содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Домашенко Елена Анатольевна

содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskaya_bazovaya_ploshchadka_.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»»

Городская базовая площадка

«Профессиональный педагог – залог

успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

 с 01.09.2020г., период реализации 2 года.

Программа городской базовой площадки

1. Информационный блок программы. 

1.1. ФИО руководителя базовой площадки, должность, место работы: Домашенко Елена Анатольевна, старший воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»

1.2. ФИО разработчика(ов), должность, место работы:

Домашенко Елена Анатольевна, старший воспитатель, МБДОУ д/с № 17;

Бабич Янина Анатольевна, педагог - психолог, МБДОУ д/с № 17;

Бибик Ирина Анатольевна, учитель – логопед, МБДОУ д/с № 17;

Чекурина Елена Анатольевна, учитель – логопед, МБДОУ д/с № 17;

Сартакова Алена Сергеевна, учитель – дефектолог, МБДОУ д/с № 17;

Свиридова Любовь Сергеевна, воспитатель, МБДОУ д/с № 17.

1.3. Тема и вид базовой площадки, период реализации.

Тема: Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями.

 - образовательная;

 - срок реализации – 2 года, 2020/2021уч.год -2021/2022 уч. год.

1.4. Целевая группа:

воспитатели, работающие в условиях комбинированных, компенсирующих групп или планирующие работать с детьми с особыми образовательными потребностями.

1.5. Обоснование:

Актуальность: выбор тематики обусловлен потребностью детских садов в компетентных педагогах, способных осуществлять инклюзивный подход в обучении детей в ДОО, вносить существенные изменения в организацию образовательного процесса, ориентироваться на поиск специальных методов в обучении всех воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

Законом об образовании определено, что в стране создаются условия для получения качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений и специальной адаптации инвалидов.

Педагог инклюзивного образования должен уметь выстроить комфортный и эффективный образовательный процесс для своих воспитанников. Умение разработать адаптивную образовательную программу, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ и при этом создать атмосферу общности для всех детей – показатель высокого педагогического мастерства, к которому нужно стремиться.

Накопленный положительный опыт работы педагогов МБДОУ д/с № 17 в условиях инклюзии позволит слушателям предложенной программы базовой площадки овладеть необходимыми компетенциями для реализации на высоком профессиональном уровне процессом обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО в условиях инклюзивного образования, а организаторам - распространить опыт своей эффективной образовательной деятельности.

Реализация городской базовой площадки будет способствовать повышению эффективности мероприятий муниципального проекта «Учитель будущего» и «Успех каждого ребенка» за счет применения воспитателями своих знаний и умений для создания условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.

1.6. Цель: 

формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОО в вопросах обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях инклюзии.

1.7. Задачи:

  • Уточнить нормативно – правовые основы образования детей с ОВЗ.
  • Создавать условия для овладения педагогами практическими навыками работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.
  • Познакомить педагогов с системой командной работы педагогов по сопровождению детей с ОВЗ и их семей в МБДОУ д/с № 17.
  • Систематизировать представления педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды с учетом потребностей детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
  • Расширить знания педагогов о практическом применении современных технологий в коррекционно –развивающей работе с детьми с ОВЗ.
  • Развивать профессиональное мышление и педагогические способности, необходимые для осуществления инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ.
  • Развивать коммуникативные умения педагогов работать в команде.
  • Воспитывать потребность к самосовершенствованию, повышать мотивацию педагогической деятельности в условиях реализации инклюзивного образования.
  • Формировать ценностное отношение к инклюзии и ответственное отношение к педагогической деятельности и результатам своего труда.

1.8. Идея программы городской базовой площадки заключается в создании условий для совершенствования профессиональных компетенций воспитателей, работающих в условиях комбинированных, компенсирующих групп или планирующие работать с детьми с особыми образовательными потребностями, и как следствие – повышение качества образования, воспитания и социализации детей с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях инклюзии. 

Деятельность базовой площадки планируется в форме очных и дистанционных мероприятий, подразумевает сочетание теоретического материала и активных форм работы воспитателей; представлена в виде шести блоков (тем) и рассчитана на 24 часа.

1.9. Технологии и методы работы

Процесс обучения носит динамичный и практико-ориентированный характер благодаря чередованию теоретических и практических видов деятельности, групповых и индивидуальных форм работы: теоретический семинар, семинар-практикум, мастер-классы, экспертиза РППС, проблемный диалог, ознакомление с опытом коллег, практические пробы, работа в малых группах «Жужжащие группы» с обсуждением определенной проблемы или вопроса с последующим представлением результатов работы всех малых групп; самооценка: анкетирование, экспресс-опрос.

