Главные вкладки

    Конспект комплексного логопедического занятия по звукопроизношению с использованием нетрадиционных методов.Тема: Путешествие звука и буквы «ч» в «Речевую страну».
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Занятие с использованием нетрадиционных методик и приемов: музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии, релаксацииинсценирования, чтения, разгадывания звукового кроссворда, разучивание чистоговорки, скороговорки,

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    Открытого комплексного логопедического занятия по звукопроизношенит с использованием нетрадиционных методов.

    Тема: Путешествие звука и буквы «ч» в «Речевую страну».

    Цель:

    1. Познакомить с правильной артикуляцией и характерными особенностями звука и буквы «ч»;
    2. Упражнять в четком и правильном произношении звука (ч); в определении его места в слове;
    3. Упражнять детей в звуко - слоговом анализе слов;
    4. Уточнить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
    5. Закрепить навык практического употребления сложносочиненного предложения с противительным союзом а, распространение предложений путем введения однородных определений, дополнений.
    6. Развивать слухо - речевую память и фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты;
    7. Воспитывать сообразительность, чувство прекрасного;

    Методические приемы:

    Беседа, музыкотерапия, ароматерапия, хромотерапия, инсценирование, чтение, звуковой кроссворд, чистоговорки, скороговорки, релаксация.

    Оборудование:

    • Магнитофон, фонограммы: «Песенка о песенке», «Пение гпиц», «У моря», «Чунга - Чанга», «Музыкальные шедевры», «Музыка ветра».
    • Настольная лампа ( лампочка покрыта пихтовым маслом).
    • Костюмы: лисенка, 3 жителей острова «Чунга - Чанга».
    • Корзинка с природным материалом ( веточки, шишки, письмо от буквы «Ч», маршрут - схема поиска буквы).
    • Финиковые косточки (для массажа).
    • Деревянные палочки, зеркала ( для орт. гимнастики).
    • Желтая ленточка с колечком.(по 1ШИЧ6СТ8У .AfiTeriJ •
    • Схемы артикуляции и характеристики звука (ч).
    • Песок. Буквы пластмассовые, предметы мелкие со звук, (ч).
    • Пластилиновые дощечки для выкладывания буквы (ч).
    • Карточки звуковых дорожек.
    • Свечи.
    • Надпись названия острова.
    • Звуковой кроссворд на «бересте».
    • Касса букв.

    Ход занятия

    1. Оргмоменг.

    Дети входят под спокойную музыку. (Фонограмму «Песенка о песенке»).

    Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Путешествие в речевую страну со звуками речи по весенним дорожкам Какие дорожки весной ? ( скользкие, мокрые ...). Вот и нам предстоит пройти.

    1. Развитие общей моторики.
    • По скользкой дорожке:
    • По мокрой дорожке: ( перешагивая через лужу).
    • По твердой сухой дорожке: ( дети показывают пантомиму).
    1. Развитие просодики.

    Логопед: Вы должны быть очень внимательными, сообразительными, показать как вы научились четко, ясно, красиво говорить. Ребята, а в этом году какая весна? ( поздняя).

    Видимо весна где - то задержалась. Давайте радостно позовем её, поприветствуем:

    Здравствуй, милая весна! Наконец, ты к нам пришла! (произносится грустно, радостно, тихо, громко, хором, по одному; слово «милая» заменяют долгожданная, ласковая и др.)

    Звучит музыка, запись пения птиц, ароматерапия: запах леса (пихтового масла).

    1. Составление предложений о весне с союзами и, а, с однородными определениями, сказуемыми, подлежащими.
    • Прислушайтесь, ребята, что вы услышали и почувствовали. (пение птиц, запах, приход весны).
    • Расскажите о том, что происходит в природе весной:
    • Весной солнце яркое, а небо голубое.
    • Снег становит ся грязным, рыхлым, тонким.
    • День становиться длиннее, а ночь короче.
    • На деревьях набухают тючки, скоро появятся первые листочки.

    Посыпаются дикие животные: медведь, ежик о зимней спячки.

    По дорогам бегут звонкие ручейки.

    Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики, ландыши.

    Прилетают перелетные птицы из теплых стран: ласточки, грачи, гуси, утки, журавли.

    V.  Инсценировка.

    (раздается тревожная музыка и громкий плач, появляется лисенок)

    1 ребенок: Ой, кто это? Лисенок: Это я, лисенок.

    2 ребенок: Бедный лисенок, что же ты так плачешь?

    Ты, наверное заблудился? Лисенок: Нет, я не заблудился, я искал ребят, которые бы мне помогли.

    3 ребенок: Что случилось?

    Лисенок: Я хотел пойти в лесную школу, но не умею правильно говорить и читать.

    Логопед: Поможем, ребята, лисенку. Ты как раз вовремя.

    Ведь мы сегодня путешествуем по речевой стране. - Садись, лисенок, слушай внимательно, выполняй все вместе с нами.

    VI. Самомассаж:

    1. лица:

    • поглаживание по лбу к ушкам.
    • Рисование дорожек указательным пальчиком.
    • Пошел дождь.
    • Поглаживание носа к ушкам.
    • Поглаживание щечек, подбородка, шеи впереди, сзади.

    2. ушей:

    • потрем мочки ушей.
    • Пощиплем ушко
    • Погладим.

    3. пальчиков и кистей рук:

    • похлопаем ручками.
    • Погладим каждый пальчик и назовем его.
    • Возьмем финиковую косточку покатаем её по левой руке, по правой руке, между ладоней. Скатаем тёплый клубочек, поставим на головку.

    VII.  Дыхательное упражнение.

    «Дуют ветры слабые, дуют ветры сильные» (с ленточками желтого цвета).

    VIII . Развитие мимических мышц.

    • Мы рады весне (улыбаемся)
    • Мы увидели в нашем в лесу жирафа (удивились).
    • Кто – то сорвал  подснежник (Огорчились).
    • Прилетели грачи (обрадовались).

    IX. Развитие артикуляционной моторики.

    • достали ч. ложечку язычком (часики).
    • «Трубочка» (губами) ч. ложечкой поглаживаем по губам.
    • кончиком языка попрыгаем на бугорках.
    • «Чашечка» (языком).

    X. Объявление новой темы.

    - А сейчас, лисенок, слушай внимательно; а ребята тебе расскажут о речевой стране. Из чего состоит наша речь?

    • Наша речь состоит из предложений.
    • Предложения состоят из слов.
    • Слова состоят из слогов.
    • Слоги состоят из звуков.

    Все вместе: Звуки слушай ты внимательно

    Произноси старательно.

    Говори спокойно, внятно, чтобы

    Было всем понятно.

    Логопед: Какие звуки вы знаете?

    - звуки бывают гласные. Они живут в красном домике. Гласные звуки

    поются, произносятся без препятствия.

    - звуки бывают согласные. Согласные звуки живут в сине-зеленом

    домике. Они произносятся с препятствием. (Дети рассказывают и показывают).

    Лисенок: Как интересно в «Речевой стране»! Спасибо вам, ребята, вот вам мои подарочки (шишки, веточки, косточки фр., камешки).

    Отдает корзинку.

    Логопед: А что это за конверт, лисенок?

    Лисенок: А это я нашел в лесу, конверт был на елочке.

    Я и сам не знаю, что в нём.

    Логопед: (открывает конверт) Да, это письмо, ребята. Что же в нем написано?

    (ставит письмо перед детьми, дети читают). «Дево.ки и маль.ики, меня похитило страшное .удище. Помогите по ««схеме»». Ваша новая буква.

    Логопед: Вы догадались, какую букву похитило Чудище? Давайте отправимся на  поиски буквы «ч»

    XI. Характеристика звука (ч) по артикуляционной и акустическим

    признакам.

    Логопед: Сначала нам нужно точно проговорись звук (ч). Представьте, идет поезд. Колёса стучат коротко и быстро: ч-ч-ч-ч (показывает рисунок поезда).

    Что делают губы? (вытягиваются бубликом).

