Статья на тему " Приёмы развития речи и стимуляция речевой активности детей раннего возраста ".
статья на тему

Абраменко Светлана Зиноновна

Одним из важнейших приобретений раннего возраста является овладение способностью говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста

1. Разговор с самим собой. 

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (при этом, не растягивая слова) и отчётливо, короткими, простыми предложениями, доступными восприятию малыша.

2. Параллельный разговор. 

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Использование этого приёма помогает, подсказывает ребёнку

слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

3. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится глухим, глупым. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку: Я не понимаю, что ты хочешь: киску,

куклу, машинку? В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

4. Приговоры. 

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость.

Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм,

отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием

речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками.

5. Выбор. 

Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его.

Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: Тебе яблоко целиком или половинку?

6. Игры с природным материалом. 

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. Ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции. Самые любимые и лучшие игрушки - те, что ребёнок сотворил сам.

7. Продуктивные виды деятельности.

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова: жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребёнка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не

самым лёгким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.

8. Замещение.

«Представь, что...» - эти слова наполнены для ребёнка особой притягательной силой. Игры - пантомимы и игры - имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно - ролевой игры.

9. Ролевая игра. 

Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется. Взрослым необходимо организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра «в телефон» стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает

коммуникативную компетентность.

10. Музыкальные игры.

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, народные игры типа «Каравай», «По кочкам», «А мы просо сеяли» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности у детей раннего возраста.

Как заставить молчуна заговорить? Предлагаемые приемы помогут родителям неговорящих детей добиться от них активных "высказываний" в естественной домашней обстановке....

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста

Показать, как ведётся работа по стимуляции речевой активности с детьми раннего возраста...

Приёмы стимуляции речевой активности детей раннего возраста.

Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.Реальную и полноценную пом...

Статья на тему "Повышение речевой активности детей раннего возраста в музыкально-игровой деятельности"

Статья на тему "Повышение речевой активности детей раннего возраста в музыкально-игровой деятельности"...

Статья для родителей "Педагогические приёмы развития речи и стимуляции речевой активности"

Речь важное что есть у детей,её нужно развивать.Для развития речи существуют педагогические приёмы,которые развивают и стимулируют речевую активность.Эти приёмы помогают овладевать контекстоной речью....