«Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».
материал по музыке (подготовительная группа) по теме

Прудникова Марина Владимировна

      Из опыта работы.  

По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.

Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Они служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

Выдающийся музыкальный педагог, в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой.

Поэтому необходимо как можно раньше вовлекать в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.

Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.

А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность..........

Скачать:


Предварительный просмотр:

 










     
«Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста». 










                           
Опыт работы музыкального руководителя
                                                                               Прудниковой М.В.













         По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.

Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Они служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

Выдающийся музыкальный педагог, в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой.

Поэтому необходимо как можно раньше вовлекать в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.

Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.

А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.

Каковы же задачи обучения детей музыкально-ритмическим движениям?

  1. Развитие музыкальности:
    - развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

    - развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
    - развитие музыкальной памяти.
  2. Развитие двигательных качеств и умений:
    - развитие координации движений, гибкости пластичности.
    - воспитание выносливости.
    - формирование правильной осанки, красивой походки.
    - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
    - развитие творческого воображения и фантазии.
    - развитие способности к импровизации.
  4.  Развитие и тренировка психических процессов:
    - развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
    - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
    - воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
    - воспитание умения вести себя в группе во время движения. Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.


            Дети проявляют большой интерес к искусству танца. Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством? Очень многие люди, особенно дети, задают себе эти вопросы, увидев со сцены или с телеэкрана «Щелкунчика», «Лебединое озеро», красивый народный или эстрадный танец.

        Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

        Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Так, раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность; хлопки – приветствие, радость; притопы – вызов, утверждение, подзадоривание; «каблучки» - вызов, задор, усмешка.

        Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве.

        Дети 5 -7 лет имеют достаточно разнообразный арсенал  выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации.

        В процессе занятий формируются способность воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетно-ролевой основой с активным привлечением самих детей к творческому процессу.

        В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно.

        Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трек характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит прежде всего в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

        Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.

        Как уже упоминалось, танцу присущи образность, сюжетность. Это придаёт ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

        Всё сказанное показывает, что танец вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.

        Детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

        Показателями творчества здесь могут быть: Удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа, комбинирование известных движений.

        Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

        Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерность персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и следовательно, способствующая его развитию.

        Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения.

        Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффектным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творчеству использованию выразительных движений.

        В процессе обучения я использую несколько методов. Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

        Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

        Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

        Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

        Начинаю работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: Открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в сердилки, зажигаемся как «лампочки» улыбкой.

        Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

        В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. Платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д.

        Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.

        И, конечно же, занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное.

        Каждое наше упражнение – это какой то образ. Придумывать название начинаю я, а они подхватывают. Иногда я даже не поспеваю за их фантазией. Самое удивительное, что они искренне верят во всё это. Верят, что они, в самом деле лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.

        На занятиях у нас всегда доброжелательная обстановка; поддерживаю и поощряю их самостоятельность, осторожно и мягко исправляю их ошибки.

        Абсолютно уверена, что ругать их нельзя. Хвалить обязательно! Похвала их подстёгивает, а сердитое слово, наоборот, обижает, да и вообще, хвалить ведь гораздо приятнее, чем ругать.

        Также воспитываю внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.

        Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

        За время наших занятий дети заметно изменились: Они стали пластичнее, мягче. Среди этих малышей появились даже свои лидеры, у которых получается всё лучше всех. Но и в тех, кто пока только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад, - даже в них видна огромная тяга к знаниям.

        Результатом нашей с детьми работы является ежегодное участие в городском хореографическом фестивале «Светлячок». Нами были подготовлены танцы: «Цирковые лошадки», «Фантазия», «Весёлая семейка».

        Танцевальный детский коллектив принимал участие в фестивале «Театральная капель», где были раскрыты образы героев сказок через движения.

        И конечно же, не один праздник или развлечение не проходит без интересных и разнообразных танцевальных постановок, таких как «Хороводы», «Кадрили», «Вальсы», «Польки», «Танец с зонтиком», «Русалки», «Лешие», «Снеговики», «Пингвины», «Цветы» и многие другие.

        Возраст 5-7 лет – самое идеальное время для занятий, надо только постараться сделать так, чтобы каждое из них было для детей настоящим праздником – весёлым, искромётным, радостным.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообраз...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

Консультация «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация «Развитие творческих способностей посредствомтанцевального искусствау детей старшего дошкольного возраста»...