Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.
статья (старшая группа) по теме

 Язева Наталья Владимировна

Статья ориентированна на личный профессиональный опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.

Театр – один из самых доступных  видов искусств для детей, которые помогает в решении многих актуальных проблем связанных с:

- Формированием эстетического вкуса;

- Нравственного воспитания;

- Развитие коммуникативных качеств личности;

- Развитие памяти, мышления, воображения, фантазии, инициативности, речи;

- Создание положительного эмоционального настроя и т.д.

Театральная деятельность всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствование навыков воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Театральные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявлять творческие способности в различных видах деятельности.

    Работая с детьми,  я целенаправленно использую кукольный театр в своей практике.  Ставим вместе с детьми разные спектакли, сценки, разыгрываем ситуации. Дети по  своему желанию участвуют в кукольных постановках,  и используют театральный уголок в самостоятельной деятельности – в игре. С большим удовольствие и с интересом, дети придумывают новые сказки.

  Каждые два года  к нам в группу приходят другие дети (с 5 лет), и в этом году мы опять взяли на воспитание детей из средней группы.  

Раз в месяц с детьми устраиваем  кукольные представления для других детей. Дети активно участвуют в распределение ролей,  я стараюсь, чтобы в наших театральных увлечениях принимали участие все дети. Но стала наблюдать  за тем, что двое мальчиков  постоянно отказываются принимать участие  в этом виде деятельности, хотя удовольствием наблюдают за этим процессом. А когда я их спрашиваю, почему, обычно говорят: не умею, не хочу, не интересно.  Мои уговоры, и любое предложение не действовали. Один мальчик, его зовут Коля, ходит в детский сад с 3-х лет, но не когда ранее не  принимал участие ни в праздниках, ни в сценках, другой  мальчик, Рашад, до этого никогда не ходил в детский сад.

       Обычно в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них, в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в театральной деятельности, страх быть осмеянным сверстниками, боязнь и не желание получить отрицательную оценку за свою деятельность.

 Встала проблема: как кукольный театр может помочь в работе с неуверенными в себе детьми?

     Стала просматривать литературу, имеющую в детском саду: как нужно  начать работу по привлечению детей в общую театральную деятельность.

     Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский  писал: « Не следует забывать, что основной закон  детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощение» (книга « Воображение и творчество в детском возрасте»).

     Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петров в книге «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» предлагают учитывать ряд креативных   принципов в обучение и воспитание, т.е. максимальную ориентацию на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности:

1. Снятие по возможности, всех стрессообразующих факторов;

2. Раскрепощенность, стимулирующую духовный потенциал творческой активности;

3. Развитие реальных мотивов:

а) игра не должна быть из-под палки,

б) внутренние, личности мотивы должны преобладать над внешние, ситуативные, исходящими из авторитета взрослого,

в) внутренние мотивы должны включать, обязательно мотивацию успешность, продвижения вперед.

  Н.Ф. Сорокина в своей книге «Играем в кукольный театр» рассматривает несколько ситуаций и предлагает  варианты побуждения детей в общую театральную игру. Она предлагает сделать с детьми игрушки из бумаги для настольного театра и использовать эти игрушки в постановке. Предложить детям роль, например, без слов.

Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко в книге «кукольный театр – дошкольникам» рекомендуют начинать с маленьких и легких, знакомых сцен, разговаривать знакомыми и любимыми игрушками, простых в обращении.

 Для решение этой проблемы поговорила с мамой Рашада, они из дома принесли оду из его  любимых игрушек -  мягкую кошечку. У Рашадика ходит сестричка в ясли, и я его уговорила на то, что бы вместе со мной показать сценку  по маленькому  стихотворению И. Жукова «Киска». Я говорю слова, а он показывает движение игрушкой. В месте с остальными детьми подготовили ряд потешек и показали малышам. Рашад очень волновался, когда подходила его очередь «выступать», но все же  справился с первым «выходом». Всех ребят поблагодарила воспитательница, а малыши хлопали в ладоши. В присутствии  Рашада, я похвалилась маме о его  успешном выступлении. На следующий день Рашад пришел в замечательном настроении. Теперь он с удовольствием соглашается принимать участие в театральной деятельности, но пока в малых,  эпизодных ролях. С Колей  работа протекала практически в том же направлении. Но мы готовили с ним демонстрацию пальчиковой гимнастики для наших детей: «Дом и ворота» В. Цвынтарного, « Мизинчик» Л.П. Савиной и др.  Я говорю слова, Коля показывает движения, а ребята все повторяют.  У Коли появилась некоторая уверенность в себе перед сверстниками. Работа продолжается и прогресс очевиден.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...

Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение...

«Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ, родителей и педагогов, для успешного решения психолого-педагогических и оздоровительных задач».

Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные...

Конструктивное решение психолого-педагогических ситуаций

Данные ситуации можно рассматривать с педагогами в рамках педсовета, деловой игры, практикума, на конкурсе "Воспитатель года" и тд......

доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.

Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»

Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детски...