Использование активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения.
консультация по логопедии на тему

Марина Николаевна Резанова

К сожалению, сегодня в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Часто у детей с речевыми нарушениями происходят расстройства в сфере коммуникации, как со взрослыми, так и со сверстниками, и при этом отмечается некоторое равнодушие детей к знаниям, отсутствие мотивации учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов.Таким образом, актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных методов, форм, моделей и технологий для активизации обучения. Активное обучение представляет собой одно из основных направлений современных педагогических исследований.В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Обучение детей становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот народный великий педагог - родное слово!».

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания  дошкольного  образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений является работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

К сожалению, сегодня в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Часто у детей с речевыми нарушениями происходят расстройства в сфере коммуникации, как со взрослыми, так и со сверстниками, и при этом отмечается некоторое равнодушие детей к знаниям, отсутствие мотивации учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов. 

Таким образом, актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных методов, форм, моделей и технологий для активизации обучения. Активное обучение представляет собой одно из основных направлений современных педагогических исследований.

Предлагаются самые разнообразные варианты специальных активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

- формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;

- совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию - эхолалии;

- развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;

- формирование и обогащение словарного запаса, обеспечивающего минимальное общение;

- формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;

- формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного);

- профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Обучение детей становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности воспитателя и педагога. Игровые моменты, включенные в занятия и образовательную деятельность, активизируют познавательную деятельность обучающихся, и усиливают усвоение материала.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее. С помощью упражнений на интерактивной доске можно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки, проводить коррекционную работу по лексическим и грамматическим нарушениям речи, развивать связную речь и многое другое. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста.

Применение «Волшебной ручки» очень интересно для детей при коррекции и развитии речи. «Волшебная ручка» - это комплект карточек разного уровня сложности с изображением букв, сюжетных картинок; азбука, тетрадь для индивидуальных занятий; ручка, с помощью которой все книги и карточки можно озвучить(любое изображение начинает говорить). Я эту ручку применяю при коррекции фонематических нарушений, знакомстве с понятием «звук», обучении грамоте, автоматизации поставленных звуков. А также при коррекции дисграфии и первоначальному обучению чтению. Также веду работу по развитию связной речи, коррекции лексико-грамматических нарушений, обогащению словаря.

 Ряд упражнений с ручкой предназначен для отработки правильного речевого дыхания, силы, плавности, длительности выдоха, коррекции назального оттенка при ринолалии, коррекции произношения гласных и согласных звуков.

Одним из активных методов является работа на детском развивающем планшете PlayPad 3.  Это универсальное устройство, которое позволяет ребёнку полноценно обучаться. На PlayPad 3 установлено 30 приложений, которые разбиты на категории: "Обучение", "Развитие" и "Развлечение". Они безопасны для психики ребенка и направлены на развитие умственных, творческих способностей, обучению грамоте и развитию речи. С его помощью можно работать над грамматикой и лексикой, обобщающими словами,развивать фонематический слух, анализ и синтез слов, использовать его при обучении грамоте.

Использование песка в работе логопеда незаменимо. Я использую стол с подсветкой для работы с песком, специальный очищенный песок. С помощью песка детям очень интересно:

- Дифференцировать  звуки ( домики для животных на С-Ш. Звери выставляются вперемешку, а их надо расселить по домикам. Лиса, сова, барсук, сорока, мишка, мышь, лягушка,).

Причем по этому сюжету можно разыграть и предметы мебели (кухня, спальня, растения).

- Развивать лексику и грамматику.

1. Развитие лексики, связанной с самой песочницей( песок, песчинка, песочный, а также дюны, барханы, караваны….) Песок какой? (песчаный, сыпучий, влажный, мокрый, легкий, золотой). Что можно сделать из песка?

2.Слова-антонимы. Ребенок в песке сам принимает участие в построении ситуации, которая им лучше понимается. Так легче объяснить смысл слов «толстый- тонкий, длинный-короткий, напротив, узкий-широкий»

3. Показ значения приставок очень удачен с помошью песка. ( насыпь, пересыпь, отсыпь, засыпь, досыпь…)

-Формировать фразовую речь.

- Участвовать в диалоге. Дети выбирают фигурки, и мы начинаем придумывать сюжет. Причем в данной ситуации я четко отслеживаю степень автоматизации поставленных ранее звуков, слежу за правильным произношением слов.

Я всегда рада, когда на моих занятиях с детьми присутствуют родители. Родители очень часто сами становятся участниками и вместе со своими детьми выполняют данные мной задания, где я сразу по ходу их выполнения даю консультацию, как эти упражнения  закреплять дома.

Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

Применение активных методов обучения и коррекции речи на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ и является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных методов и приёмов на занятиях по ФЭМП у детей с нарушением зрения

Работа по этой теме помогает организовать процесс коррекции обучения и воспитания более эффективно, а главное интересно и разнообразно. Так, играя на занятии, дошкольники овладевают действительно слож...

Использование активизирующих методов и приёмов позновательной активности детей младшего дошкольного возраста

формирование субъектной, личностно заинтересованной позиции, которая необходима при обучении в детском саду....

Конспект комплексного логопедического занятия по звукопроизношению с использованием нетрадиционных методов.Тема: Путешествие звука и буквы «ч» в «Речевую страну».

Занятие с использованием нетрадиционных методик и приемов: музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии, релаксацииинсценирования, чтения, разгадывания звукового кроссворда, разучивание чистоговорки, ско...

Активные методы и приёмы обучения в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам....

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...

Методы и приёмы приобщения дошкольников к активному восприятию музыки.

Создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей. В таком «музыкальном уголке» уже в средней гр...