1.10. Ожидаемый результат:

  1. Педагоги систематизируют знания нормативно – правовых документов в контексте образования детей с ОВЗ.
  2. Педагоги овладеют практическими навыками взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений в вопросах сопровождения детей с ОВЗ.
  3. Педагоги смогут организовать развивающую предметно – пространственную среду для детей – инвалидов и детей с ОВЗ в условиях компенсирующей или комбинированной группы.
  4. У педагогов расширятся представления о современных педагогических технологиях, позволяющих эффективно организовать работу с детьми с особыми потребностями.
  5. Педагоги смогут на практике применять эффективные формы в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.
  6. Педагоги смогут составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
  7. Расширят знания в планировании и корректировки образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
  8. Педагоги отработают навыки работы в команде.
  9. У педагогов повысится потребность в личностно – профессиональном росте и самосовершенствовании.

2. Содержательный блок программы.  

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает учреждение, для реализации программы.

МБДОУ д/с № 17 располагает достаточным количеством аудиторных помещений – музыкальный зал, 4 кабинета специалистов, 9 групп детского сада. В ДОУ обеспечен доступ к сети интернет, используются технические средства: компьютеры – 4 шт., принтеры – 3 шт., ноутбуки – 2 шт., проектор – 1 шт., экран –1 шт., аудио, видео и фотоаппаратура. В наличии есть необходимые канцелярские принадлежности. Методический кабинет оснащен достаточным количеством методических пособий, дидактических средств для реализации программы базовой площадки. Информационную поддержку участников площадки предполагается организовывать через электронную почту (domashenkoea@mail.ru).

Наряду с вышеперечисленным, МБДОУ д/с № 17 располагает квалифицированными кадровыми ресурсами, необходимыми для эффективного проведения базовой площадки.

2.2. Содержание базовой площадки на 2020-2022гг.

Тема, содержание

Кол-во

часов

1

Предварительное задание:

  • Изучить нормативно-правовые документы в контексте темы базовой площадки
  • Самооценка участников уровня знаний по каждому вопросу базовой площадки, заполнение «Листов самооценки», заполнение «Листа ожидания»

2 часа

1 час

2

Занятие №1. 

Тема: Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования.

Требования к воспитателям ДОО в условиях реализации ФГОС ДО и введения профессиональных стандартов.

Содержание:

  1. Обзор нормативно –правовых документов в контексте базовой площадки.
  2. «Жужжащие группы». Практическая деятельность в малых группах:
  • Анализ документа «Стандарт педагога» «Трудовые действия, необходимые умения, знания, которыми должен обладать педагог, работающий в условиях инклюзии».
  • Представление результатов работы всех малых групп.

2 часа

3

Занятие №2. 

Тема: Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.

Содержание:

  1. Проблемный диалог: Выявление детей с нарушением в развитии.  
  2. «Жужжащие группы». Практическая работа в малых группах: заполнение таблицы «Признаки отклонений в развитии детей по возрастным группам»

Представление результатов работы всех малых групп.

  1. «Жужжащие группы». Практическая работа в малых группах:

«Анализ детских характеристик на предмет соответствия или несоответствия психолого-педагогическому портрету ребенка». Представление результатов работы всех малых групп.

2 часа

Самостоятельная индивидуальная работа:

Написание психолого – педагогической характеристики на ребенка на ПМПК по заявленным описательным характеристикам.

2 час

4

Занятие №3. 

Тема: Реализация командного педагогического подхода в сопровождении детей с ОВЗ.

Содержание:

  1. Деловая игра: «Роль воспитателя в разработке и реализации Адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута воспитанника с ОВЗ и/или ребенка – инвалида».
  2. «Жужжащие группы». Практическая работа в малых группах: «Моделирование планирования в режиме дня индивидуальной работы с детьми с ОВЗ».
  3. Представление индивидуального образовательного маршрута на воспитанника МБДОУ № 17 с ознакомлением индивидуального планирования.

2 часа

5

Занятие №4. 

Тема: Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО для детей с ОВЗ.

Содержание:

  1. Презентация «Развивающая предметно – пространственная среда. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде.»
  2. «Жужжащие группы». Практическая работа малыми группами: «Моделирование содержания центров активности учитывая условия комбинированной и компенсирующей группы». Представление результатов работы всех малых групп.
  3. Наглядная демонстрация развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ д/с №17 (экскурсия по саду)

2 часа

Самостоятельная индивидуальная работа:

  • Моделирование выбранного центра  

2 часа

Занятие №5.

Тема: Особенности взаимодействия ДОО с семьями детей с ОВЗ

Содержание:

  1. Презентация «Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ»
  2. Проблемный диалог: обсуждение затруднений участников площадки в организации взаимодействия с семьями детей с ОВЗ.
  3. Практические упражнения с воспитателями по взаимодействию с семьями.
  4. Презентация эффективных форм взаимодействия коллектива МБДОУ д/с № 17 с семьями детей с ОВЗ.

2 часа

Самостоятельная индивидуальная работа:

  • Составление памятки для родителей по воспитанию и развитию  детей с ОВЗ.

