Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики
статья (старшая, подготовительная группа)

Ковалькова Мария Андреевна

     Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта. Педагогика занимается исследованием и определением основных закономерностей воспитательно-образовательной системы, задачей которой является управление учением человека на его различных возрастных стадиях. Эффективная воспитательная система предполагает не только использование различных типов управления, выбор разнообразных средств и разнообразных видов контроля и оценки достигнутых результатов, но правильное разрешение противоречивых отношений, возникающих вследствие того, что процесс учения рационализирован в условиях воспитания и обучения. Однако стремление выразить все аспекты в единстве и создать единую теорию учения ведет к необходимости изыскать общий  - более или менее формализованный –  язык, приводит к междисциплинарному сотрудничеству и к комплексному методу исследования процессов учения. Разработка этих межотраслевых связей имеет весьма важное значение не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

     Двигательная деятельность человеческого организма является главной и, почти единственной, формой его активного воздействия на окружающий мир. Поэтому не случайно изучение двигательной деятельности имеет уже давнюю историю, в ходе которой решен целый ряд теоретических проблем, связанных с организацией и управлением процессом двигательного действия. Проблемы сознательной целенаправленности, предметности, смысловой организованности двигательных действий человека принадлежит к числу наиболее сложных в профессионально-педагогической подготовке студентов ВУЗов физического воспитания.

     В  связи с реформой высшего образования возникает необходимость модернизации содержания и методов профессионально-прикладной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту  с акцентом на системный, диалектический подход к проектированию и построению двигательных действий.

     Формирование профессионально-педагогического мышления педагога-тренера предполагает  не только «информирование», «описание» и «объяснение» (характерные для обучающей деятельности). Но и «интерпретацию», «понимание», «смыслонаполнение» (характерные для деятельности учения). Ход мысли педагога должен быть обусловлен не только «логикой обучения», но и «логикой» тех задач, которые возникают в сознании обучаемого и которые он решает при проектировании и построении двигательных действий. Другими словами, движение мысли ученика должно быть не как предзаданное педагогом, а как решение собственной задачи.

     В человеческом учении важную роль  играет усвоение понятий и логических операций (так называемое понятийное учение). Это связанно с тем, что-то, чему человек научается, образует логическую, научно обоснованную систему. Алгоритмы, усваиваемые человеком при решении массовых задач, являются предпосылкой для точного и самостоятельного решения новых проблемных ситуаций.

     При учении происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным. Рациональное управляемое учение требует, чтобы сведения, передаваемые ученикам, были систематизированы на основе максимально возможной логической экономичности.

      На различных уровнях действуют наряду с общими принципами учения качественно новые закономерности. В человеческом учении важную роль играет усвоение понятий и логических операций (так называемое понятное учение). Алгоритмы, усваиваемые человеком при решении массовых задач, являются предпосылкой для точного и самостоятельного решения новых проблемных ситуаций. Рационально управляемое учение требует, чтобы сведения передаваемые ученикам, были систематизированы на основе максимально возможной логической экономичности. Правильно упорядоченный учебный материал образует относительно законченную логическую структуру, характеризующуюся стабильными логическими операциями.

     Теория обучения двигательным действиям исследует, объясняет и опосредованно совершенствует свой объект – обучение двигательным действиям. Чтобы решить эти задачи на уровне запросов практики, теория обучения двигательному действию должна опираться на некоторые положения, выполняющие роль основы системы средств и методов решения частных задач научного исследования, анализа и интерпретации наблюдаемых явлений и процессов. Такого рода исходные положения, лежащие вне сферы теории обучения двигательному действию, составляют ее методологическую основу.

      Методика лишь тогда идет кратчайшим путем к цели, когда основывается  на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принцип всестороннего гармоничного развития личности, связи воспитания с трудовой  практикой и оздоровительной направленностью. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач.

     Для формирования полноценной теории обучения используется последовательный подход. В основе деятельности – мотив, понимаемый как опредмеченная потребность. Структурными компонентами деятельности являются действия, определяемые сущностью задач, состоящие, в свою очередь, из операций, которые приспосабливают действие к условиям его осуществления. Характерная черта всех элементов деятельности  - их одинаковая общая мотивированность и устремленность на достижение единой цели, т.е. единый смысл. Если операцию раздробить на элементы, то последние приобретают свой особый смысл, утрачивают устремленность на цель деятельности, превращаясь в действия со своими особыми задачами. Имея одинаковую структуру, предметные и психические действия взаимно переходят друг в друга. Эта концепция позволяет корректно раскрыть сущность принципа связи обучения с практикой и через него конкретизировать  все остальные дидактические принципы; помогает правильно интерпретировать технику двигательных действий  как предмет обучении, эффективно решать многие проблемы организации и методики обучения. Основной отличительной чертой рационального подхода к формированию двигательных действий является конкретизация цели этого процесса, ориентация и занимающегося и тренера на  конкретный результат, который и позволяет отдельные компоненты подготовки представить в виде достаточно четкой системы.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Боген  М.М.  Методологические основы теории обучения двигательным действиям: журнал Теория и практика физической культуры – М.: издательство «Физкультура и спорт», 1985.

2.     Йозеф Лингарт. Процесс и структура человеческого учения: издательство «Прогресс» -М.: 1970.

3.     Матвеев Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник  - М.: издательство «Физкультура и спорт», 1976.

4.     Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М., «Просвещение»,  1966.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой моторики

Шевелёва М.А.

НГУ  им. П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

     Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта. Педагогика занимается исследованием и определением основных закономерностей воспитательно-образовательной системы, задачей которой является управление учением человека на его различных возрастных стадиях. Эффективная воспитательная система предполагает не только использование различных типов управления, выбор разнообразных средств и разнообразных видов контроля и оценки достигнутых результатов, но правильное разрешение противоречивых отношений, возникающих вследствие того, что процесс учения рационализирован в условиях воспитания и обучения. Однако стремление выразить все аспекты в единстве и создать единую теорию учения ведет к необходимости изыскать общий  - более или менее формализованный –  язык, приводит к междисциплинарному сотрудничеству и к комплексному методу исследования процессов учения. Разработка этих межотраслевых связей имеет весьма важное значение не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

     Двигательная деятельность человеческого организма является главной и, почти единственной, формой его активного воздействия на окружающий мир. Поэтому не случайно изучение двигательной деятельности имеет уже давнюю историю, в ходе которой решен целый ряд теоретических проблем, связанных с организацией и управлением процессом двигательного действия. Проблемы сознательной целенаправленности, предметности, смысловой организованности двигательных действий человека принадлежит к числу наиболее сложных в профессионально-педагогической подготовке студентов ВУЗов физического воспитания.

     В  связи с реформой высшего образования возникает необходимость модернизации содержания и методов профессионально-прикладной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту  с акцентом на системный, диалектический подход к проектированию и построению двигательных действий.

     Формирование профессионально-педагогического мышления педагога-тренера предполагает  не только «информирование», «описание» и «объяснение» (характерные для обучающей деятельности). Но и «интерпретацию», «понимание», «смыслонаполнение» (характерные для деятельности учения). Ход мысли педагога должен быть обусловлен не только «логикой обучения», но и «логикой» тех задач, которые возникают в сознании обучаемого и которые он решает при проектировании и построении двигательных действий. Другими словами, движение мысли ученика должно быть не как предзаданное педагогом, а как решение собственной задачи.

     В человеческом учении важную роль  играет усвоение понятий и логических операций (так называемое понятийное учение). Это связанно с тем, что-то, чему человек научается, образует логическую, научно обоснованную систему. Алгоритмы, усваиваемые человеком при решении массовых задач, являются предпосылкой для точного и самостоятельного решения новых проблемных ситуаций.

     При учении происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным. Рациональное управляемое учение требует, чтобы сведения, передаваемые ученикам, были систематизированы на основе максимально возможной логической экономичности.

      На различных уровнях действуют наряду с общими принципами учения качественно новые закономерности. В человеческом учении важную роль играет усвоение понятий и логических операций (так называемое понятное учение). Алгоритмы, усваиваемые человеком при решении массовых задач, являются предпосылкой для точного и самостоятельного решения новых проблемных ситуаций. Рационально управляемое учение требует, чтобы сведения передаваемые ученикам, были систематизированы на основе максимально возможной логической экономичности. Правильно упорядоченный учебный материал образует относительно законченную логическую структуру, характеризующуюся стабильными логическими операциями.

     Теория обучения двигательным действиям исследует, объясняет и опосредованно совершенствует свой объект – обучение двигательным действиям. Чтобы решить эти задачи на уровне запросов практики, теория обучения двигательному действию должна опираться на некоторые положения, выполняющие роль основы системы средств и методов решения частных задач научного исследования, анализа и интерпретации наблюдаемых явлений и процессов. Такого рода исходные положения, лежащие вне сферы теории обучения двигательному действию, составляют ее методологическую основу.

      Методика лишь тогда идет кратчайшим путем к цели, когда основывается  на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принцип всестороннего гармоничного развития личности, связи воспитания с трудовой  практикой и оздоровительной направленностью. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач.

     Для формирования полноценной теории обучения используется последовательный подход. В основе деятельности – мотив, понимаемый как опредмеченная потребность. Структурными компонентами деятельности являются действия, определяемые сущностью задач, состоящие, в свою очередь, из операций, которые приспосабливают действие к условиям его осуществления. Характерная черта всех элементов деятельности  - их одинаковая общая мотивированность и устремленность на достижение единой цели, т.е. единый смысл. Если операцию раздробить на элементы, то последние приобретают свой особый смысл, утрачивают устремленность на цель деятельности, превращаясь в действия со своими особыми задачами. Имея одинаковую структуру, предметные и психические действия взаимно переходят друг в друга. Эта концепция позволяет корректно раскрыть сущность принципа связи обучения с практикой и через него конкретизировать  все остальные дидактические принципы; помогает правильно интерпретировать технику двигательных действий  как предмет обучении, эффективно решать многие проблемы организации и методики обучения. Основной отличительной чертой рационального подхода к формированию двигательных действий является конкретизация цели этого процесса, ориентация и занимающегося и тренера на  конкретный результат, который и позволяет отдельные компоненты подготовки представить в виде достаточно четкой системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боген  М.М.  Методологические основы теории обучения двигательным действиям: журнал Теория и практика физической культуры – М.: издательство «Физкультура и спорт», 1985.
  2. Йозеф Лингарт. Процесс и структура человеческого учения: издательство «Прогресс» -М.: 1970.
  3. Матвеев Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник  - М.: издательство «Физкультура и спорт», 1976.
  4. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М., «Просвещение»,  1966.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение коррекционно-развивающих задач через развитие мелкой работы дошкольников»

Как говорил один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,а...

Проект «Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей как условие эффективного решения коррекционных задач»

ull;       В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из – за увеличения нару...

Педагогический проект «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТАДанный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начина...

Консультация для педагогов на тему "Развитие мелкой маторики как один изфакторов развития речи у детей "

Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у детей»...