Характеристика уровней системного недоразвития речи при умственной отсталости.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет собой комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых средств - фонетики, грамматики, лексики.

СНР  имеет различный уровень выраженности - от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера, до полного отсутствия умения формировать длинные, сложно-подчинённые предложения. В таблице приведены характерные особенности 3-х основных уровней патологии, которые помогут учителю-логопеду  правильно определить речевое заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_urovney_sistemnogo_narusheniya_rechi.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Параметры

СНР лёгкой степени

СНР средней степени

СНР тяжёлой степени

Оральный праксис

Часто не выполняет движения

(отказы); реже – по показу

открывает рот, показывает

язык, совершает простые

движения. Грубо нарушен

объём, точность, активность,

переключаемость движений

губ и языка.

Нарушение точности,

переключаемости движений

органов артикуляции, тонких

дифференцированных

движений языка

Незначительно снижена

точность, активность,

переключаемость движений

языка. Незначительно

затруднены тонкие

дифференцированные

движения языка.

Просодика и динамическая

сторона речи:

  • Темп
  • Ритм
  • Интонация
  • Дыхание
  • Голос

Медленный, реже – быстрый

или нормальный.

Доступен ритм 1, 2 – много

Монотонная.

Низкий объём речевого

дыхания. Часто дыхание

«поверхностное».

Нередко снижена сила голоса.

Медленный, быстрый или

нормальный.

Воспроизводит ритм до 3 - 4.

Чаще монотонная.

Снижен объём речевого

дыхания.

Чаще – без особенностей.

Нормальный, медленный или

быстрый.

Воспроизводит ритм до 5

Нередко снижено модулирование.

Без особенностей.

Без особенностей.

Звукопроизношение

Затруднено воспроизведение

структуры малознакомых

трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов.

Нарушение структуры

многочастотных и сложных

слов и фраз

Нарушение или затруднения в

воспроизведении структуры

многочастотных и сложных

слов и фраз (часто нарушается

звуконаполняемость –

перестановки, замены звуков и

слогов, упрощение сложных

слов).

Бывают затруднения в

воспроизведении структуры

многочастотных и (или)

сложных слов и фраз (пропуски

и/или перестановки слов,

нарушение

звуконаполняемости слов).

Фонематическое восприятие

Грубое недоразвитие

фонематического восприятия.

Сформирована слухо-

зрительная и слухо-

произносительная

дифференциация

оппозиционных звуков в

словах; но нарушена или

затруднена слухо-

произносительная

дифференциация

оппозиционных звуков в слогах.

Фонематическое восприятие в

основном сформировано, но

нередко незначительно

затруднена слухо-

произносительная

дифференциация

оппозиционных звуков в

слогах.

Звуко-слоговой анализ и синтез

Грубое недоразвитие

фонематического анализа и

синтеза (сложных и простых

форм).

Недоразвитие фонематического

анализа и синтеза (определяют

первый и \ или последний звук

в слове, количество слогов в

знакомых 2-3-хсложных

словах, но затрудняются

определить характеристики

звука, количество и

последовательность звуков в

слове, слов в предложении).

Фонематический анализ и

синтез в основном

сформированы, однако

наблюдаются затруднения в

определении количества и

последовательности звуков в

слове, слов в предложении на

сложном речевом материале;

неустойчивость основных

понятий.

Импрессивная  речь:

Понимание грамматических

изменений слов.

Понимание фраз

Отсутствует или имеется в

зачаточном состоянии

понимание значений

грамматических изменений

слова: нарушено различение

единственного –

множественного числа

существительных и глаголов,

приставочных глаголов, форм

мужского и женского рода,

уменьшительно- ласкательной

формы существительных,

значений предлогов.

При восприятии речи

доминирует лексическое значение. Понимает простые

социально-бытовые

инструкции, простые вопросы.

Грубо нарушено понимание

логико-грамматических

конструкций.

Различает формы

единственного и

множественного числа

существительных и глаголов,

формы мужского и женского

рода глаголов прошедшего

времени, значения

элементарных предлогов.

Частично различает

приставочные глаголы,

сложные предлоги,

уменьшительно- ласкательные

формы существительных,

сходные по структуре

предложения.

Морфологические элементы

приобретают смыслоразличительное

значение: развивается

понимание простых логико-

грамматических конструкций

(2-3-хступенчатых инструкций,

простых сравнений). Нарушено

понимание скрытого и

переносного смысла, инверсии,

сложных сравнений, вопросов

и инструкций, сложных

предложно-падежных

конструкций и конструкций в

творительном падеже.

Наблюдаются трудности в

различении морфологических

элементов, выражающих

значение числа и рода;

приставочных и

суффиксальных изменений

значений слов.

Понимание обращённой речи

значительно развивается.

