Комплексный проект. «АЙ да Я» .
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кадышева Татьяна Анатольевна

   Целью проекта является построение системы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, предусматривающей полную интеграцию действий  учителя-логопеда и педагога-психолога, направленное на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016-2017ay_da_ya_programma.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

_____________________________________________________________________________

 117624, Москва, ул. Изюмская, 35А                                                              Телефон/факс:(499) 793-93-09                                                                                                                                                  

E-mail: 1161@edu.mos.ru

 ОГРН 5147746147203,  ИНН 7727844458,   КПП 772701001

Комплексный проект.

«АЙ да Я» .

                                                                                                 Авторы проекта:

                                                                                      учитель- логопед

                                                                                                 О.А. Миклиной

                                                                                        педагог-психолог

                                                                                                  Т.А.Кадышевой                  

                                                      МОСКВА  2016-2017г.

Тип проекта:              психолого-логопедический.                                         Возрастная группа:   средний, старший дошкольный возраст.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2016-2017г.г.)

Вид проекта:               подгрупповой.

Участники проекта:  дети, педагог-психолог, учитель-логопед.

                                     

                                            Пояснительная записка.

Ребенок – это целый мир под названием Я.

Я хочу! Я могу! Я делаю!

     Педагогическая целесообразность:

Проект«АЙ да Я» является инновационным проектом. Он составлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

   Целью проекта является построение системы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, предусматривающей полную интеграцию действий  учителя-логопеда и педагога-психолога, направленное на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

   Актуальность проекта:

в связи с тем, что количество детей с речевыми нарушениями разного плана у д в старшем дошкольном возрасте составляет примерно 70-80%. Если нарушение звукопроизношения чаще к началу обучения в школе всё-таки удаётся корректировать, связная активная речь часто вызывает тревогу  у  большинства педагогов начальных классов. В основе лежат разные причины, но наиболее важный фактор – уровень развития основных психических функций и эмоционально-личностного развития. Поэтому  становится целесообразной эффективная взаимосвязь таких специалистов  детского сада как учителя-логопеда и педагога-психолога.

   Новизна - предполагает интеграцию действий учителя-логопеда и педагога-психолога, направленных на познание детьми  двух бесценных миров – своего собственного-внутреннего, и внешнего - окружающего. 

   Задачи :

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки;

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- способствовать снятию психоэмоционального напряжения  (использование элементов арт-терапии, кукло-терапии,  аудиотренингов, техники телесно-ориентированного направления);

- развивать высшие психические функции ,стабилизировать эмоционально-волевую сферу;

- развивать мелкую и общую моторику;

- способствовать развитию графических навыков,

-  развивать умение говорить и слушать ;

- развивать интерес и внимание к слову , к собственной речи и речи       окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

-  развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи.

   Главная отличительная особенность  проекта заключается в реализации общеразвивающих задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

   Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Количество воспитанников в группе 10-12 человек.

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

• 4 занятия в месяц

• 36 занятий в год

Длительность одного занятия –30 минут. Продолжительность занятий не превышает времени, предусмотренного  физиологическими особенностями возраста детей.

   Ожидаемые результаты:

- проявлять свою индивидуальность, развивать свои личностные качества и возможности;

 научить детей последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные слова, фразы и предложения в единое смысловое и структурное целое.

Мониторинг результативности проекта:

-оформление фотоотчета.

   


Календарно-тематическое планирование

        

Месяц

Нед.в

 мес.

Неделя

Темы занятий для группы

средний д/возраст

старший д/возраст

1

2

3

4

1

1-я

Лето прошло….

2

2-я

Здравствуй, детский сад!

«Давайте познакомимся!»

3

3-я

Осень. Признаки осени.                            

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

«Цветик - Семицветик»

Пальчиковые игры.

Рисование ладошками «Осенний листочек»

4

4-я

Огород. Овощи.

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

«Цветик - Семицветик»

Пальчиковые игры.

Самомассаж ладоней «Дождик»

         Октябрь

1

6-я

Сад. Фрукты.

Фрукты. Труд взрослых в садах.

2

7-я

Откуда хлеб пришел.

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Ознакомление с физическими свойствами песка.

3

8-я

Лиственные деревья. (Агр.)

Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

Пальчиковое рисование «Дерево осенью»

4

9-я

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Поздняя осень. Грибы, ягоды.

