«Технологии эффективного взаимодействия специалистов психолого-педагогического профиля с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике на тему

«Технологии эффективного взаимодействия специалистов психолого-педагогического профиля с родителями, воспитывающими

ребёнка с ОВЗ»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

декабрь 2015 «Технологии эффективного взаимодействия специалистов психолого-педагогического профиля с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ»

Слайд 2

Как обучаются взрослые люди? Обучение – активный процесс. Мы учимся, делая что-то… Только те знания, которые мы используем, остаются у нас в памяти. Дэйл Карнеги

Слайд 3

Как мы получаем информацию? 1% - на вкус 1,5% - осязание 3,5% - обоняние 11% - слух 83% - зрение Мы запоминаем: 10% того, что читаем 20% того, что слышим 30% того, что видим 80% того, что говорим 90% того, что делаем

Слайд 4

Лекции 5% Чтение 10% Аудио-видео 20% Наглядные пособия 30% Обсуждение в группе 50% Обучение практикой 70% Выступление в роли обучающего 90%

Слайд 5

Если они хотят этого и им это нужно Привязывая изучаемый материал к прошлому, нынешнему или будущему практическому опыту Практикуя то, чему научились Если им помогают и направляют В неформальной и комфортной обстановке Взрослые люди учатся:

Слайд 6

Принципы обучения взрослых: Соответствие – все материалы должны соответствовать потребностям участников тренинга Двухсторонняя коммуникация – тренинг лучше всего проходит, если тренер взаимодействует с участниками, а не просто читает им лекцию Обучение задействует разные органы чувств – услышать – не единственный способ научиться чему-то (зрение, осязание, обоняние и т.д.)

Слайд 7

Проблема???

Слайд 8

Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Тест!!!!

Слайд 10

Задачи : оказание психолого-педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи семье с ребёнком с ОВЗ; распространение положительного опыта семейного воспитания, традиций семейной педагогики; содействие развитию ответственного родительства; работа по организации совместной общественно значимой деятельности; обеспечение прав родителей детей с ОВЗ на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса активное включение в работу с семьей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ педагога-психолога, социального педагога, педагога ДО и др. привлечение внимания органов государственной власти, местного самоуправления, коммерческих структур, общественных объединений и средств массовой информации к проблемам семьи.

Слайд 11

Принципы сотрудничества с семьей. Принцип личностно-ориентированного подхода. Принцип целенаправленности, систематичности и плановости. Принцип учета возрастных особенностей родителей. Принцип использования данных социально-педагогической и психологической диагностики при взаимодействии с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. Принцип дифференцированного подхода. Принцип открытости ОО. Принцип совместной деятельности. Принцип «включения родителей» в деятельность ОО. Принцип осуществления прав родителей детей с ОВЗ на участие в управлении образовательным процессом и образовательным учреждением в целом. Принцип профессионального взаимодействия.

Слайд 12

Эффективное общение Психологические подсказки . Уметь слушать и слышать. Правильно ставить вопросы . Быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы.

Слайд 13

Технология организации сотрудничества ОО и семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ 1. Четкая постановка цели. 2. Проведение социального анамнеза семей. 3. Изучение мотивации и образовательного запроса родителей. 4. Поиск форм сотрудничества с родителями. 5. Реализация сотрудничества. 6. Мониторинг эффективности сотрудничества ОО и семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.

Слайд 14

Что необходимо знать педагогу о семье воспитанника? (В.В. Котырло, С.А. Ладывир) Социально-демографические характеристики (состав семьи, возраст, профессии, образовательный уровень, условия проживания, уровень занятости родителей и др. ). Общая семейная атмосфера: основной эмоциональный фон, особенности взаимоотношений между членами семьи. Воспитательная позиция родителей: преобладающие методы и формы воспитания, стиль воспитания, уровень педагогической культуры. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей и др. Социальная активность семьи: интенсивность взаимодействия с окружающими, заинтересованность и участие в мероприятиях и др. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга, отношения к искусству, литературе, основные духовные потребности членов семьи, круг интересов, хобби членов семьи и др. Организация совместных форм деятельности в семье.

Слайд 15

Информационный запрос Виды информации Что хотят знать родители? 1. условия обучения Какой статус имеет ОО? Является ли она популярной (престижной)? Какая специализация у ОО? Каков режим работы УДО? Какова учебная нагрузка на воспитанников? Насколько безопасно для ребёнка нахождение в ОО? Как ОО заботится о здоровье детей? Каковы условия приёма в ОО? Есть ли в ОО платные образовательные и иные услуги? Что из себя представляет соответствующий прайс-лист? Каков размер родительских денежных взносов в течение учебного года? 2. ресурсное обеспечение Какова квалификация педагогического коллектива? Хорошо ли они относятся к детям? Насколько постоянен кадровый состав? Хорошая ли в ОО материальная база? Имеется ли достаточное количество методических материалов? Отремонтированы ли учебные помещения? Удаётся ли ОО привлекать дополнительные средства на своё развитие (кроме бюджетных)? 3. Образовательные результаты Хорошо ли учит ОО? Какие знания и практические умения она даёт? Какое количество выпускников ОО поступает гимназии, лицеи ? Кого способна учить ОО: всех или всех или избранных?