2 часа

6

Занятие № 6. 

Тема: Современные педагогические технологии работы с детьми с ОВЗ

Содержание:

  • Мастер – класс «Образовательная кинезиология».
  • Мастер – класс «Триз – технология в работе с детьми с ОВЗ».

2 часа

Занятие № 7. 

Тема: Современные педагогические технологии работы с детьми с ОВЗ

Содержание:

  • Представление игровых пособий для развития речи детей с ОВЗ;
  • Мастер – класс «Пособие на развитие целенаправленной воздушной струи».
  • Выставка дидактических игр и пособий для развития речи детей с особыми образовательными потребностями

2 часа

Рефлексия по итогам работы площадки. 

Самооценка педагогов. Заполнение педагогами «Листа самооценки»

1 час

2.3. План мероприятий.

Сроки

Тема

Количество часов

Лекции

Семинар

Стажерская проба

Он-лайн занятие

Другая форма

Ноябрь 2020г.

5 часов

Занятие № 1. 

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования.

Требования к воспитателям ДОО в условиях реализации ФГОС ДО и введения профессиональных стандартов.

Предварительное задание:

Изучить нормативно-правовые документы в контексте темы базовой площадки

2

Входная самооценка участников уровня знаний по каждому вопросу базовой площадки, заполнение «Листов самооценки», заполнение «Листа ожидания»

1

Нормативно – правовые основы образования детей с ОВЗ

0,5

«Стандарт педагога» «Трудовые действия, необходимые умения, знания, которыми должен обладать педагог, работающий в условиях инклюзии»

1,5

Февраль 2021

4 часа

Занятие № 2. 

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.

Выявление детей с нарушением в развитии.

0,5

«Признаки отклонений в развитии детей по возрастным группам»

1

0,5

Самостоятельная индивидуальная работа:

Написание психолого – педагогической характеристики на ребенка на ПМПК по заявленным описательным характеристикам

2

Апрель 2021

2 часа

Занятие № 3. 

Реализация командного педагогического подхода в сопровождении детей с ОВЗ.

«Роль воспитателя в разработке и реализации Адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута воспитанника с ОВЗ и/или ребенка – инвалида».

0,5

«Моделирование планирования в режиме дня индивидуальной работы с детьми с ОВЗ»

1

Представление индивидуального образовательного маршрута на воспитанника МБДОУ № 17 с ознакомлением индивидуального планирования

0,5

Октябрь 2022

4 часа

Занятие № 4. 

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО для детей с ОВЗ.

«Развивающая предметно – пространственная среда. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде».

0,5

«Моделирование содержания центров активности учитывая условия комбинированной и компенсирующей группы».

1

Наглядная демонстрация развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ д/с №17 (экскурсия по саду)

0,5

Самостоятельная индивидуальная работа:

Моделирование выбранного центра  

2

Февраль 2022

4 часа

Занятие № 5. 

Особенности взаимодействия ДОО с семьями детей с ОВЗ

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

0,5

Практические упражнения с воспитателями по взаимодействию с семьями.

0,5

Презентация эффективных форм взаимодействия коллектива МБДОУ д/с № 17 с семьями детей с ОВЗ.

1

Самостоятельная индивидуальная работа:

Составление памятки для родителей по воспитанию и развитию  детей с ОВЗ.

2

Апрель 2022

5 часов

Занятие № 6, Занятие № 7. 

Современные педагогические технологии работы с детьми с ОВЗ

Мастер – класс : «Образовательная кинезиология».

0,5

0,5

Мастер – класс «Триз – технология в работе с детьми с ОВЗ».

0,5

0,5

Представление игровых пособий для развития речи детей с ОВЗ;

1

Мастер – класс «Пособие на развитие целенаправленной воздушной струи».

0,5

0,5

Рефлексия по итогам работы площадки

1

3. Способы оценки результатов программы.

3.1. Внешняя оценка результатов участников базовой площадки.

Внешняя оценка предполагает входное и итоговое анкетирование участников. Участник базовой площадки проставляет оценку (по шкале от 0 до 5 баллов) согласно своему уровню знаний по каждому вопросу. Динамика изменения оценки определяется после обработки анкет. Результаты работы участников признаются успешным, если он набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий) и, если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки (качественный критерий).

3.2. Самооценивание участниками собственных результатов.

Одним из оценивающих документов участников базовой площадки является анкета, заполненная педагогом на итоговом занятии. Участники анализируют, оценивают свои успехи по темам и результаты заносят в «Лист самооценивания» по 5-бальной шкалой оценивания. Реализация качества прохождения программы определяется динамикой самооценивания ключевых компетенций в сравнении с результатами входного анкетирования. Самооценка организуется руководителем стажерской площадки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида....

«О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

            Наиболее адекватными условиями для про­ведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с от­клонениями в развитии на с...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"

Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"

Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....

Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой р...