Конструктивное решение психолого-педагогических ситуаций
методическая разработка

Расчёсова Наталья Николаевна

Данные ситуации можно рассматривать с педагогами в рамках педсовета, деловой игры, практикума, на конкурсе "Воспитатель года" и тд...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_situatsii-metodkabinet.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

Конструктивное решение

психолого-педагогических ситуаций.

Подготовила:

 Расчёсова Н.Н., МДОУ № 16

Январь- 2019 г.

Участникам дискуссии  предлагается ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от педагога как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов деятельности. Выбрав ситуацию, группа (педагог) обсуждает возможные варианты решения данной ситуации и предъявляет решение для общего обсуждения. 

1. Утро. Воспитательница что-то пишет за столом. Она так занята работой, что не видит

вошедшего улыбающегося Колю. Он сегодня пришел первым.

- Здравствуйте, Екатерина Ивановна громко говорит Коля.

Воспитательница не отвечает.

- 3дравствуйте, Екатерина Ивановна повторяет мальчик и снова не получает ответа. Он идет к

игрушкам и начинает строить железную дорогу...

Воспитательница кончила писать и только теперь заметила играющего мальчика.

- Ты почему не поздоровался? - строго спросила Екатерина Ивановна, сердито захлопывая тетрадь.

- Я поздоровался, сказал Коля.

- Нет, не поздоровался, чеканила слова Екатерина Ивановна Кому верить: тебе или мне? Будешь

сидеть до завтрака на стуле, лгунишка.

Коля сел на стул. На ковре осталась недостроенная железная дорога.

- В чем педагогический вред незаслуженного наказания?

- Какие личные качества проявила воспитательница в данной ситуации? В чем их отрицательное

влияние на детей?

- Какими педагогическими и психологическими качествами обязан обладать воспитатель детей

дошкольного возраста?

 2. Малыш впервые пришел в детский сад. Все в нем говорило о торжественности этого случая:

новый, впервые надетый костюм с пышным бантом на груди, сверкающие ботинки и сияющее

радостью лицо.

- Вы уже раздели его? - сухо сказала высокая в темном платье воспитательница, выходя из дверей

группы в раздевальную - он что, сам не умеет? Это плохо! А бумагу туалетную принесли? Альбом,

карандаши, краски?

- Мама поспешно стала вынимать из сумки требуемые предметы, выкладывая их на столик.

- Бумаги мало, - разочарованно сказала воспитательница, - и карандаши надо очинить, нельзя же

мне все делать самой.

Она мельком взглянула на мальчика.

- Опять мальчик! С девочками куда легче работать. - И обратилась уже к мальчику - Девочек

будешь обижать? А мальчиков? Малыш вдруг заплакал. Громко, навзрыд.

- Мама! Не хочу в детский сад! Возьми меня домой! Мамочка!

- Почему мальчик заплакал?

- Обладает ли воспитатель чувством педагогического такта? Ответ обоснуйте.

-Как следует организовывать встречу, прием в группу новых детей?

3. Дети пришли с прогулки. Все разуваются. Слава протягивает ногу и говорит воспитательнице:

- Расстегните мне сапоги! Ну, расстегните! - капризно кричит он.

- Попытайся сам, - спокойно говорит ему воспитательница. - Смотри, ребята давно научились.

- А мама сказала, пусть воспитательница развязывает, она за это деньги получает.

- Чем объяснить требование Славы?

- Кто повинен в таком поведении Славы?

- Оцепите тактичность воспитательницы, мамы и Славы.

-Какие отрицательные моральные черты могут развиться у ребенка в подобных случаях?

- Какое профессиональное качество проявилось в действиях воспитательницы?

4. В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

-Какой найти способ, чтобы повернуть детей к отверженному мальчику.

5. В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время занятия уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада.

-Как быть?

6. Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить.

Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.

Как быть?

7. Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

- Что может предпринять педагог в такой ситуации?

8. Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают. Вариант 2.Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место. Вариант 3.Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

 
9. В СТАРШЕЙ группе на занятиях по ФЭМП систематически мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо. Алеша и на других занятиях отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания воспитателя.

Выход: в ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили, что Алеша очень любит динозавров: всегда приносит игрушки-динозавры в садик, знает чем питаются динозавры и другие пресмыкающиеся. Для решения проблемной ситуации воспитатели выработали схему поведения с Алешей: во время свободной деятельности детей подходить к Алеше на 1-2 минуты с заинтересованными вопросами, уделяя ему положительное внимание: "Почему тебе нравятся динозавры?", "А чем питается такой динозавр?", "А что ест эта змея?", "Нравится ли тебе кубик такого цвета?", т.е. проявлять заинтересованность Алешей. 
Кроме того, на уроке ФЭМП были использованы следующие пособия: набор картинок динозавров, дети считали их до 5. Алеше было разрешено поставить своих динозавриков на стол и считать их тоже. При знакомстве с треугольником дети выкладывали из палочек дом для динозавра, в качестве палочек использовались маленькие веточки деревьев.

