Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Гогуадзе Наталья Валерьевна

Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Воспитатель МАДОУ «Детский сад  №345»

Московского района г. Казани

Гогуадзе Н.В.

Развитие речи через театрализованную деятельность

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний» К.Д.Ушинский

     Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература.

 «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»  В.Сухомлинский.

      Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального  художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В результате целенаправленного использования театрализованных игр в ООД, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых стает возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь стает эмоциональнее, выразительнее, содержательнее.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.   О.П. Радынова. говорит, что «Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее»

Считается, что увеличить словарный запас могут разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить. Ведь недаром в детстве, мамы, бабушки пели песенки на ночь. И все это переходило из поколения в поколение. И не случайно,  за последние годы, возрос интерес к фольклору. Ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость», которая заключается в том, что соединяет в себе стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению. Одним из средств  развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков».

Язык народных сказок очень доступен и понятен детям, так как приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и запоминается. Регулярность проведения таких занятий, их систематичность позволяют добиться высоких показателей.

В играх-драматизациях дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»

Открытое занятие на Метод,Обьединении по развитию речи Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»...

Статья на тему: "Развитие связной речи посредством театрализованной игры"

laquo;Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и рабо...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность» в первой разновозрастной группе «Пчёлки»

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....

БУКЛЕТ: РМО по теме "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Буклет содержит  развернутый план РМО проведенного 19.04.2019 г...