Родительская копилка. Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей (от 1 до 3 лет)
консультация по коррекционной педагогике на тему

Яковлева Анжелика Алексеевна

Целенаправленное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс значительно повышает его эффективность. Для успешной работы обеспечьте родителей ребенка данным буклетом и они станут не просто вашими союзниками,но и грамотными помощниками. В рамках "Родительская копилка" представлены доступные упражнения стимулирующие речевую активность неговорящих детей в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 1. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляем знакомую игрушка.Совершаем игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» ( побуждаем ребенка к произнесению звукоподражания).

Можно предложить ее усложнение -  «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаем по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовем» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).

Варианты: аналогичные игры проводим с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).

Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».

С помощью сюрпризного момента предъявляем знакомую куклу. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а».  Показываем игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждаем малыша сделать то же самое.

Упражнение 3. Игра «Айболит». Создаем игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» Как плачет зайка?

У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».

Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана),  показываем игрушку - пупсика: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждаем ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения,  производим движение руками ребенка.

Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.

Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляем контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

Игра «Что пропало?»:  убираем одну из картинок и просим назвать ее, используя звукоподражание.

Вопросы:

Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)

• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)

• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)

Упражнение 6. Игра «Положим спать» :

• На звук «а» укладываем спать куклу:

Кукла-куколка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:«А-а, а-а».

• На звук «у» укладываем бычка:

На кроватке спит бычок,

Он улегся на бочок:У-у, у-у, у-у».

• На звук «и» укладываем мышку:

Захотела мышка спать

И полезла под кровать:«И-и, и-и, и-и».

Упражнение 7. Различение звуков «му» и мяу». Показываем картинку, называем слово («кошка») и даем образец звукоподражания («мяу»).

Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ?

Кто кричит: «Му» («Мяу») ?

• Спрячь кошку (корову) (побуждаем  закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).

• Видишь корову (кошку)?

( побуждаем малыша к произнесению слов «да», «нет»).

Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)

Кто позвал? (даем образец звукоподражания и просим ребенка выбрать соответствующую картинку).

Включаем отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

Му-му!

Молока кому?

Мяу-мяу! - кто пищит?

У меня живот болит.

Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».

  Показываем ребенку картинки, называя их, даем образец звукоподражания.

Спрячь поезд (молоток, часы)

Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)

Что услышал? (даем образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).

На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?

• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?

• Что тикает? Как?

Включаем звукоподражания в стихотворные тексты:

Вот поезд наш едет, колеса стучат:

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

А в поезде этом ребята сидят.

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

Строим, строим новый дом,

Тук-тук молотком.

Наши часики стучат:

Тик-так, тик-так.

Отработанные звукоподражания включаем в стихотворные тексты.

Считать кукушка научилась.

На том ученье прекратилось.

Ку-ку, ку-ку.

Куры крыльями махали:

Ко-ко, ко-ко!

Куры ключами стучали:

Ко-ко, ко-ко!

Гуси, гуси, га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Прилетели гули, гули-голубочки:

Гуля-гуля-гуля.

На головку сели моей дочке:

Гуля-гуля-гуля.

Гоп-гоп! Конь живой

И с хвостом и с гривой...

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Гоп-гоп-гоп!

Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.

А я дудочку нашла,

И Ванюше отдала:

Ду-ду-ду-ду!

Маленькие мышки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Пищат: «пи-пи-пи!»

Пистолет пугает мух.

Говорит он громко: «ПУХ!»

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда пустился вскачь?

Оп-оп-оп-оп!

Миша, Мишенька, бай-бай!

Спи скорее, засыпай!

Мальчик плачет и кричит:

«Ручка у меня болит!»

Бо-бо-бо-бо!

«Би-би-би, - гудит машина, -

Не поеду без бензина!»

С барабаном мы идем,

Громко песенку поем!

Бом-бом, бом-бом!

Говорит собака: «АМ!

Кошке мясо не отдам:

«Ам-ам-ам!»

Наш малыш кричит с утра:

«УА-УА-УА-УА!»

Заблудились мы в лесу,

Закричали все:«АУ-АУ!» 

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОПИЛКА

Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей

(от1до3лет)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

Статья на тему " Приёмы развития речи и стимуляция речевой активности детей раннего возраста ".

Одним из важнейших приобретений раннего возраста является овладение способностью говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельн...

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ...

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности у детей с ЗРР (Рекомендации для родителей)

Уважаемые родители!  Больше разговаривайте с ребенком, побуждайте использовать слова, предложения, обеспечьте информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.  ...