Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Наталья Леонидовна Корчагина

Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение                           детский  сад     «Парус» г. Волгодонска

Выступление педагога-психолога

МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска

Корчагиной Н.Л.

на конференции

педагогов-психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений г.Волгодонска

по проблеме: «Система психолого-педагогической поддержки

детей с особыми образовательными потребностями

в условиях МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска»

                                                                                           

г. Волгодонск

  сентябрь 2019г.


Педагог–психолог -  Корчагина Наталья Леонидовна, являюсь  представителем  муниципального  бюджетного дошкольного  образовательного  учреждения  детский  сад «Парус» г.Волгодонска. В  нашем  учреждении  функционируют  7  групп компенсирующей направленности,  в которых воспитывается 75 воспитанников с разными образовательными возможностями, и имеющие статус ОВЗ:

  • 3 группы для детей с ЗПР;
  • 1 группа для детей с нарушением интеллекта;
  • 1 группа для детей с сочетанными нарушениями развития, с режимом пребывания до 12 часов;
  • 2 группы для детей с сочетанными и множественными нарушениями, с кратковременным режимом пребывания.

Посещают ДОУ  дети разных нозологических групп.

Для  осуществления комплексной работы по коррекции и развитию   детей  с  особыми образовательными  потребностями  в  нашем  учреждении существует  следующая  модель  образовательной  среды.

                                        Технологическая среда

                                                Предметно – пространственная среда

                                                        

                                        Социальная среда                        

                                                                                                        

состоящая  из  определенных  компонентов.

I ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

Технологическая среда включает в себя:

  • подбор   рекомендованных  адаптированных программ развития   дошкольников разных нозологических групп;
  • банк  диагностических  методик,  валидных  для  контингента  наших  воспитанников по  скрининговой  и углубленной  диагностике  когнитивной  и  эмоционально-личностной сферы;
  • разработки индивидуальных  программ  психолого – педагогического  сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • разработки индивидуальных  программ  реабилитации ребенка-инвалида;
  • разработки программ  индивидуального психологического  сопровождения.
  • Ведение карт развития ребенка.

Вашему вниманию представлен перечень  рекомендованных адаптированных  программ для детей с ЗПР, с УО:

  • « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.
  • «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной.
  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
  • Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
  • Программа коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.

Перечень  рекомендованных   программ по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у дошкольников:

  • «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». И.А. Пазухина.
  • « Тропинка к своему Я» О. Хухлаева, О. Хухлаев, И. Первушина.
  • «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» Н.Ф. Иванова.
  • «Давайте жить дружно» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.
  • «В мире друзей». Е.В. Котова. Программа эмоционально – личностного развития детей.
  • «Здравствуй, Я сам!» С.В. Крюкова. Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.   Материалы, которых мы используем парциально.

Перечень  рекомендованных адаптированных  программ для детей с ЗПР, с УО:

  • « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.
  • «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной.
  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
  • Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
  • Программа коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, где есть образовательная область «коммуникация» или блок по формированию социально-личностных представлений и коммуникативных навыков.

Перечень методик и технологий, рекомендованных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

  •  «Аутичный ребенок: пути помощи» О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
  • «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, перевод с англ. Н.Л. Халмогоровой.
  • «Игры с аутичным ребенком, установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» Е. Янушко.
  • «Маленькие ступеньки». Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри.
  • «Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет».  Москва, Центр лечебной педагогики.
  • «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» С.С. Морозова.
  • « Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития». И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина.

Так как в нашем учреждении  формированием познавательных процессов занимаются учителя-дефектологи, педагог-психолог занимается коррекцией и развитием эмоционально-личностной сферы. Для исследования познавательных навыков применяется методика   Е.А. Стребелевой, и для детей с ТиМНР  - методика Э.Й.Кипхарда. В  банк  диагностических  методик  были  отобраны  методики   для  скрининговой  диагностики и углубленного исследования эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферы:  

п\п

Название

методики

Автор, источник

Направленность  исследования

Категория

детей

1.

