из опыта работы «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.О

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства 

у детей старшего дошкольного возраста». 

 По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват,

трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.

Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Они служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.

А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.

Задачи обучения детей музыкально-ритмическим движениям? 

  1.  Развитие музыкальности:
    - развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.
    - развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
    - развитие музыкальной памяти.
  2. Развитие двигательных качеств и умений:
    - развитие координации движений, гибкости пластичности.
    - воспитание выносливости.
    - формирование правильной осанки, красивой походки.
    - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
    - развитие творческого воображения и фантазии.
    - развитие способности к импровизации.
  4.  Развитие и тренировка психических процессов:
    - развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
    - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
    - воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
    - воспитание умения вести себя в группе во время движения. Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.


             Дети проявляют большой интерес к искусству танца. Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством? Очень многие люди, особенно дети, задают себе эти вопросы, увидев со сцены или с телеэкрана «Щелкунчика», «Лебединое озеро», красивый народный или эстрадный танец.

         Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

         Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Так, раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность; хлопки – приветствие, радость; притопы – вызов, утверждение, подзадоривание; «каблучки» - вызов, задор, усмешка.

         Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве.

         Дети 5 -7 лет имеют достаточно разнообразный арсенал  выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации.

         В процессе занятий формируются способность воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетно-ролевой основой с активным привлечением самих детей к творческому процессу.

         В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно.

         Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит прежде всего в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

         Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.

         Как уже упоминалось, танцу присущи образность, сюжетность. Это придаёт ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

         Всё сказанное показывает, что танец вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.

         Детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

         Показателями творчества здесь могут быть: Удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа, комбинирование известных движений.

         Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

         Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерность персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и следовательно, способствующая его развитию.

         Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения.

         Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффектным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творчеству использованию выразительных движений.

В процессе обучения я использую несколько методов:

Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

         Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

         Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

         Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

         Начинаю работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой.

         Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

         В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д.

         Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.

         И, конечно же, занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное.

         Каждое наше упражнение – это какой то образ. Придумывать название начинаю я, а они подхватывают. Иногда я даже не успеваю за их фантазией. Самое удивительное, что они искренне верят во всё это. Верят, что они, в самом деле лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.

         На занятиях у нас всегда доброжелательная обстановка. Поддерживаю и поощряю их самостоятельность, осторожно и мягко исправляю их ошибки.

         Абсолютно уверена, что ругать их нельзя. Хвалить обязательно! Похвала их подстёгивает, а сердитое слово, наоборот, обижает, да и вообще, хвалить ведь гораздо приятнее, чем ругать.

         Также воспитываю внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.

         Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

         За время наших занятий дети заметно изменились: они стали пластичнее, мягче. Среди этих малышей появились даже свои лидеры, у которых получается всё лучше всех. Но и в тех, кто пока только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад, - даже в них видна огромная тяга к знаниям.

           Возраст 5-7 лет – самое идеальное время для занятий, надо только постараться сделать так, чтобы каждое из них было для детей настоящим праздником – весёлым, искромётным, радостным!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа развития творческих способностей «Художники – умельцы» для детей старшего дошкольного возраста

Разработанная Программа развития творческих способностей  через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения. Реализация программы происходит на базе МБДОУ ДС № 28 в кружке &laq...

Бумагопластика для развития творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

В презентации "Квиллинг это просто" представлен опыт работы воспитателя высшей категории Комиссарчук Н.Н. по бумагопластике с детьми старшего дошкольного возраста.Эти занятия развивают мелку...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

«Развитие творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Выступление из опыта работы «Развитие музыкального исполнительства, импровизации, творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыки....