Главные вкладки

    Статья на тему "Приёмы развития речи"
    статья по логопедии (старшая группа) по теме

    Практические рекомендации  для родителей по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priemy_razvitiya_rechi.doc32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приемы развития речи

    и некоторые рекомендации в помощь родителям

    Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

    В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л], [р]), группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сётка» вместо щетка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка), звук [р] – картаво («гхука» вместо рука).

    Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

    Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

    Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребенок сам «растянет» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу ортодонту.

    При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп звуков: соноры ([р], [л]), свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д.

    Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, поверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различить звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

    В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки»). В втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Маса пошла в сколу» вместо «Маша пошла в школу»). В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

    У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

    Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Для того, чтобы снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научить детей ощущать движения языка, губ, челюсти существуют специальные упражнения.

    Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ, затем можно перейти к утрированному произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков как м-п-б, н-д-т.

    Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами. Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру» для вибрации губ, или цокание языком, подражая цокоту копыт лошадки, для укрепления мышц языка.

    Если у ребенка 4-5 лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (л, р, шипящих, свистящих), то следует обратиться к логопеду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему "Развитие речи детей-инофонов средствами изобразительного искусства"

    МБДОУ ДС ОВ «Брусничка» г. Новый Уренгой обеспечивает воспитание и обучение детей, в семьях которых принято общаться на родном языке. Перед педагогами нашего коллектива ежедневно стоит проблема воспи...

    Статья на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

    «Развитие речи  в младшем дошкольном возрасте».Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок  входит в мир окружающих его людей. Х...

    Статья на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

    Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей....

    Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

    Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"...

    Статья на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»

    Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании»...

    Статья на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

    Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи....

    Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    Статья посвящена теме развития речи детей младшего дошкольного возраста через призму взгляда воспитателя на данную проблематику....