6,42

    № 100,6,42

    35

    36

    1 Четыре стихии

    2Придумай продолжение

    3 Кляксы

    4   Физ. минутка.

    5 Преврати небылицу в быль (64)

    Д.з Найди и раскрась картинку (65)

    1 Четыре стихии

    2Придумай продолжение

    3 Пазлы 54

    4  Релакс.  пауза

    5 Найди девятое яблоко (66)

    № 88,66, 38

    № 88,66, 56

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1-2Вводная часть /словесные игры/

    2-3Основная часть/практические игры/

    4Физ.минутка (релакс. пауза)

    5Заключительная часть/работа в тетради/

    Домашнее задание (см приложение №3 рабочая тетрадь «Игротека»)

    Март

    Развитие памяти и мышления

    Развивать:

    1-воображение (используя метод эмпатии)

    -память: зрительно-моторную, вербально-моторную, логическую;

    -мышление: наглядно-образное, логическое- упражнять в самостоятельных поисках путей решения занимательных задач, путем зрительного и мыслительного анализа выделяя и обобщая отношения имеющихся данных.

    -самоконтроль, наблюдательность

    2-воспитывать желание сотрудничать, учитывать интересы других.

    3-активизировать словарный запас

    37

    38

    1-2 Что изменилось

    3 Я превращаюсь

    4  Физ.минутка

    5 Дорисуй по образцу(71)

    Лабиринт Заяц (72)

    Д.з Сделай мандарин(67)

    1-2 Цепочка слов

    3 Пазлы 60

     4 Релакс.  пауза

    5 Обведи и раскрась клоуна (73)

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры № 90,95

    № 87,56

    39

    40

    1-2 Назови одним словом

    3Путешествие (задачи)

    4 Физ.минутка

    5 Обведи и пропиши(74)

    Д.з Сделай ананас(68)

    Итоговое занятие.

    1Подбери и назови

    2 Меморина

    3 Путешествия (задачи)

    4 Релакс пауза

    5Дорисуй и раскрась обеими руками

    № 49,70

    №63,44, 70

    Развитие творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы

    41

    42

    1-2 Логические задачи

    3 Путешествие(задачи)

    4 Физ.минутка.

    5 Пропиши обеими руками (75)

    Д.з. Сделай банан(69)

    1-2 Логические задачи

    3Пазлы-80

    4 Релакс.  пауза

    5 Продолжи ряд(77)

    №42,37

    № 42,56

    43

    44

    1-2 Перевертыши

    3 Я превращаюсь

    4   Физ. минутка.

    5 Обведи и пропиши (76)

    Д.з Сделай клубнику(70)

    1 -2 Цепочка слов

    3 Я превращаюсь

    4  Релакс.  пауза

    5 Куклы и одежда(78)

    №59,95

    № 87,95

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1Вводная часть /словесные игры/

    2Основная часть/практические игры/

    3Физ.минутка (релакс. пауза)

    4Заключительная часть

    Апрель

    Развитие творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы

    Развивать:

    1-творческое мышление и воображение, используя метод эмпатии, мозгового штурма-выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов, ставить исследовательские цели, отделять главное от второстепенного, решать проблемные ситуации путем зрительного и мыслительного анализа, ранжировать предметы и объекты по степени важности

    2-самоконтроль

    3-связную речь.

    45

    46

     1Во что превратится

    2 Маленькие человечки

    3 Физ.минутка

    4 Пазлы 80

    1Продолжи предложение

    2Маленькие человечки

    3 Релакс.  пауза

     4 Пазлы360(группа)

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры №29,43,56

    №67,43, 56

    47

    48

    1Продолжи предложение

    2 Маленькие человечки

    3 Физ.минутка

    4 Корректурные пробы

     

    1 Сложные вопросы

    2Маленькие человечки

    3 Релакс.  пауза

    4 Я превращаюсь

    № 67, 43, 31

    № 78, 43,95

    49

    50

    1 Я превращаюсь

    2Продолжи предложение

    3 Физ.минутка.

    4 Лего

     

    1 Я превращаюсь

    2 Кляксы

    3 Релакс.  пауза

    4 Лего

    №95,67,39

    № 95, 38,39

    51

    52

    1Продолжи предложение

    2 Шифровки

    3 Физ. минутка.

