Самообразование на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность» в первой разновозрастной группе «Пчёлки»
материал

Юлия Владимировна Щурик

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1_raznovozrastnaya.docx114.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                             «Чечеульский детский сад»  

Самообразование на тему:

«Развитие связной речи через

 театрализованную деятельность»

в первой разновозрастной  группе

                                                                                     «Пчёлки»

на 2020 – 2021 учебный год

                                                                                                                                                          Воспитатель:                                                            

                                                                                                                                                          Щурик Ю.В,

2020

План работы по самообразованию

Воспитатель:  Щурик Юлия Владимировна

Тема: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность».

Цель: 

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:  

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме;

- выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх;

развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими  событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность выбранной темы:

     Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

 Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Возраст: 6-7 лет.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети могут связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; умеют (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составляют рассказ по картинкам с последовательно развивающими  событиями; составляют свои рассказы из личного опыта; инсценируют знакомые сказки.

Формы подведения итогов: оформление папки для родителей на тему: «Книга сказок», обучение сочинению сказок; «Театральная гостиная» (итоговое мероприятие)

Список используемой литературы:

1.Базик И.Я. Развитие способности к наглядному  пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986.

2.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

3.Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1.

4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

5. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.

6. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.

7. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

8. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

9. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2007.

10. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

         

                           ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи в подготовительной группе»

1. Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);

- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);

- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь - Ноябрь

 Проработать отобранную литературу

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

2. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

3. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

5. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – с. 56

7. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

8. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64

9. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.

10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

11. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96

1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»;

- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Осень»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы («Осень», «Лес осенью», «В лесу», «Грибы» И. Соколова-Микитова);

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;

- Загадки-складки о профессиях;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».

2. Беседы:

- «Что я знаю о себе»;

- «Речевой аппарат».

3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде:

- Земелька черная, а белый хлеб родит.

- Торопливый дважды одно дело делает.

- Без труда нет плода.

- Муравей не велик, а горы копает.

- Больше дела - меньше слов.

- Всякая работа мастера хвалит.

- Глазам страшно, а руки сделают.

- Баловством хлеба не добудешь.

 

4. Знакомство с потешкой «Чистая водичка моет Вове личико», считалкой:

Начинается считалка:
На дорогу села галка,
Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

5. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях (например):

Слёзо-носо-вытиратель

В группе вашей

(Воспитатель.)

 

Наших душ, ума строитель –

Мудрый школьный наш ...

(Учитель.)

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Осень».

- «Осень в лесу».

- «По грибы».

7.Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Огород».

- «Мальчик и щенок».

- «Еж и яблоки».

8. Чтение, беседы по рассказам, пересказ:

- «Осень» И. Соколов-Микитов.

- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов.

- «В лесу» И. Соколов-Микитов.

- «Грибы» И. Соколов-Микитов.

9. Чтение и заучивание стихотворений:

- И. Бунин «Листопад» (отрывок).

- С. Городецкий «Первый снег».

10. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- В. Сутеев «Мешок яблок».

- «Война грибов».

- «Вершки и корешки».

11. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «ветры»;

- «подуем на плечо»;

- «листики осенние»;

- «запасливые хомячки»;

- «пузыри»;

- «надуем шарик».

12. Артикуляционная гимнастика:

- «Чашечка»;

- «Бегемот»;

- «Хоботок»;

- «Иголочка»;

- «Вкусное варенье»;

- «Утиный клювик».

13. Дидактические игры:

- «Буква моего имени»;

- «Назови слова»;

- «Употребление предлогов»;

- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);

- «Придумай новое слово»;

- «Что лишнее?»;

- мозаика «Я читаю»;

- «Составь рассказ по картинке».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Декабрь - Январь

1. Внедрение отработанных методик:

–взаимопосещение;

– обмен опытом;

– открытые просмотры.

 

2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме.

 

3. Проработка журналов в методическом кабинете.

1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».

 

2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

- Без шубы и валенок - и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

 

3. Знакомство с потешкой «Продавец книг», считалкой:

 

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):

Сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Сидит девица в темнице

А коса на улице

(Морковь)

 

5. Чтение и беседы по рассказам:

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

 

6 . Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Зима».

- «Зимние забавы».

 

7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Катание на лыжах».