10. Вадим (3 года) очень активный ребенок, может обидеть кого-нибудь из детей, может поинтересоваться содержимым шкафов и т. д. Воспитатель, чтобы ограничить Вадима, во второй половине дня усаживает его на стул и не разрешает слезать с него, до прихода мамы.

         -Ваша оценка действий воспитателя? -Ваш совет воспитателю?

11. Воспитатель, в том случае, если дети не слушаются, говорит: «Не будете спать - придет медсестра, сделает тебе укол», «Не будете слушаться, милиционера позову».

      -Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Если нет, то почему? Обоснуйте свой вывод. (Ни в коем случае не запугивайте детей милиционерами, врачами и так далее. Из-за этого малыш перестанет понимать, что эти профессии на самом деле приносят множество добра людям. А если что-то незаконное произойдет на его глазах, то он даже и не подумает обратиться за помощью к милиционеру.) 

12. В ГРУППУ КУПИЛИ НОВЫЙ КОНСТРУКТОР. Дети  с большим удовольствием начали раскладывать его детали. Пытаются строить то башню, то ракету, складывая кирпичики друг на друга, но все конструкции рушатся.

-Что должен был сделать воспитатель? 

Решение.  В таком виде конструирование мало что дает. Чтобы конструктор был интересен детям, он первоначально должен быть обыгран, как и любая игрушка (игра), при целенаправленном руководстве со стороны взрослого. Сначала нужно рассказать и показать ребенку, что можно собрать, построить из данного конструктора. Опыт совместных «изысканий» позволит выполнить более сложные задания: например, построить гараж для машины. Для этого необходимо научить ребенка сравнивать предметы по величине, форме, обращая внимание на их пространственные особенности: большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий и т. п. Затем нужно показать, как величина и форма предмета зависят от его назначения. И тогда с помощью взрослого ребенок научится пространственному анализу образца (в качестве образцов можно дать фотографии, рисунки), постепенно научится устанавливать разные взаимосвязи между конструкцией и назначением предметов, создавать собственные оригинальные конструкции, развивая свои творческие способности.Ребенка надо научить, как пользоваться любой купленной ему вещью. 

13. Перечислите мотивы, которые определяют, как правило, плохое поведение детей.

(Привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи)

14. Продолжите предложение… «Я обычно уделяю внимание своим воспитанникам следующими способами..»

15. Воспитательница говорит: Кто получит от меня три замечания, тот не пойдет на прогулку. И тут же сообщает Ване: «Ты уже два раза правила нарушил, смотри у меня!». Ваня тут же нарушает в третий раз и лишается прогулки. Когда дети одеваются, воспитательница тихо говорит на ухо Ване: «Посиди в группе полчаса и можешь выйти на улицу»

-Какие правила педагогического воздействия нарушил воспитатель?

(Установила правила без обсуждения с детьми, ввела правила до сообщения детям, не обьяснила, за что можно получить замечание, обьявленные правила тут же изменила на новые для одного ребенка)

16. В подготовительную группу утром пришла новенькая девочка Маша. Она сразу же подошла к играющим в углу девочкам со словами «Я буду главная, я-королева, и я буду играть вот здесь». Дети на нее обратили внимание, но никак не отреагировали…Маша заплакала и убежала в раздевалку к маме.

-Чем обусловлено такое поведение девочки, и как должен построить взаимоотношения педагог?

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. 

- Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

  1. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. 

- Как Вы начнёте беседу?

  1. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. 

-Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

  1. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.

- Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

21. В группе есть ребенок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает. Вы оставите его в покое или… 

Варианты ответов:  А. Конечно, оставлю его в покое. В. Переведу его в другую группу. 

С. Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны. D. Свой вариант. 

22. У Вас не сложились отношения с коллегой, работающим в соседней группе. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас. Ваши действия? 

Варианты ответов: А. Нельзя терять свое лицо перед детьми, поэтому необходимо тут же поставить невежду на место. В. Нужно написать докладную заведующей, это в ее компетенции. С. Нужно сгладить конфликт, а затем найти с этим педагогом компромиссное решение. 

 23.  У ребенка Вашей группы неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На Ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…». Ваши действия? 

Варианты ответов: А. На родительском собрании вынести решение о временном переводе этого ребенка в другую группу. В. Подговорить ребят не играть с ним. С. Один на один покажу ему, кто здесь хозяин. D. Свой вариант. 

ПОСТРОЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ РОДИТЕЛЕЙ

Ситуация 1. Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".



Комментарий Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.



Ситуация 2. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, «нет дыма без огня». 

Ситуация 3. Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно. 

Комментарий Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».


Ситуация 3. Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой. 

Комментарий Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно.


Ситуация 4. Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Комментарий В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенические правилах дошкольного учреждения.

Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости «не по правилам».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство для решения психолого-педагогических проблем.

Статья ориентированна на личный профессиональный опыт...

Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

«Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ, родителей и педагогов, для успешного решения психолого-педагогических и оздоровительных задач».

Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные...

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...

«Музыкальный фольклор как средство решения психолого-педагогических проблем у дошкольников»

Исполнение нашей воронежской народной песни – это сценическое искусство, радость, игра, озорство…Конечно, изучая народное творчество воронежского края, я использую в своём ансамбле детски...