    4 Лего

    1 Подбери слово

    2  Представь и …

    3 Релакс.  пауза

    4  Лего

    № 67,93,39

    № 64, 65, 39

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    ФГОС ДО

    1Познавательное развитие

    2 Социально –коммуникативное развитие

    3 Речевое развитие

    Структура занятия:

    1Вводная часть /словесные игры/

    2Основная часть/практические игры/

    3Физ.минутка (релакс. пауза)

    4Заключительная часть

    Май

    Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы

    Развивать:

    1-3-внимание и сочувствие ко всем детям в группе, отрицательное отношение к безразличию и безучастности к проблемам других, умение учитывать интересы других, выражать свое настроение  и чувствовать состояние партнера.

    - сенситивность, способность соотнесения тактильных образов.

    -умение добиваться цели приемлимыми способами общения, творческого воображения и непосредственности в общении.

    -умение слушать и слышать другого, гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении, способность делиться своими переживаниями.

    Продолжить знакомство с моральными чертами характера, дать понятие об их полярности.

     

    53

    54

    1Беседа «Волшебные средства понимания»

    2 Кто тебя позвал-узнай

    3 Интонация

    4  Физ.минутка

    5 Рисование «Доброе животное»

    1-3 Художник слова

    Подарок

    Вежливые слова

    Клеевой дождь

    Игрушка

    4 Релакс.  пауза

    5 Этюды

    (см приложение №2 «Сборник дидактических игр)игры №2,34,23,72

    № 86, 62,5,30,21,94

    55

    56

    1Средства понимания

    2 Лица

    3 Маски

    4 Физ.минутка

    5 Этюды

    1-3 Вежливые слова

    Опиши друга

    Кто тебя позвал- узнай

    4 Релакс.  пауза

    5Инсценируем сказку

    № 54, 40,94

    № 5, 54,45,22

    57

    58

    1 Кто это

    2 Соберитесь вместе

    3Найди пару

    4 Физ.минутка.

    5 Этюды

    1 Этюды

    2 Волшебные заросли

    3 Соберитесь вместе

    4 Релакс.  пауза

    5Ролевое проигрывание ситуаций

    №36,76,50,94

    № 94,10,79,71

    59

    60

    1 Чтение Золушка

    2 Беседа о героях сказки

    3 Наоборот

    4   Физ. минутка.

    5 Рисование «Золушка и сестры»

    Итоговое занятие

    1 Настроение

    2  Школа улыбок

    3 Я хороший, я плохой

    4  Релакс.  пауза

    5 Сочиняем и рисуем сказку

    №89,51

    № 46,92,96,80,74

    Приложение                                Фотоколлаж                                                                            «Работа на занятиях по РПС и ВПФ  детей старшего дошкольного возраста

                     в МБДОУ общеразвивающего вида  №84   г. Нижнекамск.

    Сочиняем сказку

    «Пазлы»

    SL381785

    «Кубики для всех»

    «Графический диктант"

    «Рисуем настроение»        

    Релакс. пауза «На берегу моря»

    сканирование0002

    SL381780

    «Подбери и назови»

    «Звезды на небе»

    Список используемой литературы.

    1  З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова  «Развивающие игры для детей  дошкольного возраста»  М. Просвещение  1991 г

    2   Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или Развивающие игры» М. Просвещение1990

    3   Л.А Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И Бардина, Л.И.Цеханская
    «Угадай, как нас зовут»  Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М Просвещение 1994г.

    4   З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М.Просвещение . 1990
    5   Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей.»  Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. Ярославль .Академия развития  1996

    6   Т.В.Башаева  «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук»  популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль . Академия развития, 1997.
    7  
    А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления у детей-дошкольников» Ярославль.  Академия развития.  1999.

    8   Л.Н. Бабич «365 увлекательных занятий для дошкольников» М. Айрис. 2000.
    9  Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»
     Ярославль Академия развития,  1999.

    10 Л.Ф. Тихомирова ,  А.В.  Басов «Развитие логического мышления детей» Академия развития . Ярославль, 1995 г.

    11 И. Ю. Матюгин «Как развивать память»  Донецк. Сталкер.  1998.

    12  А.З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет» М. Просвещение 1996 г

    13  М.И.  Чистякова «Психогимнастика»  Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение: Владос, 1995.

    14  Р.Р. Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

    - СПб.: Речь, 2005.

     15   Л.М. Шипицына « Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» М.«Речь» 2003
    16   Интернет   ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».

    Из опыта работы.  По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.Поэтому во многом м...

    Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста

    Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

    «Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.

    Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....