- «Зимние забавы».

 

8. Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

- С. Есенин «Пороша».

- С. Есенин «Береза».

 

9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

 

10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «надуем шарик»;

- «запасливые хомячки»;

- «Снежинки»;

 

11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Погреем пальчики»;

- «Дед Мороз»;

- «Фонарики»;

- «Огоньки».

 

12. Артикуляционная гимнастика:

- «Лошадка»;

- «Качалочка»;

- «Змея»;

- «Киска сердится»;

- «Часики»;

- «Маляр».

13. Дидактические игры:

- «Читаем сами»;

- «Логопедическая ромашка»;

- «Читаем с ударением»;

- «Сочини предложение»;

- «Противоположности»;

- «Что означает выражение? или Пословица»;

 

14. Театрализованная деятельность:

- Новогодний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Зимовье зверей».

- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».

- «Театр теней». Драматизация

17. Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь».

Познакомить родителей с играми             (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Февраль - Март

Анализ знаний детей

Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»;

- сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Рсческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка».

 

2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:

- Весной трех погожих дней подряд не бывает.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Весною сутки мочит, а час сушит.

- Весною сверху печет, а снизу морозит.

- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

- Матушка весна всем красна.

- Пришел марток— надевай семеро порток.

  • - Сколько проталинок, столько жаворонков.
  • - Увидел грача — весну встречай.
  • - Хороший год по весне видно.
  • - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

 

  • 3. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой:

Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!

3. Разгадывание логических загадок (например):

- Сколько горошин может войти в один стакан?

(Нисколько, т.к. горошины не ходят)

- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?

(Желток не может быть белым)

- Из какой посуды нельзя ничего поесть?

(Из пустой.)

 

4. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Весна».

- «Птицы прилетели».

 

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Рыболовы».

- «Маша и цыплята».

- «Спасение птенцов».

7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

- «Играющие собаки» К. Ушинский.

- «Сыновья» В. Осеева.

- «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

 

8. Чтение и заучивание стихотворений:

- Ф. Тютчев «Зима не даром злится».

- Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой».

 

9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Журавль и цапля».

- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

- «Петушок и бобовое зёрнышко».

- «Пряничный домик».

10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «надуем шарик»;

- «запасливые хомячки»;

- «Пузыри»;

11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Цветок»;

- «Заморозим ладошку»;

- «Трубач»;

- «Свеча».

12. Артикуляционная гимнастика:

- «Тесто»;

- «Чистим зубки»;

- «Рсческа»;

- «Комарик»;

- «Люгушка»;

- «Блинчики».

13. Дидактические игры:

- «Придумай рассказ про…»;

- «Сложи слово»;

- «Азбука»;

- «Букварик»;

- «Сочини сказку»;

- «Что означает выражение? или Пословица»;

 14. Театрализованная деятельность:

- Настольный театр.

- Театрализованная неделя (последняя неделя марта».

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Апрель - Май

1. Анализ и оценка своей деятельности.

2. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы».

3. Корректировка планов.

4. Работа с литературой.

Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. Показ сказки «Пес и лиса» детям средней группы.

Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Перспективный план

«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

                                                                                     Работа с детьми

В первой разновозрастной группе

«Пчёлки»

на 2020 - 2021 учебный год

                                                                                                     

                                       

Цель: создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

тема

месяц

задачи

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого.

Октябрь

Формирование навыков связного последовательного пересказа с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; планирования собственного пересказа; активизация и обогащение словарного запаса детей

«Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии; помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. 

Театрализованная деятельность:

- Новогодний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Зимовье зверей».

- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».

- «Театр теней». Драматизация

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова)

декабрь

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам из художественной литературы.

Показ сказки «Теремок» детям средней группы.

январь

Рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; формировать у детей исследовательские действия при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; формировать умение составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки.

Работа с загадками. Составление загадок.

Конспект игры-драматизации «В мире профессий»

февраль

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о разнообразии профессий людей.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

март

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

апрель

Формировать умение читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

 Конкурс чтецов.

 «Книга сказок». Обучение сочинению сказок.

Показ сказки «Пес и лиса» детям средней группы.

май

Формировать умение сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; придумывать название сказке; работа над словарем,  подбирать признаки предметов

 ( прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

                                                   

Работа с родителями

«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

В первой разновозрастной группе

«Пчёлки»

на 2020 - 2021 учебный год

                                   

         

       

                                                                                               

Тема

Месяц

Задачи

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Консультация для родителей: «Сказкотерапия».

сентябрь

Рекомендации родителям, испытывающим затруднения в воспитании детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Октябрь - ноябрь

Повысить ответственность родителей за воспитание и образование детей. Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

Познакомить родителей с играми

  ( дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Познакомить родителей с играми ( дидактическими и лексико - грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Декабрь - январь

Совершенствовать формы и методы сотрудничества детского сада и семьи.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль - март

Развивать совместную деятельность детей со взрослыми, усидчивость, поддерживать интерес детей к загадкам.

Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Апрель - май

Повысить педагогическую культуру родителей, решать совместными усилиями проблемы развития коммуникативной сферы  ребенка в семье.

     

Приложение №1

Уважаемые родители!

В связи с тем, что в настоящее время мы анализируем проблему по вопросу эффективного и планомерного использования театрализованной деятельности с детьми 6-7 лет, просим Вас ответить на следующие вопросы. Конфиденциальность гарантируем.

1. Фамилия имя ребенка? 

2. Сколько лет вашему ребенку?

3. Задумывались ли Вы о том, как говорит Ваш ребёнок?

4. Всё ли Вам нравится в речи ребёнка?

5. В каких формах у ребенка проявляется творчество?

6.  Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

7. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

8. Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

9. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

10.  Любит ли ребенок смотреть сказки?

11. Обсуждаете ли Вы что-нибудь из прочитанного Вами с ребёнком?

12.  Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?

13. Какие знания по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Вам необходимы?Спасибо!

По итогам анкетирования были  даны рекомендации:

1. После просмотра театральных представлений необходимо проводить беседы с детьми.

2. На итоговом родительском собрании осветить темы:

* О необходимости чтения книг и прослушивания аудиозаписей.
* Обратить особое внимание на посещение театра - для духовного и интеллектуального развития ребенка.

3. Провести работу с родителями по обучению организации театральной деятельности в домашних условиях.

 

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

•созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная,коммуникативная, функция языка и речи.

(Л. С. Выготский)

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Общая характеристика сказкотерапии

Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Однако, в связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Безусловно, коррекция дошкольников сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области – детским психологом или педагогом. Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу.

Виды «лечебных» сказок

  1. Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
  2. Еще один пример сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
  3. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.
  4. Дидактические – способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
  5. Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.
  6. Медитативные – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
  7. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

Развитие речи

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Цели и принципы речевой сказкотерапии

Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Задачи сказкотерапии 

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников. Конспекты занятий не составляет труда найти. Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «оздоровление».

                                                                                                                                                                                        Приложение №2

 

Конспект игры-драматизации «В мире профессий»

Театральные занятия

Конспект игры-драматизации «В мире профессий»Конспект игры-драматизации «В мире профессий»

Описание: Данная театрализованная игра способствует познавательному интересу детей дошкольного возраста к профессиям и труду взрослых.

Цель: формирование представлений у детей дошкольного возраста о разнообразии профессий людей.

Задачи:

Создавать педагогические условия для развития любознательности у детей дошкольного возраста, как основы познавательной активности.

Развивать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Формировать положительный настрой и желания участвовать в театральной постановке.

Закреплять знания детей о труде взрослых.

Атрибуты для игры: ширма-каркас «Корабль», штурвал, бескозырки, тельняшки, бинокль, фартук, корзинки с фруктами и овощами, 2 кастрюли, поварские колпаки, обручи, жезл, костюм полицейского, костюм врача, 2 белых халата, 2 бинта, пилотки, военные футболки, мультимедиа с презентацией.

ХОД:

На экране появляется видео с Дим Димычем:

- Здравствуйте, ребята! Вот какое дело, на свете столько много разных профессий существует, что я задумался о том какую же профессию выбрать, когда стану совсем большим.

- Думаю, где работать мне, чем заниматься? Кем же быть?

Ведущая:

Дорогой Дим Димыч, не грусти!

Ты немного подрасти.

Разных профессий много на свете –

Знать их названия обязаны дети!

