Статья для родителей "Педагогические приёмы развития речи и стимуляции речевой активности"
статья (подготовительная группа)

Речь важное что есть у детей,её нужно развивать.Для развития речи существуют педагогические приёмы,которые развивают и стимулируют речевую активность.Эти приёмы помогают овладевать контекстоной речью.Важно учить сопровождать свои действия словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_avgust_sayt.docx14.17 КБ

Предварительный просмотр:

           Статья  для родителей

«Педагогические приёмы развития речи и стимуляции речевой активности.»

1.Приём «Комментарий» он очень пост в применении и создает необходимую развивающую речевую среду – когда кто-то из детей находится недалеко от воспитателя, взрослый начинает говорить вслух о том, что видит, слышит, думает, чувствует. Говорить нужно медленно, но не растягивая слова, и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию малыша.

Например: «Где Мишка?», «Я вижу Мишку», «Мишка сидит на полочке», «Мишка хочет играть» и т. п.

2. Приём «Параллельный разговор» - этот приём отличается от предыдущего тем, что взрослый описывает все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», взрослый как бы подсказывает ребёнку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

3. Приём «Искусственное непонимание». Данный приём помогает детям освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на воспитателя и тот хорошо понимает, что нужно ему в данный момент, мы пытаемся дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка бывает недовольство непонятливостью взрослого, но это становится и первым мотивом, стимулирующим детей назвать нужный предмет. Возникшее затруднение разрешается подсказкой воспитателя ребёнку: «Я не понимаю, что ты хочешь: мячик, куклу, машинку?» В подобных ситуациях дети начинают охотно активизировать свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого для называния предметов, но и для словесного обозначения действий, производимых с ними.

4. Приём «Распространение». Заключается в продолжении и дополнении всего сказанного ребёнком (но не надо просить его обязательно повторять – вполне достаточно того, что он слышит и понимает взрослого).

Например, ребёнок говорит: «Каша», а мы продолжаем: «Каша рисовая очень вкусная», «Кашу кушают ложкой». Отвечая ребёнку распространёнными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

5. Приём «Вопросы». Очень важно использовать в развитии речи детей и такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («Что?», «Кто?», «Какой?») и дети легко на них отвечают, причём чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить

предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «Чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

5. Приём «Использование игровых песенок и потешек». Использование этого приёма в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий детей словами способствует непроизвольному обучению детей умению вслушиваться в звуки речи, улавливать и постепенно понимать их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая воспитателю, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность.

6. Приём «Замещение». Используется в рамках словесных игр «Представь, что…». Дети нашей возрастной группы с удовольствием представляют, что кубик – это пирожок, а коробка из – под обуви – печь. К трём годам, дети способны представить себя самолётом, кошкой, цветком и т.п. В этом возрасте детям очень нравится и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса – предложения: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинать предпочтительно с элементарных действий: причёсываться, чистить зубы, одеваться, читать книгу. После того, как дети угадывают действие воспитателя, можно предложить им самим загадать действие, а затем изобразить заданную воспитателем ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности у детей раннего возраста.

Как заставить молчуна заговорить? Предлагаемые приемы помогут родителям неговорящих детей добиться от них активных "высказываний" в естественной домашней обстановке....

Статья на тему "Приёмы развития речи"

Практические рекомендации  для родителей по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Использование активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения.

К сожалению, сегодня в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Часто у детей с речевыми нарушениями пр...

Статья на тему " Приёмы развития речи и стимуляция речевой активности детей раннего возраста ".

Одним из важнейших приобретений раннего возраста является овладение способностью говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельн...

Статья. Методы и приёмы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Приёмы стимуляции речевой активности и речевого общения у детей дошкольного возраста

Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Язык представляет собой грандиозную по своей сложности...

Статья " Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста"

Cстатья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает оп...