Методика исследования

эмоционального

состояния

Э.Т. Дорофеева

Эмоциональное

состояние

ребенка

Средние, старшие,

подготовительные

группы

2.

Методика  Р. Сирса

Р. Сирс.

Уровень

тревожности

Средние, старшие,

подготовительные

группы.

3.

Опросник для педагогов

по оценке адаптации  новых  воспитанников

журнал "Психолог  в детском саду" № 1/ 2004.г.

Уровень,  степень  адаптации  и  процент  адаптивных  возможностей в  условиях  пребывания  в  группе  ДОУ.

Средние, старшие,

подготовительные

группы  (для  новых  воспитанников).

4.

Опросник для родителей новых  воспитанников

по оценке адаптации

журнал "Психолог  в детском саду" № 1/ 2004.г.

Реакция  ребенка  на  процесс  адаптации  к  условиям  нового  ДОУ.

Средние, старшие,

подготовительные

группы(для  новых  воспитанников).

5.

Тест  Индекс тревожности

«Выбери нужное

лицо»

Р.Темпл, М.Дорки,

В.Амен.

Уровень

тревожности

Средние, старшие,

подготовительные

группы (индивидуально,  при  необходимости).

6.

Психодиагностические  наблюдения  за  поведенческими  проявлениями  воспитанников.

Долговременные наблюдения  за  поведенческими  проявлениями  воспитанников  в  разных  ситуациях  и  режимных  моментах.

Средние, старшие,

подготовительные

группы, группы кратковременного пребывания.

7.

Оценка  уровня  социального  развития

Дэвид Вернер

Уровень  социального  поведения

Средние, старшие,

подготовительные

группы, группы кратковременного пребывания (индивидуально,  при  необходимости).

8.

Диагностическая  шкала  социальной  адаптации  ребенка.

Н.Л. Корчагина

Уровень  социальной  адаптации

Средние, старшие,

подготовительные

группы,  группы кратковременного пребывания (индивидуально,  при  необходимости).

9.

Методика исследования  детского  самосознания  (полоролевая  идентификация)

Н.Л.Белопольская

Уровень  самосознания. Полоролевая  идентификация.

Средние, старшие,

подготовительные

группы (индивидуально,  при  необходимости).

         По итогам диагностики проводится работа по разработке индивидуальных  программ  психолого-педагогического  сопровождения каждого ребенка с особыми образовательными потребностями по установленному образцу  и программы психолого-педагогической реабилитации  детей инвалидов. Разрабатываются  программы  индивидуального психологического сопровождения, куда включаются результаты скрининговой и углубленной диагностики, подбор необходимого инструментария, план коррекционных  и игровых упражнений, краткий анализ по итогам проведенной работы.  

Следующий компонент образовательной среды - это предметно-пространственная среда

II. ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Для создания благоприятной предметно-пространственной среды, способствующей разносторонне развивать наших воспитанников была проделана следующая работа:

  • Пересмотрен  речевой  режим  в  ДОУ  и  введены  дополнительные  упражнения,  знаки,  карточки,  символы,  жесты для активизации  взаимоотношений  и  создания  ситуации  вербальных  коммуникаций  для  безречевых  детей.
  • Введены  дополнительные  знаки,  символы,  упражнения,  карточки  для  формирования  поло-ролевой  идентификации.
  • Ведется  работа  по  насыщению  сенсорно – двигательной  среды  для  формирования  базовых  сенсорно - двигательных  эталонов,  приносящих  удовольствие  ребенку,  тем  самым  снимающих  психо-эмоциональное  и  нервно – мышечное  напряжение,  что  благоприятно  сказывается  на  снижение  уровня  эмоциональной  лабильности  и  закрепление  позитивного  фона  настроения   и расширения двигательных возможностей.
  • Продолжается работа по оформлению уголков уединения для детей с РАС в групповых комнатах  и зоны релаксации в кабинете психолога.
  • Расширена  работа  по  распознаванию  базовых  эмоций  и  процессов  самосознания  через  групповые и индивидуальные занятия с применением  техник  самопознания,  закрепления схемы  тела  и  переноса  на  плоскость  в  рисуночных  играх  и  упражнениях.
  • На  групповых  и  мини  групповых  психологических занятиях  ведется  работа  по  формированию  процессов  контроля  и  регуляции  поведения  в  группе  сверстников.  Для  этого  используем  определенные  ритуалы,  схемы  занятий,  запрещающие  знаки,  звуковые  сигналы,  как  организующие, предупредительные,  так  и  по  завершению  работы;  что  является  дополнительной  опорой  ребенка  для  завершения  действия.

III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Компоненты  социальной  среды  включают  в  себя  2  больших  блока  направлений: работа с педагогами и работа с родителями.

В работе с педагогами были внесены изменения в

  • педагогическое общение, психологический климат и педагогические трансляции  (Язык, стиль речи педагога. Темп. Сила голоса. Интонации. Тембр голоса. Позы. Гримасы. Дистанции. Все формы вербального педагогического взаимодействия, с учетом нозологических групп воспитанников.)  
  • Построен  новый алгоритм взаимодействий в коллективе  согласно циклограмме работы, согласованной с коллегами  (Для профилактики неконструктивных способов профессионального взаимодействия, с ориентировкой на позитив и с позиции взаимозаменяемости и взаимопонимания).  

В работе с родителями были введены  обновленные формы взаимодействия:

  • Совместные проекты детского сада и семьи;
  • Тематические досуги с участием родителей, детей и педагогов ДОО;
  • Родительский клуб для просвещения и объединения родителей;
  • Мини тренинги по общению в диаде «Родитель-Ребенок», где родитель учится лучше понимать поведение своего не говорящего ребенка и более конструктивно с ним взаимодействовать;
  • Мини тренинги семейные по формированию у детей с РАС  эмоциональной отзывчивости  к членам семьи и конструктивным способам взаимодействий;
  • Тематические досуги для родителей и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с активным включением этих детей в досуговую деятельность;
  • Интерактивные способы взаимодействия с родителями. (УДАЛЕННОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ )
  • Транслирование наработанного опыта в городе и регионе.

Был разработан и внедрен  проект «Музыка наших сердец» для детей с ТиМНР.

Постепенно создается и апробируется новый проект  «МиРитМиЯ» для этих же детей, который охватывает несколько направлений работы:

  • Формирование позитивного образа Я;
  • Развитие дополнительных коммуникаций;
  • Гармонизацию Детско-Родительских отношений;
  • Снижение психо-эмоционального напряжения у родителей;
  • Расширение доверительных взаимоотношений в триаде «Педагог-Родитель-Ребенок»

В нашем садике большое внимание уделяется и тем детям, которые могут полностью компенсироваться и перейти на обучение по общеобразовательным программам. Это система индивидуальных и групповых занятий с проведением открытых занятий для родителей, с участием родителей, с ведущей ролью родителя «Родитель-учитель» или «Родитель-логопед». Дети

также участвуют в разных творческих конкурсах в тематических развлекательных мероприятиях.

Представленная вашему вниманию работа  позволяет запустить компенсаторный ресурс ребенка  через комплекс специальных стратегий, тактик, приспособлений, способствующий максимально помочь ребенку с особыми образовательными потребностями в познании себя в окружающей действительности и реализации своих социальных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями

Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются  актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образова...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя...

Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"

Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ранний, дошкольный возраст))

Выступление на городском МО учителей-логопедов и дефектологов. Краткое изложение о сенсорной интеграции, о нарушениях процесса обработки сенсорной информации у детей дома ребенка и показ  практич...

Статья "Обучение и социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ"

С принятием нового Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года было принято и создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными в...