Ребята нашей группы приготовили театральное представление. И сейчас они познакомят Тебя с некоторыми профессиями людей. Итак, все готовы? Мы начинаем!

Из-за ширмы появляется «Моряк», мальчик старшей группы и громко с выражением читает стихотворение:

1ребенок

Моряк

Плывёт моряк на корабле

Он не тоскует по земле.

Он с ветром дружит и волной.

Ведь море — дом его родной.

Ведущая: Дети Вы узнали кто это? (Ответы детей) Это моряк.

Хотите попробовать отправиться в морское путешествие? Нам нужна команда мальчиков. Мы выбираем: капитана и двух матросов.

Капитан — Поднять якорь! Полный вперед!

- Дети, посмотрите еще раз в бинокль. Кажется мы с вами подплываем к острову. Послушайте, кажется звучит музыка.

Капитан

- Стоп — машина! Отпустить якорь!

(дети танцуют «яблочко») давайте станцуем.

2 ребенок

Повар

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… и тогда

Ждёт вас вкусная еда.

Ведущая: Дети, кто у нас в саду, готовит вкусную еду? (Ответы детей – Повар)

А сейчас предлагаю выбрать две команды поварят, одна команда нам приготовит нам борщ, а другая приготовит фруктовый салат.

(в центре обруча лежат фрукты и овощи, которые каждая команда выбирает для своего блюда)

3 ребенок

Полиция

Если вы в беду попали,

Телефон 02 набрали.

К вам полиция придёт,

Всем поможет, всех спасёт.

Ведущая: Дети Вы узнали, кто защищает людей от бандитов?

(Ответы детей) Полицейский

А теперь давайте поиграем в игру, что такое хорошо и что такое плохо?

(слайды с картинками на экране, дети отвечают)

4 ребенок

Врач

Я — врач, лечу больных людей.

А вы не заболели?

Вам пропишу лекарство вмиг

От кори и от лени.

Больным я вылечу живот,

Анализы все сдайте,

Для Вас — микстура,

А Вам — спорт.

И больше не хворайте.

Ведущая: Дети кто лечит больных людей? (Ответы детей) Это врач

Проводится игра: «Первая медицинская помощь»

Ход игры: Ведущий выбирает 2-х девочек, надевает на них белые халаты и косынки. На другой стороне зала 2 мальчика (раненных бойца) По команде ведущего, девочки медики, добегают до раненого бойца, кладут его руку себе на плечо и доставляют раненых в медсанчасть, усаживают мальчиков на стулья и накладывают бинт на раненую руку или ногу.

Ведущая: Молодцы у нас врачи, оказали медицинскую помощь раненым солдатам и теперь у них обязательно все заживет! Садитесь на свои места, представление продолжается.

5 ребенок

Военный

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (Ответы детей) военный

Ведущая: Дорогие мальчики, а Вы умеете маршировать так же как солдаты? А ну-ка выходите на середину смельчаки! Сейчас мы это проверим.

Дети исполняют песню «Идет солдат по городу»

Дим Димыч (с экрана): Вам спасибо за рассказ. Вот что понял, я сейчас!

Все профессии нужны, все профессии важны!

Ведущая: Совершенно правильно Дим Димыч, все профессии нужны, все профессии важны. Русский народ про работу и труд мудрые пословицы сложил. Послушайте их ребята:

- Дело мастера боится.

- Любовь к труду – у всех на виду.

- За всяко дело, берись умело.

- Тот, кто трудиться – тому и почет.

Ведущая: На этом наше выступление заканчивается!

Дорогие артисты, выходите на поклон. Зрители спасибо за внимание!

Игра «Измени голос».

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Педагог, встречая детей, говорит, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек изменились причёски ит. Д. Неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.

- А как мы узнаём друг друга, когда встречаемся? ( по лицу, по одежде и т. д.) .

Артист изменяет себя, чтобы быть похожим на героя, которого он изображает. Как можно изменить себя? (Нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, походку, движения и т. д.).

- Дети ,поприветствуйте друг друга от имени любого придуманного вами сказочного персонажа (лисы, зайца, волка).

(Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движени, мимику, голос).

Игра « Где мы были, мы не скажем»

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята договариваются, кого или что они будут изображать.

Затем входит водящий и говорит: « Расскажите, где вы были, что вы делали?

