Алгоритм и оценка решения педагогической задачи
презентация на тему

Дронова Елена Давидовна

Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм и оценка решения профессиональной задачи на основе реальных педагогических фактов Дронова Елена Давидовна

Слайд 2

ВОПРОСЫ 1. Алгоритм решения профессиональной задачи. 2. Оценка решения задачи. 3. Анализ профессиональной деятельности.

Слайд 3

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.

Слайд 4

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.

Слайд 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Профессиональная задача – это цель, заданная в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий. Решение профессиональных задач - деятельность будущего специалиста направления по активизации приобретенных знаний, умений, навыков и опыта для достижения цели в заданных условиях профессиональной деятельности .

Слайд 6

Профессиональные задачи педагога , требуют от него нового отношения к себе самому, самосовершенствования, отказа от авторитарного стиля общения с детьми.

Слайд 7

Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь: отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями; отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников; создавать у школьников мотивацию к учению; отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы. Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь: выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников; предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики; разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения; разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.

Слайд 8

Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь: анализировать собственную деятельность; опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи); выбирать технологии самообразования; определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения. Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь: ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах); адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке; стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе; эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.

Слайд 9

Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь: организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке; использовать разные средства коммуникации ( e-mail , интернет, телефон и др.); работать в команде; использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи; проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией; взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач; взаимодействовать с общественными организациями. Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь: использовать информационные ресурсы ( масс-медиа , интернет и др.); использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования; формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий; организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОО для решения конкретной педагогической задачи; отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.

Слайд 10

Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен: уметь: Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие; привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность; эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач; надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования; управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров; решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами; обеспечивать и удерживать внимание класса; устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их; адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.

Слайд 11

Простые и сложные профессиональные задачи По уровню сложности различают: 1. Профессиональные задачи низкого, репродуктивного уровня . Основное содержание таких задач – использование профессиональных знаний в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов, способов деятельности в типичных ситуациях. Это задачи, которые решаются на основе образца или правила. Деятельность в этом случае носит алгоритмический характер. 2. Профессиональные задачи среднего уровня включают элементы деятельности творческого характера: постановка проблемы; определение известных и недостаточных исходных знаний, некоторое преобразование шаблонных методов и средств деятельности.

Слайд 12

Профессиональные задачи высокого уровня (творческие). Определение сложности профессиональной задачи осуществляется опытными специалистами. Сложность задачи определяется тем, насколько быстро и легко удаётся специалисту освоить критические операции, необходимые для её выполнения. Определение сложности предполагает дробление задачи на отдельные фрагменты и оценке их количества и сложности действий, необходимых для их выполнения. Показателями сложности задачи являются время и усилия, которые должен приложить человек. Для определения сложности задачи решающее значение имеет опыт субъекта. Определение сложности изменяется по мере освоения задачи специалистом. Факторы, определяющие сложность практической задачи: неопределённость, новизна и неожиданность событий и объектов окружающего мира, неполнота, неясность, неточность информации, поступающей к исполнителю. Сложность возникает уже при восприятии из-за замаскированности или неясности воспринимаемых процессов, сходства, влияющего на различение и идентификацию, она порождается неточным и несвоевременным характером информации, поступающей педагогу.

Слайд 13

Профессиональная задача включает в себя: • Содержательную характеристику задачи – на каком материале (фактах, позициях, суждениях и т.п.) построена задача. • Процессуальную характеристику задачи – какие действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога) предполагаются в ходе решения задачи. • Контекстуальную характеристику задачи – каким образом конкретная задача связана с общим проблемным контекстом – личностным, социальным, образовательным, информационным, коммуникативным, культурным и др.

Слайд 14

Примерная структура профессиональной задачи как единицы содержания подготовки представлена следующим образом: • Обобщенная формулировка задачи – описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка вопроса • Ключевое задание , в котором обозначен «продукт» решения задачи (Что требуется представить как результат решения ) • Контекст решения задачи – имеющиеся условия (характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т.д.) • Задания, которые приведут к решению (к «продукту»). Они могут быть приведены в полном составе, неполном, не приведены вообще. • Критерии оценки .

Слайд 15

Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Например, ученик отрешенно смотрит в окно и не слышит вопроса учителя, обращенного к нему . В зависимости от того, к какому типу задач отнесет эту ситуацию учитель, он и будет выбирать способы ее решения. Если – к деятельностному , то будет стимулировать интерес ученика к совместной деятельности. Если к задаче-отношению, то будет искать пути взаимодействия в системе межличностного общения.

Слайд 16

Классификация педагогических задач Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»: 1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина); 2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы; 3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.

Слайд 17

Процесс решения задачи состоит из следующих этапов: 1) анализ ситуации и характера затруднений; 2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться; 3) поиск путей и средств достижения поставленной цели; 4) анализ полученного результата; 5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи.

Слайд 18

Классификация педагогических задач может быть представлена в следующем виде: По времени решения: 1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности), направленные на достижение педагогического идеала; 2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач), формирование определенных новых качеств и устойчивых состояний; 3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности) – это элементы решения тактических задач, предполагающих определение цели немедленно после ее возникновения.

Слайд 19

По циклу педагогического управления делятся на: 1) задачи педагогической диагностики; 2) задачи педагогического проектирования целеполагания ; 3) задачи педагогического планирования и прогнозирования; 4) задачи практического осуществления плана действий; 5) задачи этапа анализа выполненной работы.

Слайд 20

При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм: 1 . Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.). 2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация. 3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.

Слайд 21

Критерии оценки решения задачи Педагогическая задача – это осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью ее преобразования. Критерии оценки: понимание сути педагогической задачи (понимание позиций субъектов взаимодействия); формулирование педагогической проблемы; определение возможных способов решения проблемы; аргументация собственного варианта решения; педагогическая эрудиция.

Слайд 22

Шкала оценки: Высокий балл– у педагога развито умение «понимать суть педагогической задачи», т.е. описать позиции субъектов взаимодействия; на высоком уровне владеет педагогической терминологией; владеет умением спрогнозировать решение педагогической задачи, может свободно аргументировать собственный вариант решения проблемы, обладает педагогическим мышлением. Средний балл – педагогическая проблема сформулирована на уровне здравого смысла, используется бытовой язык. Студент формулирует педагогическую проблему и не предлагает путь ее разрешения, слабо обосновывает свою позицию, нет знаний педагогических закономерностей. Низкий балл – педагог не формулирует педагогическую проблему, занимает позицию школьника, а не педагога, т.е. не идентифицирует себя с ролью педагога-профессионала, не демонстрирует практические знания и умения, которые они должны были приобрести в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Слайд 23

Анализ педагогической деятельности Анализируя педагогическую деятельность педагог должен: определить результативность своей деятельности; обеспечить коррекцию своей деятельности, форм и методов работы; обобщить свой опыт и сделать его достоянием коллег; наметить перспективы и пути профессионально-личностного самосовершенствования.

Слайд 24

Объекты педагогического анализа Объектами педагогического анализа являются: сам процесс педагогической деятельности; каждый элемент процесса деятельности; результат деятельности; личностная и профессиональная готовность к осуществлению педагогической деятельности.

Слайд 25

Алгоритм анализа: соотнесение результата с программируемыми целями обучения; анализ целесообразности и эффективности всех элементов педагогического процесса; самоанализ готовности педагога к осуществлению обучающей деятельности-степени развития своих педагогических способностей, общей, социальной, профессиональной и психолого-педагогической компетентности.

Слайд 26

Основные направления системного педагогического самоанализа: анализ своей обучающей деятельности как целостной системы; анализ отдельной составляющей своей деятельности; анализ отдельного занятия как подсистемы своей деятельности; диагностика и анализ своих профессионально значимых личностных качеств.

Слайд 27

Источники самодиагностики Источники диагностики и самоанализа профессионально-значимых качеств педагога: внешняя экспертная оценка коллег и администрации ОО; самодиагностика с помощью существующих методик; опрос учеников, родителей.

Слайд 28

Готовность педагога к самоанализу и самосовершенствованию зависит от: наличия позитивной « Я-концепции »; чувства уверенности в себе; способности преодолевать все проблемы и достигать успеха; отсутствия гипертрофированных защитных реакций; умения принимать все пожелания и замечания с благодарностью; учиться у коллег и своих учеников