Главные вкладки

    Статья на тему "Приёмы развития речи"
    статья по логопедии (старшая группа) по теме

    Практические рекомендации  для родителей по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priemy_razvitiya_rechi.doc32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приемы развития речи

    и некоторые рекомендации в помощь родителям

    Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

    В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л], [р]), группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сётка» вместо щетка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка), звук [р] – картаво («гхука» вместо рука).

    Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

    Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

    Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребенок сам «растянет» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу ортодонту.

    При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп звуков: соноры ([р], [л]), свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д.

    Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, поверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различить звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

    В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки»). В втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Маса пошла в сколу» вместо «Маша пошла в школу»). В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

    У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

    Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Для того, чтобы снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научить детей ощущать движения языка, губ, челюсти существуют специальные упражнения.

    Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ, затем можно перейти к утрированному произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков как м-п-б, н-д-т.

    Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами. Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру» для вибрации губ, или цокание языком, подражая цокоту копыт лошадки, для укрепления мышц языка.

    Если у ребенка 4-5 лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (л, р, шипящих, свистящих), то следует обратиться к логопеду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему "Развитие речи детей-инофонов средствами изобразительного искусства"

    МБДОУ ДС ОВ «Брусничка» г. Новый Уренгой обеспечивает воспитание и обучение детей, в семьях которых принято общаться на родном языке. Перед педагогами нашего коллектива ежедневно стоит проблема воспи...

    Статья на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

    «Развитие речи  в младшем дошкольном возрасте».Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок  входит в мир окружающих его людей. Х...

    Статья по теме: Развитие речи в дошкольном возрасте.

    Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, проблеммы, упражнения....

    Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

    Статья на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

    Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей....

    статья «Игры для развития речи, мышления и математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР »

    в статье представлены рекомендации родителям, которые они могут использовать "По дороге домой из детскогосада" для развития мышлени, речи, математических способностей у своих детей...

    Статья "Арттерапия в развитии речи дошкольников"

    В своей работе по коррекции и развитию речевых навыков детей мы используем комплексный подход – интегрированные развивающие игровые занятия с использованием различных видов арттерапии – музыкотерапии ...