Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Карчевцева Елена Сергеевна

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Основной целью данного занятия является развитие сложных форм фонематического анализана материале слов со звуками [ п] и [ б] , а также совершенствование умения анализировать состав и структуру графического знака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада.

Учитель-логопед:

Карчевцева Е.С.


Тема: «Дифференциация звуков и букв [п]- [б]»,

Цели:

  1.  Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [п] и [б];
  2.  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками [п] и [б];
  3.  Упражняться в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе букв;
  4.  Формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
  5.  Нормализация речевого дыхания, уточнение и расширение словаря.

Оборудование:

У логопеда: предметные картинки, изображения 2-х мальчиков, элементы букв П и Б, магнитная доска.

У детей: предметные картинки с изображением колокольчиков, элементы букв П и Б, наборы цветных ручек, зеркала.

Предварительная работа:

Дети вместе с логопедом пишут письмо «Королеве правильной речи».


Ход занятия.

1. Qpг. момент

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, но занятие у нас обычное. Давайте покажем, что мы умеем.

2. Артикулярная гимнастика.

-Сначала я предлагаю отправиться в путешествие с веселым язычком. И по ходу его прогулки вместе с ним будем делать все упражнения. Итак, зеркальца перед собой, приготовились.

  1.  -Жил - был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика, затем вторую. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи

 И спокойно подержи.

  1. -Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика и посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он как маятник старинных часов: вправо, влево. Покачался (2 р) и в домик спрятался.
  2.  -Через минуту непоседа выглянул опять. Увидел, как девочка на качелях качается вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.
  3. -Посмотрел Язычок, а под ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять

По ступенечкам шагать.

-Прыгнул он сначала на 1 - ю ступеньку, затем на 2 - ю, на 3 - ю. На 3 - й весело попрыгал: д-д-д.

  1. - Любопытный был язычок: заглянул в окошко и увидел, как там девочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить. Чистил он их старательно. Вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил язычок, но ненадолго.
  2. -Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора

Пригласили маляра.      Челюсть ниже опускаем

Маляру мы помогаем.

  1. -Хорошо потрудился Язычок, увидел он лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка-

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта. Овса поела

И снова за дело.


-Ну вот, ребята, мы вместе с язычком совершили целое путешествие. Вам понравилось? Теперь ваш язычок стал послушным и ловким, но…..

3.  Дыхательная гимнастика.

Чтобы речь звучала плавно, Мы дышать умеем правильно: Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом...

Руками хлоп (2 р).

Громко хлопнем: хлоп (3 р).

Руками хлоп (2 р)

Тихо хлопнем: хлоп (3 р).

-Молодцы ребята, после такой разминки хорошо пойдет вся дальнейшая работа.

4.  Введение в сюжет занятия.

-Ой, ребята, я чуть не забыла. Помните, мы с вами отправили письмо королеве правильной речи? Так вот сегодня нам пришло ответное письмо, да еще с посылкой. Послушайте, я вам прочитаю: «Здравствуйте ребята. В нашей стране случилась беда. Злая фея похитила и заколдовала звуки [п] и [б]. Теперь жители нашей страны не могут правильно произносить слова с этими звуками. Помогите нам выполнить задания злой феи, чтобы расколдовать звуки [п] и [б]».

5.  Беседа по картинкам.

  •   Как же трудно обходится без звуков [п] и [б].
  • Давайте поможем жителям страны «Правильной речи».
  •  Послушайте, я произнесу 2 разных слова: 1-е слово: … .очка.

-Что вы услышали?

  •  Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись).

-2-е слово: … .очка.

  •  Что вы услышали?

-Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись)

-Поняли слова?

  •  Помогут вам узнать слова картинки, которые нам прислала королева.
  •  Назовите картинки.
  •  Назовите 1 -й звук в слове «почка».

-Произнесите все звук [п] перед зеркальцем.

  •  Что делают губки, когда мы произносим звук [п]? (сжимаются, смыкаются).
  •  А теперь произнесите звук [п] и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (не звенит) Значит звук [п] глухой.
  •  Назовите первый звук в слове «бочка».
  •  Произнесите звук [б] перед зеркальцем. Что делают губки? (сжимаются, смыкаются).
  •  А теперь произнесите звук и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (звенит) Значит звук [б] - звонкий.


