Главные вкладки

    Приёмы стимуляции речевой активности детей раннего возраста.
    учебно-методический материал по развитию речи

    Малютина Надежда Михайловна

    Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

    Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priyomy_stimulyatsii_rechevoy_aktivnosti_detey_1.docx15.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приёмы стимуляции речевой активности детей раннего возраста.

    Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.

    Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

    Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

    1. Диалог-образец.

    Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

    – Что я взяла? – Чашку.

    – Что это такое? – Чашка.

    – Что поставила? – Чашку. И т. д.

    2. Разговор с самим собой.

    Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?»«Вот платье»«Платье на стуле»«Платье красивое»«Таня наденет платье» и т. п.

    3. Параллельный разговор.

    Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

    4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

    Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим»«глупым»«Я не понимаю,что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?»«Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

    5. Распространение.

    Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.

    Ребёнок«Сок».

    Взрослый«Да, сок»«Яблочный сок очень вкусный»«Сок наливают в кружку».

    6. Приговоры.

    Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

    7. Выбор.

    Альтернативные вопросы, типа«Ты хочешь играть мячиком или машинкой?»«Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

    8. Поручения.

    Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка«Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».

    9. Опосредованное общение.

    В процессе игр («День рождения»«Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям«Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай»«Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

    10. Игры с природным материалом.

    Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т. п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

    11. Продуктивные виды деятельности.

    Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

    12. Замещение.

    Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средствстимулируют его речевую активность.

    13. Ролевая игра.

    Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон»«Поезд»«Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

    14. Музыкальные игры.

    Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай»«По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

    15. Похвала.

    Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

    Таким образом, мы должны помнить, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

    О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

    Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

    Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

    Стимуляция речевой деятельности детей раннего возраста.

    Стимуляция речевой деятельности детей раннего возраста....

    Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

    Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

    Статья на тему " Приёмы развития речи и стимуляция речевой активности детей раннего возраста ".

    Одним из важнейших приобретений раннего возраста является овладение способностью говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельн...

    Стимуляция речевой активности детей раннего возраста

    Показать, как ведётся работа по стимуляции речевой активности с детьми раннего возраста...

    Приёмы стимуляции речевой активности детей от 1,5 до 3 лет

    ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ 1. Разговор с самим собой. Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?&raqu...