Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Князева Елена Викторовна

Статья о  проблемах старших дошкольников с ОНР в коммуникации между сверстниками и взрослыми людьми . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Князева Елена Викторовна,

 воспитатель подготовительной ,

 речевой группы

Понимать ребёнка просто,

 не зависимо от роста,

не зависимо от лет

Теплота и пониманье –

 облегчает пониманье

Актуальность проблемы, её социальная значимость определили тему этой статьи: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».

Проблема коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике. Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.Цель состоит в оказании практической помощи детям в реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками, социальной адаптации.

   Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

Коммуникация– это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

  Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех этапах становления личности Коммуникативные навыки (или умение общаться) -это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:

1.умение слушать собеседника,

2.умение эмоционально сопереживать,

3.умение решать конфликтные ситуации.

     . Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со взрослыми,  педагогами. Все эти умения формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми. Таким образом, при нормальном ходе развития дети старшего и младшего школьного возраста научаются согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы

  Проблема формирования навыков общения в процессе игровой деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, B.C. Мухиной,  актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения

  Зачастую имеют место разные факторы, которые влияя на развитие ребенка, способствуют возникновению проблем в общении (коммуникативных проблем).

Ребёнок кумир вызывает восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая прихоть выполняется. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребёнку.

Паинька от ребенка ждут соблюдения приличий. Постоянное лицемерие становится нормой поведения на всю жизнь. Ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки.

Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержении, излишней требовательности.

Болезненный ребёнок долго болевший выздоравливает, и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, но в семье упорно продолжают считать его слабым, болезненным и требовать от других, такого же отношения к нему.

Ужасный ребенок воспринимается  как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Все в семье призывают его к порядку" бесконечными выговорами и наказаниями. он чувствует, что всем мешает, вызывает  у домашних одно раздражение. Все эти роли ранят и деформируют психику ребенка.

Золушка из ребенка делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным неуверенным в семье, завистливым и несамостоятельным.

В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность 

Для исправления этих «штампов», мы провели тренинг для родителей старшей группы. Целью нашей встречи стало развитие положительных детско-родительских взаимоотношений, родители попробовали посмотреть на мир глазами ребёнка, найти с ним общий язык и избежать конфликтов.

Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения, обеспечивают готовность строить отношения. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой.

Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра- является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры, используемые мною во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами . В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста.

Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер. Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационная сторона.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

. В общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью. Организация театрализованной деятельности позволяет ребенку вступать в контакты с детьми и взрослыми. Благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

В результате проведенной работы произошло расширение круга общения, повышение самооценки, улучшение статусного положения, увеличение сформированности коммуникативных навыков. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Список литературы

Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. и др. М., 1993.

Речь и общение. Белобрыкина О.А. Ярославль. 1998.

Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Велиева С.В.  СПб., 2005.

Ступени общения. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. 1996.

Психология детства. Зеньковский В.В М., 1998.

Эмоции и личность. Лук А.Н. М., 1982Ты детям сказку расскажи. Гриценко З.А.  М., 2003.

Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М., 2009.

Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.

 Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Ежова Н.С Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.

Практикум по сказкотерапии. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д СПб., 2002.

Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Мазурова Н.А Томск., 2004.

“Уроки добра” Семенака С.И..

Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. О.И. Тушканова.  Волгоград, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.задачи: 1. формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном раз...

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье раскрывается понятие "графомоторный навык", определяются пути и средства его развития....

Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...

Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обра...

Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации

Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:1.         Основное у...