Наблюдаются значительные

трудности в понимании

логико-грамматических

структур, выражающих

причинно-следственные,

временные и пространственные

отношения.

Экспрессивная  речь

Фраза

Диалог

Номинативная

форма речи

 

Связная речь

Фраза состоит из 1-4 лепетных, усечённых слов,

часто малопонятная, вне

конкретной ситуации понятой

быть не может.

Диалогическая речь развита

слабо.

Нарушена.

Отсутствие или грубое

недоразвитие связной речи: 1-2

предложения вместо пересказа;

перечисление предметов, героев и их действий по серии

сюжетных картинок.

Фраза простая

распространённая, с

усложнением (использует

простые союзы); часто

аграмматичная. Часто фразы

однословные или неполные по

составу. Спонтанная форма

речи развита лучше

произвольной.

Диалогическая речь пассивна.

Неустойчива

Связная речь сформирована

недостаточно: в пересказах и

рассказах на наглядной основе

наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев,

нарушение последовательности

событий. Значительно

затруднена контекстная речь

(без опоры на наглядность).

Спонтанная фраза -

распространённая, с

усложнением, с единичными

аграмматизмами. Доступна

сложная по структуре

развёрнутая фраза, однако в

речи используется

недостаточно. В произвольной

речи часто используется

упрощённая фраза.

Диалогическая речь развита

Незначительно неустойчива.

Связная речь приближается к

норме; наблюдаются

следующие недочёты: в

пересказе – незначительные пропуски второстепенных

смысловых звеньев, не

отражены некоторые

смысловые отношения. В

контекстной речи –

несоблюдение

последовательности и полноты

изложения.

Пассивный и активный словарь

Словарь ограничен бытом и

ближайшим социальным

окружением (в речи мало

признаков, частей предметов,

наречий, предлогов;

недостаточно глаголов,

существительных). Простым

обобщением не владеет.

Номинации неустойчивы.

Пассивный словарь не намного

больше активного.

Словарный запас беден.

Номинации неустойчивы.

Простым обобщением владеет

частично. Антонимы

подбирает со значительными

ошибками, синонимы не

подбирает. Пассивный словарь

больше активного.

Словарный запас беден.

Владеет простым обобщением.

Номинации недостаточно

устойчивы. Антонимы и

синонимы подбирает с

незначительными ошибками.

Пассивный словарь больше

активного

Грамматический строй речи

Словообразование

Словоизменение (согласование и управление).

Не сформированы процессы

словообразования.

Выраженные аграмматизмы,

нарушение сложных и простых

форм словоизменения.

Нарушение сложных форм

словообразования,

значительные затруднения в

образовании прилагательных

от существительных,

существительных мн. числа Р.

п., детёнышей животных,

уменьшительно-ласкательной

формы существительных.

Аграмматизмы в сложных

формах словоизменения (в

изменении предложно-

падежных конструкций;

согласовании прилагательных с

существительными ср. р. в

различных падежах,

существительных с

числительными).

Значительные затруднения в

образовании притяжательных,

относительных, качественных

прилагательных; приставочных

глаголов, ошибки в

образовании уменьшительно-

ласкательной формы

существительных, детёнышей

животных.

Затруднения в употреблении

сложных предлогов, в

согласовании прилагательных

и существительных мн. ч. в

косвенных падежах,

существительных с

числительными

Общая и мелкая моторика

Оптико – пространственный гнозис и праксис.

Моторика развита слабо. Латерализация часто не

установлена.

недостаточно.

Нарушен.

Моторика развита недостаточно. Латерализация

чаще уже установлена

(правосторонняя или

левосторонняя).

Значительно затруднён.

Моторика развита (специфических особенностей

не выявлено).

Незначительно затруднён

Письмо

Чтение

Чаще - нарушение

формирования навыков

письменной речи вследствие

интеллектуальной

недостаточности и тяжёлого

речевого недоразвития.

Реже – алексия, аграфия

(полная неспособность

овладения навыками письма и чтения при длительном

обучении).

Выраженная дисграфия.

Выраженная дислексия.

Дисграфия.

Дислексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

В этом материале описываются психологические особенности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной осталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития....

«Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектора».

На сегодняшний день  в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов.       Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Новый год" для детей с системным недоразвитием речи первого уровня

В этой  разработке подобраны логопедические игры на развитие артикуляционной моторики, дыхания, мелкой моторики пальцев рук неговорящего ребенка. А так же предложен двухнедельный план коррекционн...

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталости.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталостив соответствии с образовательными областями ФГОС.Социально коммуникати...

Логопедическое занятие "Новый год" для детей с системным недоразвитием речи первого уровня

Этот материал поможет в ежедневном планировании занятий логопеда по лексическим темам....