Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач
проект на тему

В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.        

         Таким образом, проект коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей с овз и необходимостью развития творческих способностей дошкольников путём создания условий, формирующих умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности

Проблема нет программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении…

           Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников с ОВЗ изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Новизна проекта заключается в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ на основе ТРИЗ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач.

В настоящее время здоровье детского населения России представляет серьезную социальную проблему. Отклонения в состоянии здоровья выявлены у 72% российских детей, прошедших в рамках Всероссийской детской диспансеризации осмотр у специалистов (2011-2012).

Для решения этих проблем через включение детей с ограниченными возможностями здоровья в комплексное психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном учреждение разработан этот проект.

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (в освоении основной программы дошкольного образования; коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся; их социальную адаптацию.)

        В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.        

                   Таким образом, проект коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей с овз и необходимостью развития творческих способностей дошкольников путём создания условий, формирующих умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности.

             Проблема нет программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении…

             Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников с ОВЗ изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Новизна проекта заключается в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ на основе ТРИЗ-технологии.

            Актуальность проекта объясняется тем, что формирование активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

Ожидаемые результаты

Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья:

- способный видеть проблемы;

- желающий их решать;

-обладающий необходимыми средствами ("вооруженный") для решения проблем.

Родители:

- удовлетворение запросов и потребностей жителей города Нефтеюганска в качественном образовании  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические работники учреждения

-повышение профессионального мастерства педагогов за счет освоения новых технологий.

Образовательное учреждение:

- создание  новой практики образования, обеспечивающей максимально реализовать возможности всех участников образовательного процесса для достижения нового  качества   образования;

- модернизированы формы  занятий в соответствии с применением ТРИЗ-технологии и возрастными психологическими особенностями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

- создана служба мониторинга результатов  по внедрению ТРИЗ-технологии.

- внедрен компетентностный подход в образовательный  процесс для формирования успешной личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и повышения профессионализма педагогов.

У ребенка раскрывается интеллектуальный потенциал..

ОТСМ –общая теория сильного мышления

АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач

ТРТЛ- теории развития творческой личности-

РТВ- развитие творческого воображения

Механизм реализации проекта

1 этап - аналитико-проектировочный  (сентябрь-январь 2013-2014 )

2 этап - практический (2013-2015 )

3 этап - обобщающий (2014-2015)

Концепция обучения воспитанников с ОВЗ по методикам ТРИЗ-технологии

1 этап: Первый этап подразумевает поиск истины и сути. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен научиться осознавать, что каждый предмет можно использовать по- разному.

2 этап: Второй этап посвящен поиску противоречий в предмете. Что хорошо и что полезно, а что и вовсе не нужно.

3 этап: На третьем этапе ребенку с ограниченными возможностями  предлагается разрешить противоречия. Это самый интересный этап, т.к. для него разработан комплекс игр и развивающих задач. Ребенок с ОВЗ учится придумывать оригинальные пути решения проблем, уходить от стереотипных поисков.

4 этап: Последний этап служит для развития творческого мышления и воображения. Ребенок с ОВЗ самостоятельно выдумывает новые упражнения и сказки с противоречиями. Для данного этапа используются специализированные методики, которые включают в себя конструирование, моделирование

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, мы решили для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе программы, по которой работаем.

         Таким образом, опираясь на важность и необходимость развития творческого воображения детей дошкольного возраста, определили направление психолого-педагогической работы.

         Развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта  и для которых данный опыт предназначен, являются: педагог-психолог дошкольного учреждения, дети дошкольного возраста и их родители (законные представители).  

Предлагаемое нами взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие творческого мышления, воображения

Данный  психолого-педагогический проект помогает ребенку самореализоваться в жизни, адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументировано, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу. Особую важность передача накопленного опыта представляет на ступени дошкольного образования, которая является базисной, социально необходимой и самоценной ступенью единой образовательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Теория решений изобретательских задач. Игры технологии ТРИЗ

.Теория решений изобретательских задач2.Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов)                  Созда...

Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"

Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников....

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....

Педагогическая технология «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов. Педагогический процесс в педтехнологии – это ключевое понятие...