Игра «Грибочки в ряд»

Самомассаж ладоней «Шишка»

                                       Ноябрь  

1

10-я

Одежда.

Поздняя осень. Осенние одежда, обувь, головные уборы.

2

11-я

Обувь.

Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.

Игра с прищепками «Ежик»

3

12-я

Игрушки.

Неделя игры и игрушки.

Русская народная игрушка (Агр.).

Пальчиковые игры.

Работа с бумагой -ориентировка на листе бумаги.

4

13-я

Мебель.

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Найди и сравни.

 Декабрь

1

14-я

Зима. Зимующие птицы.

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

2

15-я

Домашние животные зимой.

Труд на селе зимой.

Игра «Накорми птичку»

3

16-я

Дикие животные зимой.

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

4

17-я

Посуда. Праздничный стол.

Посуда. Виды посуды. Материалы из которых сделана посуда. Праздничный стол.

5

18-я

Новый год.

Новый год

Игра «Бумажные снежки»

Январь

1

19-я

Грузовой и пассажирский транспорт.                            

Транспорт. Виды транспорта.                    

    Профессии на транспорте. Трудовые действия. ПДД

2

20-я

Профессии на транспорте

Профессии взрослых. Трудовые действия. Орудия труда. Инструменты.

3

21-я

Неделя зимних игр и забав.

Зимние забавы. (Агр.)

Неделя зимних игр и забав.

Зимние забавы (Агр.)

Самомассаж ладошек «Праздник елки»

Февраль

1

22-я

Наш детский сад. Профессии.

Животные жарких стран, повадки, детеныши.

2

23-я

Пресноводные и аквариумные рыбки.

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки.

3

24-я

Комнатные растения.

Комнатные растения. Размножение и уход.

4

25-я

Наша армия.

День защитника Отечества. Военные профессии. (Агр.)

Игра «Самолетик, лети!» (дыхательная гимнастика)

Март

1

26-я

Мамин праздник.

          Мамин праздник. (Агр.)

2

27-я

Моя семья. (Агр.)

Весна. Весенние месяцы. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной.

3

28-я

Весна. Приметы весны.

Наша Родина – Россия.

Игра «Бусы»

4

29-я

Наш город.

Москва – столица России. Наш город. Моя улица (Агр.).

Апрель                  

1

30-я

Правила дорожного движения.

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.

2

31-я

 Космос.

Космос.(Агр.)

3

32-я

Весенние работы на селе.

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

4

33-я

 Растения луга и сада.(Агр.)

Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто.

                               

                                                                         Май

1

34-я

День Победы (Агр.)

День Победы (Агр.)

2

35-я

Насекомые (Агр.)

Скоро в школу. Школьные принадлежности.

3

36-я

Итоговые мероприятия.

 Формирование групп.

4

37-я

Первый квартал.

Педагог-психолог.

1.Познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.

2.Создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук.

3.Развивать мелкую моторику способствующую развитию высших свойств сознания, такие как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

4.Расширять представления детей об эмоциях, учить  понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние , используя различные эмоциональные средства.

Учитель-логопед.

5.Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.

6.Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

7.Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц.

8.Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.

9.Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.

10.Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.

11.Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.

12.Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.

13.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам.

14.Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

15. Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы

Второй квартал.

Педагог-психолог.

1.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой.

2.Развивать вербальное и невербальное общение.

3.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

4. Развивать высшие психические функции.

5. Развивать мелкую и общую моторику.

6.Развивать навыки самосознания.

7.Развивать коммуникативные навыки, преодоление тактильных барьеров.      8.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Учитель-логопед.

1. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.

2.Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах.

3.Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.

4. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте.

5.Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.

6.Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.

7.Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных.

8.Внести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.

9.Объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Третий квартал.

Педагог-психолог.

1.Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;раскрыть значимость моральной поддержки друзей; воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

2.Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

3.Продолжать развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

4.Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Учитель-логопед.

1.Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить их с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

2.Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

3.Углубить и расширить знания детей о родном городе, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город.

4.Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной.

5.Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

6.Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях.

7.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.

8.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Содержание проекта.

Каждое занятие кружка посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и руководителей кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Методологические принципы.

• Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

• Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи.

• Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена.

• Общедидактические принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой.

Материально-техническая база Программы обоснована и достаточна. Занятия проводятся на базе  ГБОУ Школа №1161 СП№6 в специализированных кабинетах. Используемое оборудование: магнитная доска, столы и стулья для воспитанников и педагогов, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, игры, игрушки и т.п.Также используются необходимые видео и аудио продукции.

