«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»
проект (подготовительная группа)

Дикарева Елена

Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детский фольклор.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е.В. Дикарева, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»

Dikareva, music director

MBDOU "Kindergarten of the combined type No. 11"

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»

Аннотация: В статье раскрывается потенциал фольклора Воронежского края, как психологическая помощь детям в духовно-нравственном воспитании и для адаптации пребывания их в ДО.

Abstract:

Ключевые слова: Психологическая помощь, адаптация, фольклор, педагогические решения.

Keywords

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. года.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государства, в целом. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования в дошкольниках патриотических чувств и развития духовности. «Все начинается с детства», нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является русская народная песня Пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка, т.к. велико песенное богатство русского народа. Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизни ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы –характерные черты русского народного творчества.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Цель: Формирование у дошкольников духовных ценностей на основе традиционной культуры- песенное народное творчество.

Задачи: воспитать бережное отношение к культурно-историческому наследию;

Популяризировать песни Воронежского края (детский фольклор);

Создать творческий коллектив дошкольников (долгосрочный проект – преемственность ДО и НОО),

Как музыкальный руководитель, я поставила сначала перед собой задачи:

#1056;аботаю над темой по самообразованию «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе регионального песенного фольклора»

  1. разработала консультации и папки-передвижки для родителей;
  2. пополнила предметно-развивающую среду;

провела диагностику на начало учебного года;

Работу с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строим по следующим принципам:

Интегрированный (тесная связь с музыкой, театром, изо, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).

Программно-действенный, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.

Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует психолого-педагогические +++ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.

Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал проектов, например, «Поющая Россия, живи в веках!».

Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детский фольклор. Где же его взять? Можно обратиться в институт искусств на кафедру этномузыкологии. Приглашает всех профессор Галина Яковлевна Сысоева. На кафедре имеются детские сборники, которые можно купить там же, можно на выбор сфотографировать, ксерокопировать нужные страницы. Мы рассмотрели сборник детского фольклора «Беседушка», «Ходил Ваня по лужочку», сборник «Вёснушка» ожидается, и мы ждем его. Там же продаются диски с песнями «Воля – детям», сб. «Аленький наш цветок». Это песни бытовые, исторические, обрядовые…

В репертуар нашего детского ансамбля русской песни «Ладушка» вошли такие песни, как «Пойду ль, выйду ль я», «А кто у нас хорош», «В темном лесе, за лесью…», « Ах, вы сени», Комара женить мы будем».

Для средней группы в репертуар «Хороводы и пляски» включена песня «Кто у нас хороший», обр. Ан. Александрова. Это песня нашего края. Дети с удовольствием водят хоровод, изображают важного Иванушку. В сборнике «Народные песни Воронежской области» эта песня напечатана в подлинном народном изложении. Здесь рассказывается об Иванушке Сарычеве. Дети узнают как он манерно ходит, и сапог не ломает, и чулок на марает, да матушку почитает…Это большой и глубокий воспитательный процесс. Конечно, знакомимся с диалектом воронежского края (развитие речи). В нашем ДО эта деятельность успешно ведется, ориентируясь на ФОП: в ансамбле принимают участие и сотрудники ДО, и родители. Совместно воспитатели и родители создают костюмы для выступления.

Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.

Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.

Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека.

Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.

Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом,

Обучение детскому фольклору мы начинаем с предоставления пространства дошкольникам для детской реализации (ПДС), результативностью активности детей в этом процессе является новый продукт, автором которого выступает сам ребенок - это музыкальные шумелочки (проект «Музыкальная мастерская»);.

Знакомимся с русскими народными играми, с традиционными нарядами воронежского края. Например, ребята узнают о том, что юбка называется панёва, а клетки из полосочек на панёве имеют большое значение: сколько клеток, столько земли у хозяюшки этой панёвы. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего края, диалектом. Большая работа проводится по развитию речи, в процессе разучивания песен. Если ребенок не может довериться. рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких песенных играх все становится возможным.

Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства

У нас, жителей воронежского края есть большая ценность, кладезь культурных традиций великой нашей страны– это народные песни воронежского края.

Напевны и звучны детские народные песни. Они легко поются и без музыкального сопровождения, с голоса (а, капелла).

Приобщение детей к исполнению песен воронежского края, к участию в обрядовых народных праздниках, конкурсах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей . Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, тем самым сохраняется достояние нашей России, воспитываются лучшие качества личности подрастающего поколения.

Песенное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Библиографический список

.1. Педагогические исследования. 2021. Выпуск 2 © 2020–2021 УДК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.

Статья ориентированна на личный профессиональный опыт...

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Мастер – класс«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348023","attribute...

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение). Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно в...

Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка.

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психо...

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников».

Существует большое разнообразие видов арттерпии и один из них – изо- терапия. Она предлагает человеку  выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работ...

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...