Главные вкладки

    Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
    презентация на тему

    Дронова Елена Давидовна

    презентация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psih-ped_vozdeystvie.pptx2 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач Старший воспитатель: Дронова Е.Д.

    Слайд 2

    Вопросы 1. Сущность психолого-педагогической диагностики. 2. Приемы психолого-педагогического взаимодействия. 3. Решение психолого-педагогических ситуаций как профессиональная задача педагога.

    Слайд 3

    Педагогическая аксиома: Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет

    Слайд 4

    Педагогическое взаимодействие

    Слайд 5

    Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса

    Слайд 6

    Педагогическое взаимодействие субъектно-объектное субъектно-субъектное

    Слайд 7

    Гармония педагогического взаимодействия Современная школа – это, прежде всего, пространство сотрудничества образовательных субъектов: учителя, школьника и их родителей.

    Слайд 8

    Типы взаимодействия в которые вступает педагог УЧИТЕЛЬ-«Я». УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ. УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК. УЧИТЕЛЬ - ГРУППА УЧАЩИХСЯ. УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ.

    Слайд 9

    Формы взаимодействий : - сотрудничество; - диалог; - опека; - конфронтация; - соглашение; - подавление; - конфликт; - индифферентность.

    Слайд 10

    Уровни педагогического взаимодействия Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развить у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии. Второй уровень – это взаимодействие человека с другим. Причем, другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером , а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя. Третий уровень – то взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.

    Слайд 11

    Педагогическая диагностика

    Слайд 12

    В образовательной сфере функциями психолого-педагогической диагностики являются: 1) профессиональная ориентация среди учащейся; 2) контроль за формированием у учащихся необходимых знаний, умений и навыков; 3) изучение и оценка особенностей умственного и личностного развития учащихся в ходе обучения; 4) диагностика и коррекция поведения и отдельных свойств личности; 5) разработка рекомендаций по развитию изучаемых качеств; 6) оказание помощи в решении практических задач совершенствования учебно-воспитательного процесса; 7) оценка качества образования.

    Слайд 13

    Принципы психолого-педагогической диагностики Общепедагогические принципы исследования детей - Принцип единства диагностики и коррекции; - Принцип целостного изучения всех психических характеристик; - Принцип деятельностного подхода; - Принцип динамического изучения ребенка; - Принцип каузальности (этиопатогенетический); - Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных; Этические принципы - принцип конфиденциальности; - принцип соблюдения интересов обследуемого; - принцип ненанесения ущерба; - принцип компетентности и беспристрастности.

    Слайд 14

    Методы педагогической диагностики Метод изучения документации. Метод беседы. Метод изучения результатов деятельности детей. Метод наблюдения. Метод эксперимента. Метод тестов

    Слайд 15

    через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности; преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность; создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся; осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.). Взаимодействие при решении развивающих задач:

    Слайд 16

    Авторитарный стиль взаимодействия, подавление реализуется с помощью тактики диктата и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуации. Попустительский стиль взаимодействия, индифферентность характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результат. Стиль взаимодействия сотрудничество ориентирован на повышение роли обучающегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Слайд 17

    Гуманистическое воспитание предполагает не прямое воздействие на личность, а субъектно-субъектное взаимодействие – диалог или сотрудничество “на равных”.

    Слайд 18

    Основные идеи педагогики сотрудничества: требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора обучающимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения;

    Слайд 19

    - развитие памяти обучающихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; - опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; - комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку; - обучение самоанализу и самооценке своей деятельности; - систематическое развитие интеллекта обучающихся с помощью современных методов интеллектуальной деятельности;

    Слайд 20

    организация деятельности обучающихся на уроке в форме, соответствующей содержанию; использование активных форм обучения; коллективное воспитание; творческое самоуправление; сотрудничество учителей и родителей; личностный подход; творческий производительный труд.

    Слайд 21

    Правила общения: 1 правило. Хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь к собеседнику. 2 правило. Нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. 3 правило. В процессе общения не навязывайте собеседнику своих интересов, а подстраивайтесь к его интересам, говорите о том, что интересно ему.

    Слайд 22

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Задача – обоснованное предписание по выполнению действия (набора, последовательности действий). Задача включает в себя: требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированное в вопросе или задании. Осуществление решения задачи представляет собой поиск и определение неизвестных элементов через известные. Решить задачу означает достичь конкретного, искомого результата. Профессиональная педагогическая задача характеризуется объективными и субъективными критериями. К первым относятся: масштаб задачи; недостаточность (избыточность) условий; контекст (точнее, необходимость «переноса» полученного ранее решения в новые обстоятельства); неоднозначность (многовариантность) решения. Ко вторым относится количество затрачиваемых на решение задачи ресурсов: временных, информационных, психологических, физических, материальных, организационных.

    Слайд 23

    Педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Пе­да­го­ги­че­ская си­туа­ция пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность ус­ло­вий и об­стоя­тельств, ко­то­рые тре­бу­ет от учи­те­ля бы­ст­ро­го при­ня­тия педагогически вер­но­го ре­ше­ния. Это есть фраг­мент реальной жиз­ни учи­те­ля и уче­ни­ка. Су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные точ­ки зре­ния на клас­си­фи­ка­цию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций. Ча­ще все­го пе­да­го­ги­че­ские ситуации подразделяют на сти­хий­но воз­ни­каю­щие в пе­да­го­ги­че­ском про­цес­се, а так­те целенаправленно конструируемые, соз­да­вае­мые учи­те­лем с оп­ре­де­лен­ной це­лью.

    Слайд 24

    Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе? Первостепенной причиной такой ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения: недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету; разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах; противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь; противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия; разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

    Слайд 25

    Пример решения педагогической ситуации При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы. Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения

    Слайд 26

    Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь? Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи: помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков; донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим; провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

    Слайд 27

    Способы решения педагогической задачи Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения. Через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

    Слайд 28

    Алгоритм решения педагогической задачи: Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.). Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации. Определите несколько вариантов решения конфликта. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

    Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов....

    Алгоритм и оценка решения педагогической задачи

    Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике....

    Решение педагогических задач (работа в подгруппах)

    Решение педагогических ситуацтй для специалистов и педагогов ДОУ...

    Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

    Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

    Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

    Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...

    «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

    laquo;Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...