«Содержание деятельности воспитателя по сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов»
статья по коррекционной педагогике на тему

Блинова Валентина Алексеевна

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему говорят о том, что каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области практики свои специфические подходы к её организации.

В нашем детском саду совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю в подготовительной к школе группе комбинированной направленности и хочу поделиться с содержанием деятельности воспитателя по сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blinova.docx72.31 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20

п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

«Содержание деятельности воспитателя

по сопровождению

детей с ОВЗ и детей инвалидов»

Подготовила: Блинова В.А.

воспитатель

подготовительной к школе группы.

Декабрь 2017 г.

С 1946 года появился термин «дефективные дети» -это дети, у которых наблюдались нарушения психического и физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин-дети с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ).

Существует два понятия, которые определяют способы взаимодействия с детьми с ОВЗ-интеграция и инклюзия.

В 1994 году на Саламанской конференции ООН (UNESCO) в защиту прав детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования был впервые официально сформулирован и документально закреплён как целеобразующий.

В 2012 году этот принцип был законодательно утверждён и в России.

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему говорят о том, что каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области практики свои специфические подходы к её организации.

В нашем детском саду совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю в подготовительной к школе группе комбинированной направленности и хочу поделиться с содержанием деятельности воспитателя по сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Все «дети с проблемами» -индивидуальны и неповторимы. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребёнка «не только дана, но и задана», подчёркивал известный психолог В.Зеньковский.

Для успешности воспитания и обучения детей ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

  • своевременно выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с ОВЗ;
  • определить оптимальный педагогический маршрут;
  • обеспечить индивидуальным сопровождение каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • определить условия воспитания и обучения ребёнка;
  • консультировать родителей ребёнка с ОВЗ.

Содержание работы с детьми данной категории определяется индивидуальными программами с психолого-педагогическими сопровождениями. Программа индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья-это локальный акт, очерчивающий круг основных мероприятий, направленных на адаптацию и социализацию детей с ОВЗ в коллективе сверстников.

Цели и задачи деятельности МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 п. Разумное» по реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с умственной отсталостью определяются:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  • Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика Синтез, 2014г.
  • Программой: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д..
  • Программой «Развитие детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.

Реализуя адаптированную образовательную программу для детей с умственной отсталостью, в ДОУ решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ

       

 Семья                        Учитель-логопед,                   Воспитатели

                                педагог-психолог

                                                

                                                Ребёнок

                                Музыкальный руководитель,

                          инструктор по физической культуре

                                

Воспитание обучение детей инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется вариативно. Занятия проводятся индивидуально, в группе, в кабинете логопеда, психолога или комбинированно, когда часть занятия проводится индивидуально, часть занятия проводится в группе.

.

К числу основных принципов, на которых основана интеграционная деятельность в детском саду, относятся:

  • Сотрудничество педагогов;

Педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого, таким образом осуществляя психолого-педагогическую коррекцию.

  • Индивидуализация обучения;

     Мы не навязываем детям знаний.

Мы основываемся на проявившемся у ребёнка интересе, расширяем, углубляем этот интерес и от него ведём ребёнка дальше к сложным областям знаний.

  • Использование конкретных современных психолого-педагогических технологий.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • ТРИЗ технология.
  • ИКТ технологии.

(Мини-презентации на занятиях, компьютерные игры, направленные на развитие всех психических процессов).

  • Игровая технологи

Это не только облегчит труд, но и позволит добиться значительно лучших более устойчивых результатов в работе.

  • Создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников.
  • Взаимодействие с семьёй воспитанника для обеспечения полноценного развития каждого ребёнка. 
  • Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей.

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов.

Воспитанники включаются в проведение воспитательных, культурно.-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми по мере возможности их здоровья.

Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей, применяя принципы инклюзивного образования.

Восемь основных принципов инклюзивного образования 

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание деятельности педагога-психолога в ДОУ для детей с нарушением зрения

В презентации раскрываются цели и задачи коррекционной работы...

Опыт работы по теме «Социализация детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов в условиях ДОУ посредством культурно- досуговой деятельности».

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и  педагоги  обеспокоены  тем, что бы ребенок, входящий в этот мир...

содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...

Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий....