Доклад Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями
консультация по коррекционной педагогике

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

 «Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями:

достижения и перспективы развития»

педагог-психолог Паскаль М.Д.

Ребенок с особыми образовательными потребностями – это термин, который возник в связи с необходимостью отразить в языке отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.  В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и является тождественным термину «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).

Категории детей с ОВЗ

  1. Нарушение зрения
  2. Нарушение слуха
  3. Задержка психического развития (ЗПР)
  4. Нарушение интеллектуального развития (УО)
  5. Тяжелые нарушения речи (ТНР, ОНР)
  6. Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  7. Расстройство аутистического спектра (РАС)
  8. Комплексное нарушение развития

Современные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития:

- время начала образования (время начала специального коррекционно-развивающего воздействия совпадает с моментом определения нарушения в развитии ребенка);

- содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, создание специальных методов и средств обучения;

- особая пространственная и временная организация, смысловая организация образовательной среды;

- определение квалифицированных специалистов разных профилей.

За последние годы произошли существенные положительные изменения в организации и содержании образования детей с ОВЗ, в частности на уровне дошкольного образования.

Можно выделить наличие негативных и позитивных тенденций в развитии системы образования детей имеющих особые образовательные потребности на протяжении всех этапов психического развития.

К негативным тенденциям следует отнести рост числа детей с нарушениями в развитии, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения, рост числа детей с невыраженными отклонениями в развитии, увеличение числа детей с комплексными нарушениями. Все это затрудняет определение их особых образовательных потребностей и разработку индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на конкретный вариант нарушения.

К позитивным тенденциям следует отнести закрепление особенностей организации образования детей с ОВЗ в нормативных правовых актах различных уровней; начало внедрения системы комплексной помощи детям, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения детей и создает возможности для осуществления инклюзивного обучения; наблюдающийся рост в использовании достижений высокотехнологичной медицины, который требует разработки новых коррекционно-развивающих технологий.

Причины необходимости системной поддержки детей с ОВЗ:

- поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционно-развивающей помощи детям;

-необходимость совершенствования методов коррекционно-развивающей работы;

- недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области

специального образования детей с ОВЗ);

- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с

ОВЗ.

Цель системы поддержки детей с ОВЗ – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей в условиях дошкольного учреждения:

-максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

-коррекция его психофизических недостатков;

-актуальное включение его в окружающую среду;

-подготовку к школьному обучению.

Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:

Психолого-педагогическая диагностика детей, сбор информации и составление банка данных на детей с ОВЗ;

Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

Информирование родителей о результатах работы с детьми;

Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках

разработанной модели;

Проектирование последующей работы с детьми;

Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.

Сопровождение детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и предполагает:

1. Диагностику проблемных сфер развития детей по запросам родителей и педагогов.

2. Составление банка данных о детях с ОВЗ.

3. Консультации по запросу педагогов и родителей.

4. Рекомендации педагогам по организации коррекционно-развивающего процесса.

5.Консультации и рекомендации педагогам и родителям по итогам коррекционно-развивающей работы.

6. Разработка программ для индивидуальной работы.

7. Анализ совместной деятельности специалистов ПМПк, педагогов, родителей. Прогноз

развития ребенка.

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ:

1) Диагностико-прогностический;

2) Коррекционно-формирующий;

3) Оценочно-проективный.

1. Основные направления диагностико-прогностического этапа:

Информация о развитии и воспитании ребенка;

Всесторонняя оценка интеллектуального развития;

Диагностика развития психических функций;

Оценка психомоторного развития;

Оценка развития эмоционально-волевой сферы;

Оценка поведения и психологических механизмов его регуляции;

Оценка характера и особенностей личности в целом;

Прогноз дальнейшего развития ребенка.

В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо делать для того, чтобы опираться на сохраненные функции в процессе коррекционно-развивающей работы. Диагностическое обследование каждого ребенка с ОВЗ проводится всеми специалистами комплексного сопровождения ребенка, каждым в своей области.

По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется и пополняется в процессе сопровождения и включает:

  1. Договор ДОУ с родителями по комплексному сопровождению ребенка;
  2. Результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
  3. Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения;
  4. Динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

2. Коррекционно-формирующий этап (коррекционно-развивающая работа) предполагает ежегодное диагностическое обследование детей с ОВЗ в начале и конце учебного года. По результатам обследования на ПМПк определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через адаптированную индивидуальную программу комплексного сопровождения, составляется прогноз развития. В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития и достоверности прогноза.

Основной целью работы на этом этапе является обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии ребенка и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

1. Формирование и развитие умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра,

самообслуживание и др. Адаптация в социуме.

2. Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с

окружающими:

- развитие зрительно-моторной сферы;

- коррекция нарушений речевого общения;

- коррекция нарушений восприятия, памяти и внимания;

- коррекция нарушения эмоциональной сферы.

3. Развитие когнитивной сферы (познания, изучение, осознание):

- стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений;

- формирование готовности к обучению в школе.

3. Оценочно-проективный этап включает:

- оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;

- проектирование последующей работы с детьми.

В комплексном сопровождении развития ребенка педагоги являются «руководителями» сопровождения, т.к. именно они реализуют индивидуальную программу в повседневной работе с ребенком с ОВЗ.

Поэтому важнейшим направлением в работе с педагогами сопровождения являются:

- повышение психологической компетентности педагогов через различные формы просвещения: семинары, практикумы, консультации, беседы, дискуссии;

- оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании и самореализации;

- взаимодействие в системе сопровождения в вопросах анализа совместной деятельности;

- разработки индивидуальных коррекционных программ, обсуждение поэтапных итогов, их реализации эффективности.

Взаимодействие с родителями, имеющих детей с ОВЗ:

Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Эффективные формы работы с родителями:

- консультации по запросу родителей;

- самодиагностика родительского отношения к детям;

- обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей;

- знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка;

- информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;

Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер. Расширить диапазон взаимодействия с ними позволит работа родительского клуба, где комплексный подход к организации занятий с родителями позволяет наладить взаимодействие детско-родительских отношений и проработать основные психологические проблемы.

Перспективы развития системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями (детей с ОВЗ)

Система поддержки детей с ОВЗ должна обеспечить:

- повышение в обществе инклюзивной культуры по отношению к лицам с ОВЗ, повышение значимости в общественном сознании получения качественного образования лицами с ОВЗ;

- доступность для всех категорий детей с ОВЗ качественного образования, способствующего удовлетворению их особых образовательных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

- совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности;

- социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с ОВЗ;

- подготовленность лиц с ОВЗ к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни;

- укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования лиц с ОВЗ;

Дети:

- позитивная адаптация к условиям ДОУ;

- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;

- эффективное формирование нарушенных функций;

- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;

- приобретение социального опыта.

Педагоги:

- развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;

профессиональное самосовершенствование, приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

Родители:

- получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;

- адекватность установок в отношении перспектив ребенка;

- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;

- приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями

Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются  актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образова...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ

В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал...

Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"

Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....

Конева Е.А. Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями

Книга "Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями"В пособии отражена технология «Психомоторная коррекция в системе компле...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...

Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...