Решение педагогических задач (работа в подгруппах)
статья

Зырянова Ирина Анатольевна

Решение педагогических ситуацтй для специалистов и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_situatsii_i_pedagogicheskie_zadachi.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Решение педагогических задач (работа в подгруппах)

МО учителей-дефектологов, 24.01.19 г Зырянова И.А.

        Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения занятий,  во время игр, практических работ и т.д. и, как правило, разрешаются здесь же. Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.

      Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

      Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и воспитанника.

     Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Она определяется как педагогическая проблема, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.

     Педагогическая задача - результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом. Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности.

     Я  предлагаю  ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от Вас как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов педагогической деятельности. Группа из 4-х педагогов обсуждает возможные варианты решения данной ситуации,  и предъявляет решение для общего обсуждения. 

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ.

ИГРА И РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

          Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Вопросы:

1.        Как должен поступить воспитатель?

  • Сделать замечание детям.
  • Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.

2.        Как бы вы поступили?

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

          Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

  1. Объясните, почему не получилась игра?
  2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

  • Я буду врачом, — кричала Наташа.
  • А я- бортмехаником! — сказала Саша.
  • Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
  • Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
  • А я первый сказал!
  • Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

—        Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

ИГРА В МАГАЗИН

     Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Педагогические ситуации

  1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

             Вопросы:

             Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

            Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие  

            участники игры?

  1. Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

             Как поступить воспитателю в данной ситуации?

             Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные

             ситуации?

  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

            Какова должна быть реакция педагога?

  1. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

            Как поступить воспитателю?

  1. Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

            Как должен поступить педагог?

  1. Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

           Как должен отреагировать на это воспитатель?

Решение педагогических ситуаций

Ситуация 1.

         Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

          Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 2.

          Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вариант 1.

Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.

Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

 Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

 Ситуация 3.

 Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Решение:

Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети  не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

Заинтересовать ребенка другими видами деятельности.

Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.

Ситуация 4.

3.  Мама: Почему у тебя одежда мокрая?

Дима:  Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама:  не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.

Мама: Пойдёшь в мокром.

Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

 «Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?

Ситуация 5.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого , воспитательница заметила два психологических факта:

1. Его стремление командовать сверстниками.

2. Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников.

Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем.

Ситуация 6.

    При работе с рисунком в тетради , после анализа двух рисунков педагог проводит «графический диктант» такого вида: 

- Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом. 
Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает». 

Решение. 
   Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются «голубыми», они имеют голубой оттенок. 

    После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. 
Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. 

Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники. 

Ситуация 7


 Перед занятием педагог готовит рабочие места для начала занятий. Он раскладывает на столы для каждого ребенка математические кассы. 
Все дети рассаживаются на свои места. Начинаются занятия. Но неожиданно приходит один ребенок после болезни. Для него педагог не приготовил пособие. 

Решение. 
   У педагога должен быть приготовлен лишний набор для занятий. 
Если такого нет, то педагог ребенка сажает с другим ребенком за один общий стол и продолжает занятие. 

    А родителям ребенка нужно объяснить, что нужно позвонить в детский сад и предупреждать заранее, что они выходят после болезни. 
Попросить родителей, чтобы они больше не опаздывали в детский сад. 

Ситуация  8

 
В средней группе на занятиях по ФЭМП систематически мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо.

Алеша и на других занятиях отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания воспитателя.

Выход: в ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили, что Алеша очень любит динозавров: всегда приносит игрушки-динозавры в садик, знает чем питаются динозавры и другие пресмыкающиеся. Для решения проблемной ситуации воспитатели выработали схему поведения с Алешей: во время свободной деятельности детей подходить к Алеше на 1-2 минуты с заинтересованными вопросами, уделяя ему положительное внимание: "Почему тебе нравятся динозавры?", "А чем питается такой динозавр?", "А что ест эта змея?", "Нравится ли тебе кубик такого цвета?", т.е. проявлять заинтересованность Алешей. 
Кроме того, на уроке ФЭМП были использованы следующие пособия: набор картинок динозавров, дети считали их до 5. Алеше было разрешено поставить своих динозавриков на стол и считать их тоже. При знакомстве с треугольником дети выкладывали из палочек дом для динозавра, в качестве палочек использовались маленькие веточки деревьев.

