Игры и упражнения на интонационное развитие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Веселова Екатерина Сергеевна

Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств (мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи). Роль интонации настолько велика, что она может изменить даже значение слова. Данные игры и упражнения помогут детям добиться эмоциональной окраски голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_intonatsionnoe_razvitie.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на интонационное развитие.

МЕЛОДИКА

«Чей домик?»

Цель: отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

«Оркестр»

Цель: отработка голоса и ритма.

Трубачи: ру - ру - ру - грубый голос, скрипачи: ри - ри - ри - более тонкий голос, ударники: ра - ра - ра - отрывистый ритм.

Упражнение «Наоборот»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Детям предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Упражнение «Громко-тохо»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений. Предложить детям зарисовать стрелками «интонацию» стихотворения.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.

Почему с грибами осень?

Потому, что дождь и просинь.

Почему зима, как злюка?

Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)

Игра «Похвали подарок»

Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе

понравился. Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

Ах! Какая машина! Большая пожарная машина! Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

Игра «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

Упражнение «Муха-Цокотуха»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки.

Но жуки-червяки                         (в среднем темпе)

Испугалися,                                 (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися:         (темп возрастает)

Тараканы                                 (в быстром темпе)

Под диваны,                                 (в быстром темпе)

А козявочки                                 (в быстром темпе)

Под лавочки,                                 (в быстром темпе)

А букашки под кровать –                 (в быстром темпе)

Не желают воевать!                         (в среднем темпе)

И никто даже с места                         (в медленном темпе)

Не сдвинется…                         (в медленном темпе)

(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких - медленно? Как ты думаешь почему? Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.

Упражнение «На крыше»

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

Серый кот залез на крышу.

Ну а там сидели мыши.                «Пробегают пальцами от коленок до макушки.

Как увидели кота,

Разбежались кто куда.                        Быстро «пробегают пальцами вниз от макушки до колен.

Упражнение «Поехали, поехали»

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Описание. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки:

«Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

Упражнение «Барабанщик»

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал. «Барабанчики» - осязательные «коврики» размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

Игра «Угадай»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?

«Угадай, что это значит?»

Когда игра «Кто больше?» будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи.

Упражнение «Узоры»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

Описание. 1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Упражнение «Язычки-дразнилки»

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слого, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та… Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» детям можно дать свистки, дудочки или бубны.

Игра «Послушай и угадай»

Цель. Формирование восприятия речевого ритма.

Материал. На картинках изображены жук, оса, муха, бабочка и т.д.

Описание. Ребенку предлагается назвать насекомых и отгадать, какое слово «зашифровано» хлопками.

Взрослый воспроизводит слоговой ритм слова («отхлопывает» слово): на безударный слог выполняет хлопок ладонями, на ударный - хлопок по коленям. Ребенок должен угадать заданное слово, опираясь на восприятие его ритмического рисунка и определение количества слогов в нем.

Например: о-са, ба-боч-ка

Упражнение «Угадай кто бежал»

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал (необязателен). Картинки с животными.

Описание. Педагог: Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так

: / / / / / / / / / / / / (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)

А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:

o o o o o o o o o (Тихие удары всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени.)

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:

 / - / - / - / - / (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)

ТЕМБР

Упражнение «Тихо…»

Цель. Развитие силы голоса.

Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина,                         Почти без голоса, одной артикуляцией.

тишина…

Вдруг                                                 Шепотом.

Грохотом грома сменилась она.

И вот уже дождик                         Голосом разговорной громкости.

Тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал

по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он                 Громко.

станет.

Уже барабанит. Уже                         Очень громко.

барабанит!

(А. Шибаев)

«Микрофон»

Цель: развивать умение регулировать силу голоса.

Играют четверо детей. Фразу: «У Миши красная машина»

1-й ребенок говорит очень тихо,

2-й -погромче,

3-й-еще громче,

4-й-очерь громко.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет.                 Произносят низким голосом, руки

опущены: «У___».

Самолет летит, в нем мотор гудит.                 Высоким голосом, руки в стороны:

 «У___».

Самолет садится.                         Низким голосом, руки опущены, приседают:

 «У___»

Игра «Угадай, кто говорит»

Цель. Развитие восприятия тембра голоса.

Описание. Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.

Усложнение. Предложить прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).

УДАРЕНИЕ

Упражнение. «Сильный слог»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный –

хлопок по коленям. Например: У-ли-ца, пло-щадь, фо-нарь, му-ра-вей

Игра «Накорми птичек»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Педагог: Давайте добавим семечек в кормушку.

Раскладывает вырезанные из черной бумаги кружки. Предлагает каждому ребенку назвать зимующую птицу и отхлопать слоги в ее слове-названии следующим образом: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям. Если задание выполнено правильно, тогда ребенок берет столько семечек, сколько раз хлопнул в ладоши и по коленям (во-ро-бей – 3 семечка) и относит семечки в кормушку.

Игра «Где твой круг?»

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой;

воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча.

Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой

части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих, во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед

предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Игра «Где твой круг (2-й вариант)?»

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок – замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит- стоИт, мОю-моЮ и др.

Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание.

Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Материал. Предметные карточки лиса, нора, дятел, дупло, птица, гнездо.

Описание. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живет белка?», «Кто живет на болоте?», «Чей домик – гнездо?» и т.д.

Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово- носитель логического ударения. Затем животное можно поселить в его домике.

Использованная литература

Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008

Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007 :: №3,

Речевые игры и упражнения http://www.logopedsfera.ru/2007/05/285#more-285 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Москва Изд.ТЦ Сфера 2008

Леонова С.В. Статья «Развитие голоса у детей с речевыми нарушениями» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005 :: №4,

Речевые игры и упражнения http://www.logopedsfera.ru/2005/07/125 Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2007

Панина.Г. «Речевая ритмика, или как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников» http://nsc.1september.ru/2003/41/5.htm

Родионова Ю.Н. Статья «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» «Ребенок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1 http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?ite m_id=183

Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей 4-5 лет» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2009

Сидорова Ю.В. Статья «Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях. Звуковой анализ и синтез слова» http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?sto 

ryid=29

Сиротина А.Г. Статья «Обеспечение развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/213162/?numb_artic=213162 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"...

доклад на тему: "пальчиковые игры и упражнения-как средство развития речи"

наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей.дети с плохо развитой ручной моторикой не могут держать ложку, застёгивать пуговицы,шнуровать и т.д...

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Картотека игр для развития коммуникативных навыков Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.

Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.  Будет полезна педагогам дошкольных учреждений....