Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.

Фототерапия предполагает как работу с готовыми фотоматериалами, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапииявляется создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец и т. д.

Психотерапевтические функции фотографии:

1. Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле – быть средством восприятия, переработки и передачи информации.

2. Фокусирующая/актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имеющих место ранее событий.

3. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и вос иятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем - прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.

4. Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний - как своих собственных, так и других людей.

5. Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключается в повторном, иногда более глубоком, по сравнению с прошлой ситуацией, переживании чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, что способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний.

6. Защитная функция фотографии связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматических и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними.

Это некоторые из наиболее важных психологических функций фотографии, позволяющих использовать ее в качестве лечебно-коррекционного и развивающего инструмента.

Техники фототерапии могут применяться в социальной работе с детьми (с признаками девиантного поведения, несовершеннолетние правонарушители, дети с ОВЗ, из неблагополучных семей, без попечения родителей и др).

А сейчас давайте рассмотрим несколько фототерапевтических технологии. Они могут использоваться как самостоятельные формы, так и включаться в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры и желание детей.

Цель использования техники:

Повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.

Примерные темы«Первый день каникул»«один день из моей жизни»«Один день из жизни моего класса»«Перемена в школе»«Ура, дискотека!»«Экзамены» и др.

Ход работыребенку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки необходимо расположить на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах.

Цель работы с техникой: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я –концепции.

Ход работы:детям предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…. Затем на листе ватмана. В центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. При обсуждении в группе дети делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу. Не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центре его фотографию.

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я – образов.

Необходимые материалы: 1. элементы костюмов; 2. маски; 3. арт-материалы, позволяющие создать костюм; 4. грим; 5. магнитофон; 6. аудиозаписи и др.

Ход работы: подумать ребенку какую роль он хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать. Используя готовый арсенал костюмов. Грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ. Игра в роли: танец, спонтанные движения, мимика, драматизация и т. п. В случае индивидуальной работы фотографируетпедагог или помощник. При групповой работе – деление на пары и создание взаимных фотосессий в ролиФотографий в роли должно быть не менее трех. На следующем занятии, когда снимки напечатаны – рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах.

Фотомарафон – это очень привлекательная форма фототерапии.

Задачи, которые решает фотомарафон напрямую связаны с его темой.

Фотография уникальным образом объединяет в себе и последние достижения технического прогресса, и психологические возможности высокого искусства.

Фотография доступна, относительно дешева, она создается быстро. Для ее создания не требуется специальное образование.

В то же время воздействие фотографии на ее создателя и зрителей может быть достаточно сильным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fototerap.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.

Фототерапия предполагает как работу с готовыми фотоматериалами, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапииявляется создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец и т. д.

Психотерапевтические функции фотографии:

1. Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле – быть средством восприятия, переработки и передачи информации.

2. Фокусирующая/актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имеющих место ранее событий.

3. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и вос иятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем - прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.

4. Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний - как своих собственных, так и других людей.

5. Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключается в повторном, иногда более глубоком, по сравнению с прошлой ситуацией, переживании чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, что способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний.

6. Защитная функция фотографии связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматических и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними.

Это, по крайней мере, некоторые из наиболее важных психологических функций фотографии, позволяющих использовать ее в качестве лечебно-коррекционного и развивающего инструмента.

Техники фототерапии могут применяться в социальной работе с детьми (с признаками девиантного поведения, несовершеннолетние правонарушители, дети-инвалиды, из неблагополучных семей, без попечения родителей и др).

А сейчас давайте рассмотрим несколько фототерапевтических технологии. Они могут использоваться как самостоятельные формы, так и включаться в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры и желание детей.

Цель использования техники:

Повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.

Примерные темы«Первый день каникул»«один день из моей жизни»«Один день из жизни моего класса»«Перемена в школе»«Ура, дискотека!»«Экзамены» и др.

Ход работыребенку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки необходимо расположить на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах.

Цель работы с техникой: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я –концепции.

Ход работы:детям предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…. Затем на листе ватмана. В центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. При обсуждении в группе дети делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу. Не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центре его фотографию.

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я – образов.

Необходимые материалы: 1. элементы костюмов; 2. маски; 3. арт-материалы, позволяющие создать костюм; 4. грим; 5. магнитофон; 6. аудиозаписи и др.

Ход работы: подумать ребенку какую роль он хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать. Используя готовый арсенал костюмов. Грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ. Игра в роли: танец, спонтанные движения, мимика, драматизация и т. п. В случае индивидуальной работы фотографируетпедагог или помощник. При групповой работе – деление на пары и создание взаимных фотосессий в ролиФотографий в роли должно быть не менее трех. На следующем занятии, когда снимки напечатаны – рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах.

Фотомарафон – это очень привлекательная форма фототерапии.

Задачи, которые решает фотомарафон напрямую связаны с его темой.

Фотография уникальным образом объединяет в себе и последние достижения технического прогресса, и психологические возможности высокого искусства.

Фотография доступна, относительно дешева, она создается быстро. Для ее создания не требуется специальное образование.

В то же время воздействие фотографии на ее создателя и зрителей может быть достаточно сильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Мастер – класс«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348023","attribute...

«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение). Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно в...

Игра как средство коррекции внимания детей с умственной отсталостью

В презентации подобраны 10 игр на коррекцию внимания у детей с умственной отстальностью....

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников».

Существует большое разнообразие видов арттерпии и один из них – изо- терапия. Она предлагает человеку  выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работ...

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»

Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детски...