Ситуация  9

Ситуация такая: ребенок уже два раза жаловался, что воспитатель его шлепнула. Говорит, когда на прогулку собирались и когда спать не хотел. У  меня самой иногда нервы сдают, бывает редко, но шлепну слегка по попе, но потом сама и зацелую. А тут - чужая тетя. Он и так без мамы весь день скучает, а тут еще такое. После первого раза я сынулю научила, чтобы, если такое повторится, кричал сразу: "Не смейте меня бить, я все маме расскажу!" Прихожу за ребенком вечером, спрашиваю, как он себя вел, а воспитатель мне: "Ужасно!" и дальше описывает, как он не хотел спать, песни пел и так далее.

Ситуация  10

Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения:

1. На занятии по ФЭМП воспитатель вместе с детьми проводит опыт "Объём кружки и сосуда". Перед опытом воспитатель говорит: "Дети, вы уже взрослые, скоро пойдёте в школу, вам надо учиться делать всё самостоятельно, поэтому слушайте меня внимательно". Воспитатель даёт словесную инструкцию детям. "Теперь приступайте к работе, работайте тихо, самостоятельно, кто выполнит задание, поднимите руку, я к вам подойду и посмотрю, правильно ли выполнено задание". После подведения итогов выяснилось, что большинство детей выполнили задание неправильно. 

Анализ проблемной ситуации возникшей во время опытно - экспериментальной деятельности: 

- воспитатель решила научить детей работать самостоятельно, но не подумала о том, что опытно - экспериментальная деятельность не позволяет работы детей без помощи воспитателя; ребёнок делает открытие, а значит, ему необходима помощь в этом, для него это ново, удивительно, непонятно;

- воспитатель должен был сказать: «Работайте самостоятельно, но если у вас возникнут какие - либо вопросы или затруднения я вам с удовольствием помогу»;

- в любом детском коллективе есть более сильные и более слабые дети, соответственно работа с детьми должна проходить как фронтально, так и индивидуально; 
- воспитатель просит работать молча - дети дошкольного возраста, тем более при проведении опыта чувствуют себя маленькими гениями; в такие моменты они эмоциональны и возбуждены; дети хотят "выпустить" эмоции наружу, для этого им необходима речь, общение, обсуждение и т.д. 

Ситуация  11

Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю?

Ситуация  12

Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро.

  • Как вы оцениваете действие воспитателя?
  • На чем основано получение желаемого результата?
  • Ваш совет воспитателю?

Ситуация  13

Вадим (3 года) очень активный ребенок, может обидеть кого-нибудь из детей, может поинтересоваться содержимым шкафов и т. д. Воспитатель, чтобы ограничить Вадима, во второй половине дня усаживает его на стул и не разрешает слезать с него, до прихода мамы.

  • Ваша оценка действий воспитателя?
  • Ваш совет воспитателю?

Ситуация  14

На прогулке дети бегают по всей площадке и кричат «нечеловеческими» голосами. Воспитатель не пресекает такого поведения и объясняет это тем, что детям необходимо дать возможность выплеснуть энергию.

  • Что вы посоветуете?

Ситуация  15

Воспитатель, в том случае, если дети не слушаются, говорит: «Не будете спать - придет медсестра, сделает тебе укол», «Не будете слушаться, милиционера позову».

  • Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Если нет, то почему? Обоснуйте свой вывод.

Ни в коем случае не запугивайте детей милиционерами, врачами и так далее. Из-за этого малыш перестанет понимать, что эти профессии на самом деле приносят множество добра людям. А если что-то незаконное произойдет на его глазах, то он даже и не подумает обратиться за помощью к милиционеру. 

  

Вывод:  «Психолого-педагогические основы общения педагогов с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

  1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому.
  2. В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).
  3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенно-веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
  4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
  5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка – это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
  6. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Важно помнить, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм и оценка решения педагогической задачи

Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике....

Решение арифметических задач. Работа со счетными палочками.

Цель: Знакомство с арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи:Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10....

Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики

Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную пер...

"Умный пол " как инструмент для решения педагогических задач в подготовительной к школе группе.

Масстер - класс для педагогов по созданию и использованию игр с детьми подготовительной группы на полу....