консультация для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Лапутина Наталья Алексеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_logopeda_dlya_vospitateley.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подготовила : Лапутина Н.А.

Воспитатель логопедической группы

МБДОУ «Детский сад №14»

Магистрант СмолГУ

2 курса (ЛО 13)

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР.

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР в программе Т.Б.Филичевой ,Г.В.Чиркиной планируется с подготовительной группы. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:

  • сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте ;
  • научить детей чтению;
  • подготовить руку к письму; (навык письма мы не формируем , а проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму )

Определим объем знаний, которые мы даем по данному разделу :

  • формируем понятие «слово».Слова, обозначающие предмет, действие, признак и слово-предлог;
  • формируем понятие о предложении и его составе;
  • формируем навык звуко-слогового анализа – это наиболее объемное направление работы;
  • знакомство с буквами и формирование навыков чтения;
  • работа с текстом;
  • подготовка руки к письму.

1.Понятие  «слово».

Формировать понятие « слово « начинаем со старшей группы. Я рекомендую Вам методику Л.Н. Ефименковой « Коррекция устной и письменной речи  учащихся начальных классов «.Дидактические игры и упражнения по данному направлению хорошо представлены в книге В.И.Селиверстова « Речевые игры с детьми «.

Мы должны сформировать у детей понятие « слово «.Что оно в себя включает?

  • Слово отличается от набора звуков тем ,что всегда что-то называет, что-то обозначает .
  • Что могут обозначать и называть слова ?
  • Слова ,называющие живые и неживые предметы. Знакомим детей с вопросами : кто это ?, что это ?
  • Слова ,называющие действия и отвечающие на вопрос : что делает ?
  • «Красивые» слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы : какой ?,какая?, какие?, какое ?.
  • «Маленькие « слова-помощники –предлоги.

Эти знания готовят детей к усвоению понятия «части речи» (существительное, глагол и т.д.)

2.Формирование понятия о « предложении « и его составе.

Даем детям понятие о том , что предложение состоит из слов , количество слов в предложении может быть разным. Слова в предложении согласуются –«дружат « между собой. Из предложения мы узнаем что-то новое.

Для усвоения понятия о составе предложения можно использовать условные графические изображения слов: слово-предмет –прямая линия

                                                        слово-действие- двойная прямая линия

                                                        слово –признак – волнистая линия.

Это ,конечно, очень сложно , требует времени и определенной подготовки детей.

Можно для обозначения использовать прямоугольники , которые будут обозначать слово , как составную единицу предложения.

3.Формирование навыков звуко- слогового анализа.

Это наиболее объемный раздел работы по подготовке к обучению грамоте. В ходе этой работы мы должны переключить внимание ребенка от семантики слова к его звуковому составу – умению услышать в слове определенные звуки , понять , что они расположены в определенной последовательности. Чтобы подготовить детей к аналитико – синтетическому звуковому анализу необходимо научить детей следующему :

  • научить различать между собой любые звуки речи ,как гласные так и согласные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие.
  • научить выделять любые звуки из состава слова и определять положение заданного звука в слове ( начало, середина, конец слова )
  • научить делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги , а слоги в слова.

Специальная система занятий ,которая обеспечивает постепенную подготовку к звуко – слоговому анализу разработана Г.А.Каше .Она представлена в ее книге « Подготовка детей к школе с недостатками речи «. Занятия в ней спланированы с учетом работы по формированию произношения и развитию фонематического восприятия , в системе обучения предусматриваются упражнения , направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя , развитие связной речи.

Вся работа проводится на материале звуков ,правильно произносимых всеми детьми, поэтому и буквы в логопедических группах даются в другой последовательности, которая не соответствует алфавиту. Овладение детьми различными формами фонемного анализа проводится в определенной последовательности :

  • умение выделять начальный гласный звук из состава слова.(Например : У-утка )
  • анализ ряда фонем, состоящего из 2-3 гласных звуков.( Например : ау-уа-иау )Дети определяют количество звуков и их порядок.
  • анализ и синтез обратного слога (ГС).
  • анализ и синтез прямого слога (СГ).
  • умение выделять первый и последний согласные звуки в сочетании CГС.
  • после овладения детьми устным анализом прямых и обратных слогов можно вводить цветовое изображение звуков ( красные квадраты- гласные звуки ,синие квадраты- согласные твердые звуки ,зеленые – согласные мягкие звуки ).
  • вводится буква ,как обозначение звука.
  • составление и чтение прямых и обратных слогов- начинается работа по формированию навыка чтения.
  • учим детей правильно употреблять термины : «звук»,»буква»,»слог»,»предложение»,»гласный звук»,»согласный твердый звук»,»согласный мягкий звук»,» глухой согласный звук»,»звонкий согласный звук «.
  • овладение звуко-слоговым анализом слов (сначала типа С Г С Г и С Г С )
  • знания детей и звуковом составе слова объединяются с умением делить слова на слоги. В схеме мы сначала обозначаем слово, затем слоги и звуки в каждом слоге.
  • даем правило деления слова на слоги :Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

   Необходимо обратить внимание на подбор слов для звуко-слогового анализа. Выбирать надо те слова , в которых звучание звуков однозначно и четко.Например, мак,лиса. Не стоит брать слова типа : остановка, окно ; слова с йотированными гласными (Я,Ю,Е,Е) ,так как они предполагают звучание двух звуков –йа и ……

При объяснении правила : ЖИ-ШИ пиши с буквой И, а слышится звук Ы- обратите внимание на то ,что при звуковом анализе мы анализируем звук Ы.

4.На последующих этапах букварного периода обучения для звуко-слогового анализа вводятся слова более сложного слогового состава, дети знакомятся с буквами ,формируется навык слитно-слогового чтения. При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами ,рекомендованными общей методикой обучения. В то же время , учитывая особенности речевого развития детей с ОНР , особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Можно использовать ряд специальных заданий ,которые служат для проверки понимания детьми прочитанного ,так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. Например, детям предлагается для чтения пара слов: КАТЯ – МИШКУ. Чтобы правильно подобрать пропущенное слово ( катает, несет, моет и т.д.) надо правильно прочитать слова и понять отношения между ними.

5.На следующем этапе развития навыка чтения добавляется работа над текстом. Главным , конечно , остается понимание прочитанного. Даем следующие понятия : название текста, текст ( рассказ ), рассказ состоит из предложений. Материал для чтения необходимо подбирать с учетом результатов работы по коррекции звукопроизношения , так как чтение мы рассматриваем как один из способов автоматизации звуков. И внимание родителей надо обратить на то ,чтобы ребенок читал правильно произнося все звуки.

6.Подготовка руки к письму. Специальное занятие по подготовке руки к письму по программе предусмотрено в подготовительной группе один раз в неделю и проводит его воспитатель .Эту работу можно проводить и как часть коррекционного занятия. В тетради по подготовке руки к письму могут быть предусмотрены и домашние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...