Слайд 16

« Терапия искусством - комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движений, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, - в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.» (Н. Роджерс)

Слайд 17

Мониторинг эффективности работы с семьей – система сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающая непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия ОО с семьей и прогнозирующая возможные условия, средства и методы его улучшения (Атемаскина Ю.В.).

Слайд 18

Показатели результативности сотрудничества Удовлетворённость родителей оказанной помощью, характером сложившихся взаимоотношений. Повышение родительской посещаемости совместных мероприятий, что говорит об активной субъектной позиции родителей: желание вступать в контакт, готовность к взаимодействию. Позитивные изменения в отношении к педагогу. Увеличение коллективных и индивидуальных форм работы с семьей. Появление традиционных совместных мероприятий. Положительные тенденции в изменении характера детско-родительских отношений. Стремление родителей к влиянию на жизнь учреждения. Включённость родителей в управление образовательным процессом (созданные родительские комитеты, активы, советы). Смена социальных ролей и позиций родителей в рамках сотрудничества. Родитель может выполнять несколько ролей при взаимодействии с УДО: спонсор, помощник, активный участник, собеседник, наблюдатель.

Слайд 19

Виды неконструктивного и конструктивного общения Сравнение Пренебрежение Приказ Невключённое слушание Поторапливание Собственная интерпретация Критика Предвидение Рефлексивное (активное) слушание: - дословное повторение - перефразирование. - резюмирование. Поддержка разного вида.

Слайд 20

Поддержка Вид поддержки Язык поддержки Психологический механизм Возможные ошибки Указание на сильные стороны личности «Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…» Расширение взгляда человека на себя, переключение с негатива на позитив Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать. Нельзя льстить человеку. Разрешение на ошибку «Знаешь, это бывает с каждым…» Снятие чувства вины Покровительственный тон Признание объективной сложности ситуации «В такой ситуации другого выхода нет» Снятие личной ответственности Драматизация ситуации «Я такой же, как ты» «Я бы тоже так поступил» Ощущение равенства позиций «Перетягивание одеяла» на себя Указание на положительные стороны ситуации «Зато ты теперь имеешь такой опыт…», «Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом» Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны. Игнорирование значимости ситуации Предложение помощи «Чем я могу тебе помочь?» Ощущение заботы, готовности разделить ответственность Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи

Слайд 21

Основные направления Совместная деятельность Просвещение Изучение Информирование Обучение

Слайд 22

Иерархия основных направлений Совместная деятельность Просвещение Изучение Информирование Обучение

Слайд 23

Виды практических форм сотрудничества. Формы просвещения . Формы досуга. Формы познавательной и творческой деятельности. Формы активизации. Формы трудовой деятельности

Слайд 24

Эмоциональное напряжение Термин "burnout" (эмоциональное сгорание) был введен американским психиатром Х. Дж. Френденбергером в 1960 году. Термин характеризовал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Слайд 25

Уровни участия родителей в жизни образовательного учреждения: 1) оказание разовой помощи, разовое участие; 2) неполноценное, несистематическое участие родителей в жизни учреждения (например, посещение только родительских собраний); 3) систематическое добровольное участие родителей на партнерской основе; 4) частичное выполнение родителями управленческих функций: помогают определять основные направления и приоритеты деятельности в учреждении (работа органов родительского самоуправления: родительского комитета, родительского актива); 5) участие родителей в обсуждении и решении вопросов, благотворно влияющих на деятельность педагогической общественности и жизни микрорайона (города) в целом (например, городской родительский комитет, городской совет родителей и т.д.).

Слайд 26

Распределение родительских позиций Спонсор – 2-3 % Организатор мероприятий – 2-3 % Активный участник создания ПРС – 10 % Помощник (физический труд) – 10 % Активный участник образовательного процесса ОО – 30 % Собеседник – 10 % Пассивный сторонний наблюдатель – 29 % Нейтральное (иногда могу…) – 5 %

Слайд 27

«Зрелое родительство» Цель: ранняя профилактика семейного неблагополучия и оптимизация детско-родительского взаимодействия. Задачи: повышение уровня родительской компетенции, гармонизация эмоциональной стороны детско-родительских отношений, выработка конструктивной родительской позиции по отношению к ребенку, снижение уровня личностной тревожности, депрессивности, раздражительности.