Для реализации проекта представлены современные информационно-методические условия (электронные образовательные ресурсы, ИКТ).

Заключение.

В результате проектной деятельности  все цели и задачи были достигнуты.

   Список литературы.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  6. Логопедия Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деф. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С. Волковой: в 5 книгах. - М.: ВЛАДОС, 2003. - кн. 5 (ФФН и ОНР.: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью).
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
  8. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. - М.: Мозаика- синтез, 2004.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная пресса, 2002.
  10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико- фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
  1.   Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего     дошкольного возраста. М:, ТЦ Сфера, 2002.
  2.   Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., ТЦ Сфера, 2003 .
  3.   Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.М., 2004.
  4.   Азбука общения. Л.М. Шипицина, О.А. Защиринская, А. П Воронцова, Т. А.Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6). Детство- ПРЕСС, С-Пб, 1998.
  5.    Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей / Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. — Кишинев: Вирт; СПб.:Дорваль. –1993 .
  6.   Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М., АСТ?- ПРЕСС?, 1999.
  7.   Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М: АРКТИ, 2003.
  8.   Ганичева. И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М., Книголюб,2004
  9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб, Союз,1992.
  10. ИльинаМ. Н., Порамонова, Л.Г., Головнева Н.Я. Развития интеллекта и навыков общения у ребенка посредством групповых игр. С-Пб, Дельта, 1998.
  11. Каган В.Е. Неконтактный ребенок в семье. СПб, Фолиант, 1996.
  12. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары –практикумы, тренинги, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2012 .
  13. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика. Тренинги, занятия. М., Учитель 2012.
  14. Катаева Л.И. .Коррекционно -развивающие занятия в подготовительной группе. М.,Книголюб, 2004г.
  15. Князева О.Л.. Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва, Мозаика — Синтез 2003.
  16. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов. СПб: Речь; М: Сфера, 2008.
  17. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. С-Пб., Речь, 2001
  18. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль Академия- 1996.
  19. Клюева Н.В., КасаткинаЮ. В. Учим детей общению. Ярославль. Академия- 1997.
  20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.,2000.
  21. ПанфиловаМ.А. Игротерапия общения М. Гном, 2000.
  22. Развиваем руки – чтоб учиться и писать , и красиво рисовать. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина – Ярославль: Академия развития, 1997г
  23. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников– М:АРКТИ,2010.
  24. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.:АРКТИ, 2012
  25. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М:АРКТИ,2010.
  26. Семенака С.И. Уроки добра М: АРКТИ, 2005.
  27. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить».М.,2010
  28. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М: Генезис, 1998,
  29. Хухлаева О.В. Лесенка радости. М:, Совершенство,1998
  30. Психогимнастика М.И. Чистякова. М., Просвещение, 1990 г.
  31. Яковлева Н.Г Психологическая помощь дошкольнику. С-Пб., Детство- ПРЕСС, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий комплексный проект "Дорога.Взрослые и дети"

Данный проект разработан с целью повышения эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  в воспитательно-образовательной работе с детьми ....

Комплексный проект «Здоровый ребенок»

В рамках опытно-экспериментальной работы, связанной с оздоровлением дошкольников, в ГБДОУ №62 проводится множество мероприятий. Данная методическая разработка представяет собой описание проекта "Молоч...

Комплексный проект "Летний марафон"- воспитательно-оздоровительная программа "летней площадки" в ДОУ. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Проект "Летний Марафон" представляет комплексную летне-оздоровительную программу в форме "летней площадки".  Перспективное планирование на три месяца летнего периода. Все виды детской деятельности. Те...

Краткосрочный комплексный проект «Добрые дела»

Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: “Познавательно – речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-личностное развитие”...

Комплексный проект "Красочный мир Романа Сефа или мир глазами детей!"

В современных условиях меняющихся требований к структуре дошкольного образования и к организации образовательной работы, в частности, педагогический коллектив нашего дошкольного  учреждения...

Комплексный проект «В гостях у дедушки Корнея»

Скажите, кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бибигона»? Корней Иванович Чуковский - это настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек...

Комплексный проект «В гостях у дедушки Корнея»

Скажите, кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бибигона»? Корней Иванович Чуковский - это настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковског...