«Использование песочного стола при решении педагогических задач»
консультация (старшая группа)

Бизина Ольга Васильевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pesochnyy_stol_.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

«Использование песочного стола при решении педагогических задач»

воспитателя высшей кв. категории Бизиной О. В.

Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности

Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

В нашей группе есть световой песочный стол. Песочная терапия охватывает все области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Для реализации образовательного содержания программы в совместной и индивидуальной деятельности с детьми я использую рисование песком и песочные игры для решения педагогических задач.

ОО Художественно-эстетическое развитие — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством: рисования на песке;

Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Организация деятельности по рисованию песком, прежде всего, способствует снятию детских страхов. В том числе страха неудачи в продуктивной деятельности.

Дети уже освоили несколько приемов рисования песком:

  • Рисования кулаком
  • Рисование ладонью
  • Рисование мизинцами
  • Одновременное использование нескольких пальцев
  • Симметрично двумя руками.
  • Насыпание из кулачка

Примерные задания: «Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы», начинаем с простых линий, затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости, рисование предметов круглой и овальной формы.

Работа с контурами и шаблонами, обведение пальцем контура или шаблона.

Создание на песке сюжета (например, картинку времени года с использованием подсветки)

Новое инновационное оборудование позволяет детям приобретать положительный опыт в художественно-эстетическом развитии детей

ОО Познавательное развитие

ФЭМП:

  • формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, величине, объёме, пространственных и временных понятиях;
  • овладение первичными навыками счёта и измерения.

Цветные заборчики.

Цель: развитие сенсорного восприятия, счета, понятий высоки- низкий, длинный- короткий, толстый- тонкий. Оборудование: песочница, счетные палочки, или карандашики разноцветные по 10 штук разных цветов.

Ход игры: на столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов, педагог просит участника выбрать из них синие и построить заборчик синего цвета и т.д. Можно предложить участнику построить забор от самой высокой до самой низкой полоски, от самой толстой до самой тонкой и наоборот.

Изучение геометрических фигур.

самостоятельно их нарисовать разного размера, назвать

Соседи чисел.

Цель: порядковый

Ход игры: педагог выкладывает цифры, в ряд, пропуская некоторые, оставляя пустое место. Участники смотрят, находят пропущенную цифру и вписывают пальцем ее.

Игры с песком служат для развития всех психических процессов, хорошо их использовать для развития речи детей.

ОО Речевое развитие:

  • обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
  • формирование диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
  • совершенствование речевой активности: умение вступать в разговор, поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями, переживаниями
  • способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных
  • используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок

Примеры используемых игр:

«Жужжалки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки

«Шипелки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки

Расширение и активизация словарного запаса

«Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя уменьшительно ласкательное значение

«Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю, глажу и т. д.)

«Составь предложение» составление предложений по собственным

рисункам

Моделирование игр-сказок на песке, ведение диалога в соответствии с сюжетом, разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов. Описание своих ощущений при соприкосновении с песком, проговаривание своих действий во время игры

Мы стали осваивать постановки сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Рассказывая сказку, рукой ребенок передвигал фигурки в разных направлениях. У детей развивается мелкая моторика, мышление, воображение, проявляется интерес, любознательность.

ОО Социально – коммуникативное развитие

  • обучение правилам взаимодействия с песком в пространстве педагогической песочницы, усвоение норм поведения в процессе игры в песочнице
  • установление доверительных отношений между воспитателем и ребенком, использование игры с песком в качестве психопрофилактического средства психоэмоционального напряжения
  • Психолого-педагогическая коррекция поведения ребенка и обучение его социально приемлемым способам нервной разрядки (сжимать и разжимать песок, поглаживания, постукивания по песочному пространству, пересыпание песка с руки на руку и т.д.)

В процессе использования дидактических игр и заданий в совместной деятельности взрослого и ребенка

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Использование песочницы дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов песочной терапии для решения образовательных задач"

В статье описан метод песочной терапии предложенный Мариэллой Зейц. Песок используется не только с коррекционной и развивающей целью, но и с образовательной, помогая детям, воспитателям и родителям ле...

Алгоритм и оценка решения педагогической задачи

Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике....

Решение педагогических задач (работа в подгруппах)

Решение педагогических ситуацтй для специалистов и педагогов ДОУ...

Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики

Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную пер...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...