Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья на тему

Дешина Галина Николаевна

цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

задачи: 1. формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном развитии со взрослыми и сверстниками.

                2. расширять знания детей об окружающем.

                3. преодолевать ситуативность в общении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Сформированность коммуникативных навыков является необходимым условием для полноценного психического развития каждого ребенка, для формирования общественных качеств личности, проявления и развития начал коммуникативных взаимоотношений детей. Отсутствие основ коммуникативного взаимодействия препятствует полноценному общению с взрослыми и сверстниками, приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям и негативным формам поведения.

Развивая коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста, мы решали следующие задачи:

  • формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном                             развитии с взрослыми и сверстниками;
  • расширять знания детей об окружающем мире;
  • преодолевать ситуативность в общении.

        Коррекция коммуникативного недоразвития детей осуществляется путем активного включения их в общение с взрослыми и сверстниками в процессе интегрированной деятельности, в такой как «Путешествие веселого карандаша», «Интервью у осеннего леса», «В гостях у Звуковичка». Моделирование различных форм общения на индивидуальных, групповых занятиях, в повседневных ситуациях побуждают ребенка решать определенные задачи общения – развивать потребность в сотрудничестве, умения обратиться за помощью, оценить свои действия и действия сверстников.

        Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется по следующим принципам: равенства в сотрудничестве с детьми; принципа успеха ребенка; принципа положительного эмоционального фона; принципа единства взглядов по вопросам воспитания и общения ребенка в семье; принципа индивидуальности.

        Данная деятельность осуществляется в трех направлениях:

  1. Взаимодействие с родителями посредством традиционных и нетрадиционных форм работы, таких как:
  •  круглые столы: «Учимся говорить выразительно», «Тревожат ли вас речевые проблемы    ребенка?», «Сказки о веселом язычке»;
  •    экскурсии: в музей им.Мартьянова, музей-заповедник «Шушенское», на оз.Тагарское;
  • целевые экскурсии по городу: «Памятники нашего города», «Мир фонтанов», «Цветочные клумбы»;
  • тематические экскурсии по ознакомлению детей с трудом взрослых: «Кондитерская», «Мастерская обуви», «Почта», «Парикмахерская», «Ателье», «Пожарная часть», «На стройке», «Магазин»;
  • выставки семейного творчества детей, родителей и педагогов: «Лето – это маленькая жизнь!», «Шляпных дел мастер», «Цветочный город», «Покатились санки вниз…».
  1. Взаимодействие с детьми на основе игр – занятий с использованием игрового нестандартного оборудования: «Путешествие в Буквоград», «Это мы знаем и умеем!», «Что удалось?», «Приключения Звуковичка».
  2. Повышение профессиональной компетенции работников ДОУ: изучение литературы по данному вопросу, а также возможность транслировать накопленный опыт через участие в семинарах-практикумах, педагогических советах, творческих мастерских, педагогических чтениях на темы: «Значение игр и упражнений для развития координации движений пальцев рук», «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», «Дидактические средства обучения в условиях моделирования развивающего пространства».

        Таким образом, в процессе постоянно организуемой деятельности по формированию навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в детском коллективе успешно проявляются способы активного взаимодействия и отношения равноправного партнерства ( умение проявлять инициативу, убеждать сверстников в справедливости своих предложений, принимать во внимание их интересы, стремиться к получению качественного результата).

                                    Библиографический список:

  1. Бедельбаева Х.Т., Смирнова Е.О. Общение с взрослыми – основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) // Дошкольное воспитание. 1980. №2. С.32-35.
  2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2002. 96с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  3. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Статья о  проблемах старших дошкольников с ОНР в коммуникации между сверстниками и взрослыми людьми ....

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье раскрывается понятие "графомоторный навык", определяются пути и средства его развития....

Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...

Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обра...

Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации

Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:1.         Основное у...