"Значение музыкально-ритмических движений в развитии детей с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике по теме

Пышкина Жанна Витальевна

Из опыта работы музыкального руководителя Пышкиной Ж.В. в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГУ ЛНР

«ЯСЛИ-САД № 106 «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ» ПЫШКИНОЙ Ж.В.

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

       

          В настоящее время статистика последних лет свидетельствует о повышении уровня рождаемости детей с нарушением зрения. К счастью, для таких детей существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, одним из которых является наш детский сад, где лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным  на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

          Нарушение зрения, естественно, влияет на формирование зрительного восприятия, которое у слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа. У детей с нарушением зрения наблюдаются невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость, эмоциональные и поведенческие расстройства.

          Главной задачей музыкального руководителя в работе с такими детьми является создание на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. Тогда можно развивать интерес к музыкальной деятельности, а особенно, к музыкально-ритмическим движениям.

          Учитывая особенности развития слабовидящих детей, в своей работе я использую «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной, раздел «Ритмика», а также программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» по ритмической пластике.

          Ритмика для детей с нарушением зрения - это своевременная коррекционно-педагогическая помощь, физическая активность, творческий процесс, который даёт возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений, движений телом, жестикуляцией рук. Ритмика – это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности.

          Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы, пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно пространственной ориентировки, некоординированность движений, их аритмичность и гиподинамию. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов и являются для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию.

          В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами зрения  решаются следующие задачи:

     -развитие музыкального восприятия, умение передавать различные средства музыкальной выразительности, отражать в движениях жанры музыки (марш, танец, песню);

     -овладение «языком движений», умение с помощью жестов, мимики в танце, игре передавать музыкальный образ;

     -развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

     -осуществление средствами движения коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами зрения.

          Учитывая уровень развития и возможности каждой группы детей, я обязательно включаю в занятие музыкальные упражнения с предметами (обруч, гимнастические палки, крупная игрушка и т.д.). Они всегда вызывают интерес у детей. Крупные предметы являются ярким ориентиром для слабовидящих детей, помогают им осознать местоположение и направление движения каждого ребёнка относительно модели.

          Для развития у детей с нарушением зрения пластичности и координации движений я включаю танцы и пляски разных жанров. Большое значение придаю приобщению детей к народным играм и хороводам. Работая над образными упражнениями, использую музыку современного композитора Е.Железновой «Аэробика для малышей», «Ритмика», «Игровая гимнастика». Для формирования чувства ритма включаю ритмо-речевые упражнения.

          В нашем дошкольном учреждении занятия музыкально-ритмическими движениями я выделяю в самостоятельный раздел в занятии.  Эта часть занятия носит занимательный характер и способствует снятию двигательной скованности. Использование множества цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров помогает легче развивать зрительно-двигательную ориентировку в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения.

          Ритмические движения  содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. Красивые движения, разученные на занятиях, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничных мероприятиях.

          Наш детский сад гордится своими воспитанниками, которые в апреле 2017 года участвовали в Открытом интегрированном фестивале детского творчества «Один мир – одна мечта», где стали лауреатами I степени в номинации  «Хореография» и лауреатами I степени в номинации «Вокал».

          Таким образом, благодаря специально подобранному репертуару и целенаправленному педагогическому воздействию создаются условия для развития специальных музыкальных и общехудожественных способностей.

Через музыку и движение у детей с нарушением зрения развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей

Значение музыкально-ритмических движений трудно переоценить. Когда ребёнок ещё не умеет говорить, он уже умеет двигаться под музыку, реагирует на неё эмоционально, что несомненно положительно влияет н...

Статья "Значение театрализованных игр в развитии детей с нарушением зрения".

В данной статье рассматриваются театрализованные игры как средство освоения техники перевоплощения, обучения детей выражать эмоциональные чувства и настроения героев игр, успешного развития речи....

Доклад к родительскому собранию «Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально-ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных возможностей му...

Материал консультации для родителей «Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей».

Материал консультации посвящен просвящению родителей по вопросу значения музыкально-ритмической деятельности в развитии детей....