    Что делает язычок? (упирается в бугорки вверху, а спинка язычка образует смычку с бугорками и эта смычка незаметно переходит в щель между ними).

    Посередине язычка проходит сильная, короткая, теплая струя воздуха. Поставьте руку, проверьте, так ли это?

    Произносите тихо (ч), громко.

    Какой звук (ч). ( согласный - не поется, всегда мягкий, глухой. У него нет брата. Выставляются графические изображения звука. Живет в зеленом домике).

    XII. знакомство с буквой Ч.

    Логопед: - Звук (ч) обозначается буквой ч.

    - Чем отличается звук от буквы?

    ( звук мы видим, пишем и читаем)

    - На что похожа буква? ( на цифру 4)

    1 .Дидактическая игра «Найдите букву ч в песке».

    (Ребенку завязывают глаза. Он находит букву в песке. Её рассматривают).

    2. Выкладывание буквы из веточек, камешков.

    3. Обведение буквы пальчиком.

    (букву, вынутую из песка, ставят в центр.)

    4. Дидактическая игра «Найди предмет со звуком ( ч ). определи место звука в слове.

    (фигурки в песке, дети находят и говорят, где находиться звук ( ч).
    ставят их в центр к букве).

    1. Закрепление произношения звука ( ч).

    - Ребята, нам пора прощаться с «Песочным городом». А чтобы уйти нам нужно проговорить звуковые дорожки: ( на карточках).
    Ча - чо - чу - чи        ач - оч - уч - ич

    Чу - чи - ча - че        чта - что - чту - чты

    Ачт - очт - учт - ечт уч - ич - ач - оч
    Чка - чко - чку - чкы ачк - очк - учк - ычк

    (дети читают, проговаривают по одному и садятся на свои места).

    1. Динамическая пауза.

    Звучит музыка ветра, ( колокольчики).

    Входят с зажженной свечой жители острова «Чунга - Чанга».
    Логопед : Кто.это?

    Дети: Мы жители вот ЭТОГО острова ( показывают карточку)
    .унга - .анга.

    Логопед: Почему вы грустные?

    Дети: Злое чудище захватило наш остров. Стало темно. Пропала буква. Но Добрая Фея помогла нам добраться до вас.

    Логопед: Ребята, какой буквы здесь не хватает?
    ( дети восковым мелком дописывают)

    - А чтобы вы не грустили, давайте споем и станцуем под песню вашегоострова.

    Звучит музыка:

    а)        пальчиковая гимнастика:

    • Колечко.
    • Флажки.
    • Рисование солнца руками в воздухе.
    • Рисование 8 левой рукой, правой.
    • Ручеек.

     б) пение, танцевальные движения.

    1. Проговаривание скороговорок на звук ( ч ).

    Логопед: Ещё, ребята, знают интересные чистоговорки. Послушайте.

    1.Хочет печка вкусно печь, Хочет речка быстро течь, Хочет тихо падать снег,

    Хочет счастья человек.

    1. У пчелы, у пчёлки Почему нет чёлки?

    Отвечаю почему:

    - Челка пчелке ни к чему.

    3. Мяч скучал на чердаке.

    Мячик ищут в сундуке.

    Тщетно ищут мячик

        Девочка и мальчик.

    4. Почему вы, хомячки,

    Пухлые, как кабачки?

    Отвечают хомячки.

    Пухлые как кабачки:

    - Не в почете хомячок.

    Если худ его бочек.

    5. Мама шьет сорочку дочке.

    Строчит строчке на сорочке.

    Срочно строчит сорок строчек,

    Растет дочка, как расточек.

    6. Танечка четко отбивает чечетку.

    Ни у кого чечетка

    Не звучит так четко.

    1. Отгадывание звукового кроссворда.

    Логопед: ребята, чтобы победить злое Чудище, и навсегда прогнать его с острова Чуга - Чанга, нам нужно:

    а) отгадать звуковой кроссворд. Его принесли жители острова вот на этой берестяном свитке.

    (Логопед с детьми раскрывает свиток, раздает написанные отдельно на листочках загадки. Дети читают загадки, вписывают отгадки восковым мелками).