Ребята, какие звуки надо поставить в эти слова? Значит я произносила слова «почка» и «бочка».

  •  Вот какие важные эти звуки. Без них наша речь становится непонятной.

6. Упражнение со значками.

  •  Ребята, королева нам прислала для этих звуков значки (каждому ребенку предлагаются две картинки с изображением колокольчиков, один из которых перечеркнут).  Сейчас вы их получите. Первое задание злой феи будет связано с этими значками. Я буду называть слова. Если в слове звук [п], какой значок вы покажете?

А если звук [б]? Правильно, звук [п] - глухой, колокольчик не звенит, звук [б]-звонкий, колокольчик звенит. Итак, приготовились (воспитатель называет слова, дети показывают значки).

  •  Молодцы, ребята, какие вы внимательные и сообразительные, справились с таким трудным заданием.

7. Игра «Чьи вещи».

  •  Ребята, королева прислала еще одно задание злой феи.

Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа - Боря. Мальчики перепутали свои вещи. Давайте поможем им разобраться. Названия вещей Павла содержат звук [п], а вещей Бори - звук [б]. Сейчас я вам раздам эти картинки, и вы будете по очереди выходить к доске, называть свои картинки и класть их в корзинку Бори или Павла.

  •  Молодцы, и снова все выполнили задания злой феи.

8. Физкультминутка.

Ребята, вы, наверное, устали после такой работы. Давайте немного отдохнем и покажем нашу разминку. (физкультминутка «Шалтай-Болтай»)

9. Игра «Какая картинка лишняя».

Ну вот отдохнули, пора и за дело приняться. Ведь это еще не все. Злая фея постаралась и еще придумала задание, да какое сложное. Давайте попробуем его выполнить.

-Назовите эти картинки (бабочка, банан, баран, паук, банка)

-Какая картинка лишняя?

-Почему?

-Давайте еще раз назовем картинки.

-Молодцы, и с этим заданием вы справились.

10. Конструирование букв из элементов 

-Нам осталось последнее, самое сложное задание. Если вы правильно его выполните, чары злой феи рассеются и звуки [п] и [б] вернуться назад. Давайте мы попробуем выполнить это задание, но для этого нужно пальчики приготовить к работе.

Пальчиковая гимнастика.

«Кулачки мы вместе сложим».


-Злая фея спрятала на карточках буквы П и Б. Вы должны найти все буквы П и Б на своей карточке и обвести. Но сначала, чтобы не ошибиться давайте вспомним из каких элементов состоят буквы П и Б. У каждого на парте лежат элементы букв. Элементы П - красные, элементы Б - зеленые. Сложите эти буквы у себя на парте, а я на доске. Молодцы.

11. Обведение букв.

- Возьмите ручки зеленую и красную и обведите все буквы П - красным цветом, и все буквы Б - зеленым цветом. Будьте очень внимательными, не пропустите ни одной буквы.

-А теперь, ребята, подойдите все сюда и давайте вместе посчитаем сколько получилось букв. Всего должно быть 5 букв П, и 6 букв Б.

- Молодцы, ребята! Вы справились с самым сложным заданием злой феи. Вы были очень внимательными и сообразительными, старательными и поэтому выполнили все задания злой феи. И если она вздумает и наши звуки похитить, теперь нам не страшны ее чары.

12. Итог.  -Давайте на следующем занятии напишем ответное письмо «Королеве правильной речи». В нём расскажем ей как мы справились с заданиями злой феи, а в подарок ей пошлем наше поздравление к Новому году.  Я думаю, она будет очень рада и снова нам пришлет письмо.

-Занятие закончено. Можете идти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий  Тема:  «Пушистый урок» Задачи:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Занятие с детьми подготовительной логопедической  группы  с фонетико-фонематическим недоразвитием....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе детского сада

Тема: "Насекомые". Логопедическая цель: "Автоматизация звука [ж] в словах". Логопедическая тема: "Путешествие весёлого жука"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР «Звук и буква «А»

Занятие способствует воспитанию у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям. Цель занятия - четко произносить и выделять в словах звук "А", знакомство с буквой "А"....

План-конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной группы на тему "Звук [о] и буква О"

Тема занятия: «Звук [о]. Буква О»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: подготовительная к школе возрастная группаЦель: обучение грамоте детей на материале формирования у ...