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого покажем» (если они изображают животное) и т. д.

«Сказка про грустную принцессу Осень, которая никогда не смеялась и мого плакала».

Действующие лица:

Принцесса Осень –

Рассказчица – воспитатель

Ёжик – Белочка –

Школьники (мальчик и девочка ) –

Жёлтые листья (дети) –

Грибники (дети) –

Мизансцена: на сцене нужно вдоль стен поставить стулья для ребят, они будут во время сказки сидеть там, держа в руках то веточки (чтобы изображать лес), то разных картонных птичек, то грибочки, то школьные атрибуты ( колокольчики, цветы, дневники, оценки и др.). Стул для рассказчицы стоит отдельно, сбоку. По всей сцене лежат жёлтые и красные кленовые листочки. Посредине сцены - пенёк, на нём будет сидеть принцесса.

Воспитательница обращается к зрителям с приветственным словом:

-Вот и пришла к нам осень, красивое и немного грустное время года. Но мы не будем грустить! Давайте устроим в честь осени настоящий праздник – с песнями, играми, стихами! Любое время года хорошо, если вы умеете ему радоваться. А мы это умеем, и сейчас вы в этом убедитесь, дорогие гости! Мы подготовили для вас маленькую сказку про грустную принцессу Осень, которая никогда не смеялась и очень много плакала. Мы надеемся, что вам понравится сказка, и вы от всей души похлопаете, ведь мы очень стараемся для вас. А теперь - внимание, сказка начинается!

(Звучит музыка, входит грустная принцесса Осень, собирает с пола жёлтые и красные листочки, составляет гербарий. За ней следом ходят ёжик и белочка. Дети держат в руках веточки, качают ими из стороны в сторону – изображают лес).

Ёжик: Я не знаю в чём причина,

Но принцессу нашу

Гложет тайная кручина,

Побледнела даже!

Белочка: Беспокойна и грустна

Ходит по лесу она,

Не смеётся, не играет,

Всё листочки собирает!

Ёжик: Что с принцессой, как узнать,

От чего она грустна?

Белочка: Может, кто – нибудь нам скажет,

Что с красавицею нашей?

(убегают. Появляется Рассказчица, садится на свой стул).

Рассказчица: Вот видите, какая грустная принцесса у нас, не смеётся и не играет с лесными зверушками, не бегает и не резвится. А ведь всё у неё хорошо! У неё есть и папа Зима и мама Весна, братишка Лето и подружки ёлки на опушке. Все её любят, но она почему – то грустит. Что же с ней случилось? Может она заболела? Давайте притаимся и послушаем, о чём грустит принцесса!

Принцесса: ( поёт грустную песню)

Я брожу в лесной тиши,

На душе тревога.

Журавлиный клин спешит

В дальнюю дорогу,

Улетают журавли

От меня далёко,

Им милее там в дали,

А со мной им плохо.

Кто осеннюю печаль

От меня отгонит?

Перестал бы по ночам

Дождик лить холодный!

Я одна как этот лист,

Как мне одиноко!

Улетают журавли в дальнюю дорогу!

( Во время песни дети держат в руках журавликов и других птичек, изображают, будто те летят. Спев, принцесса садится на пенёк, пригорюневшись).

Рассказчица: Так вот в чём дело! Принцесса думает, что она никому не нравится, что все от неё бегут, ей от этого грустно. Ребята, давайте докажем принцессе, что осень – замечательное время года!

Ёжик: ( бегает ко всем): Я знаю, что надо делать! (Принцессе) Принцесса, а знаешь ли ты, сколько стихов написано про осень?

Принцесса: Неужели про осень действительно есть стихи?

Ёжик:Конечно, есть, и очень много! Ребята, кто из вас может рассказать стихотворение про осень?

Дети: (хором) Я,я…

Ёжик:Ну так давайте порадуем принцессу, расскажем ей стихи, пусть послушает!

(Дети рассказывают стихи Пушкина, Есенина, Лермонтова…)

Белочка: (появляется) А я привела с собой гостей, таких красивых и нарядных, просто глаз не оторвать! Они говорят, что пришли ктебе, принцесса Осень, они тебя любят!

Принцесса: Они меня любят? Но кто же они такие?