    1. Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (речка)
    2. Упадёт - поскачет, ударишь - не плачет, он всегда несется вскачь, разноцветный круглый... .( мяч )
    3. Всех пугало, мучило, в огороде ... . ( чучело)
    4. Черная корова, все небо лижет. ( туча )
    5. Мы ночь не спим, мы день не спим, и день и ночь стучим,, стучим, (часы)
    1. Звуко - слоговой анализ слова: часы.

    Логопед: Последнее слово нужно еще раз прочитать (часы). Обозначить каждую букву звуковым сигналом и рассказать о нем. (дети отвечают: 1-й звук (ч) - согласный, мягкий глухой, обозн. зел. цв., 2-й, и т.д.)

    • Сколько всего гласных звуков? (2)        '
    • Сколько слогов в этом слове? (2)
    • Какое правило знаем про гласные звуки и слоги.

    (Сколько в слове гласных звуков, сколько и слогов).

    • Сколько согласных? (2).
    1. ГТроговаривание чисгоговорки со свечой.

    Логопед: Добрая Фея дала нам волшебный огонек свечу. Она не только красиво горит, но и чудесно пахнет. Вы можете сами убедиться в этом. Встанем в круг. Будем передавать её друг другу и произносить: Ча - ча - ча - у нас горит свеча, (свечка зажигается перед проговариванием).

    XIV Релаксация.

    Логопед:

    Вот и заканчивается наше путешествие в речевую страну. Давайте вспомним кому помогли мы в этом путешествии:

    • Лисенку, букве Ч, жителям острова Чунга - Чанга.
    • О каком звуке и букве мы говорили?
    • Какой это звук? ( согласный, всегда мягкий, глухой).
    • Но мы е вами должны убедиться сами, что на острове Чунга - Чанга светит солнце, синие-  синее небо, нет злого Чудовища. (Звучит фонограмма «У моря»)

    Ребята, примите позу покоя (вдох - выдох, руки и ноги расслаблены, все тело расслаблено. Тихим голосом, медленно).

    Логопед:

    Реснички опускаются ...

    Глазки закрываются ...

    Мы спокойно отдыхаем ... (2 раза)

    Сном волшебным засыпаем ...

    Дыштпся легко ... ровно ... глубоко ...

    Наши ручки отдыхают ...

    Ноги тоже отдыхают ...

    Отдыхают, засыпают.

    Будто мы лежим на песочке ...

    На желтом мягком песочке ...

    Светит солнышко сейчас

    Плещется море спокойное

    Летают чайки ...

    Дует теплый ветерок ...

    Дышится легко ... ровно ... глубоко...

    Мы спокойны всегда (2 раза).

    Говорим всегда красиво,

    Смело и неторопливо (2 раза).

    Мы спокойно отдыхаем,

    Сном спокойным засыпаем ...

    Хорошо нам отдыхать !

    Но пора уже вставать !

    Глазки открывать !

    Потянуться ! Улыбнуться !

    Всем открыть глаза и встать!

    Логопед:

    Ребята, пока мы с вами отдыхали эти корзинки наполнились фруктами и
    орешками. Это вас благодарят жители острова Чунга - Чанга и лисенок. А буква «Ч» подарила вам себя (трафарет). Вы можете с ней играть, раскрашивать, сочинять сказки.

    (Дети покидают зал под спокойную музыку).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов Тема: «Ах какая осень!»

    Конспект занятия  по рисованию с использованием нетрадиционных методов во второй младшей группе...

    Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов Тема: «Ах какая осень!»

    Конспект занятия  по рисованию с использованием нетрадиционных методов во второй младшей группе...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «В гостях у пчелки Милы» (автоматизация звука "Л")

    Данный материал может быть использован в работе на заключительном этапе автоматизации звука "Л" у детей старшего и подготовительного к школе возраста....

    Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

    Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

    Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...

    Конспект комплексного логопедического занятия по теме: «Дикие и домашние животные весной». Дежурный звук [ы].

    Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в жизни диких и домашних животных.         Задачи:Закрепление понятий «дикие» и «домашние&r...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»

    Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...