( Входят Листочки в красных и жёлтых нарядах, окружают Принцессу, водят хоровод вокруг неё).

Принцесса: Я так рада, от души

Благодарна вам я!

В гости вы ко мне пришли –

Это знак внимания!

Только, гости дорогие,

Кто вы всё – таки такие?

Первый лист: Мы осенние посланцы,

Листики опавшие,

Мы в осеннем ярком танце

Кружимся бесстрашно!

Второй лист: Разноцветные наряды –

Осени примета,

Мы осенней пляске рады,

Не сидим на ветках!

(Листики исполняют танец. Дети в это время машут разноцветными листиками).

Рассказчица:( Принцессе) Посмотри , принцесса, как красиво вокруг! (Зрителям): Нет, всё ещё грустит… (Выходят грибники с пустыми корзинками).

Рассказчица:Ой, что случилось? Это же грибники, да вот беда – корзинки – то у них пустые, как же так? Неужели они не найдут ни одного грибочка?

Грибник (девочка): (грусно):

Я в лесу весь день гуляла,

Всё грибы в лесу искала,

Думала, найду немножко,

Положу себе в лукошко.

Только нет грибов в лесу,

Что домой я принесу?

Второй грибник (мальчик):

Все грибы пропали враз,

До чего досадно!

Что же делать нам сейчас?

Мы ж не виноваты!

Мне бы хоть один грибок,

Чтобы кинуть в кузовок!

Принцесса:Вы гуляли по лесу и не нашли ни одного грибочка?

Грибник (девочка): Ни одного!

Второй грибник (мальчик): Они все попрятались.

Принцесса:Ну, я смогу помочь вашему горю. А ну – ка, грибочки, вылезайте из своих укрытий и прыгайте в лукошки!

(Дети хлопают в ладоши, достают из – под стульчиков грибочки, бегают и шумят вокруг принцессы и грибников, создавая весёлый хоровод).

Рассказчица: (Всем): Что бы делали грибники без нашей принцессы? ( К принцессе): А ты думала, принцесса, что осень никто не любит. Теперь ты видишь, ошибалась? Осень всем нужна!

Грибники: (поднимая вверз полные корзинки): Нам! Нам!

(вбегают школьники)

Школьники: И нам! И нам! Мы ведь в школу пойдём 1 сентября! Нам без тебя принцесса Осень, никак нельзя!

Осень, осень на дворе,

Вот звенит звонок.

Это значит, детворе

Надо на урок.

Осень в школу нас зовёт,

Осень знанья нам даёт!

(Дети в это время держат в руках школьные атрибуты).

Белочка и ёжик: И нам тоже нужна! Ведь ты нам помогаешь готовиться к холодной зиме, запасаться грибами и орешками, ягодами и кореньями.

Дети:( по очереди):

- А я люблю осень, потому что она красивая!

- А мне нравится собирать гербарий!

- А я люблю гулять под дождём!

- А у меня осенью день рождения!

( хором): Мы тебя любим!

Принцесса:Спасибо всем вам, ребята! Я вас всех очень люблю! Больше не буду грустить, я поняла, что осень тоже нужна людям и зверушкам!

(звучит музыка).

Рассказчица:Ребята, а кто – нибудь из вас может сказать, в чём смысл этой сказки?

Дети:Все времена прекрасны, нужно любить осень – это замечательная пора!

Примерные игры и упражнения к разделу  театральная игра

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство. Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя.

Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.

2 вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.

«Поймай хлопок»

Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции. Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога -и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку). Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности. Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его « вагоны ». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей - «вагонов» в четкой последовательности.

«Словесный портрет»

Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.

«Я положил в мешок...»

 Цель: развивать произвольную слуховую память. Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок ...» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

«У бабушки в огороде растет...»

 Цель: та же, что и в описанной выше. Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное - запомнить последовательность «выросшего».

«Тень»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Один ребенок (водящий), ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3—5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

«Разведчики»

Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции. По определенному сигналу одного из детей -  командира,  дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей ракеты (карандаш синего цвета) - присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты - перепрыгнуть через воображаемое препятствие.

«Внимательные звери»

 Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений. Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

«Веселые обезьянки»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Дети - «обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют. «Зеркало» Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки». Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.

«Снежный ком»

 Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы. Дети сидят  по  кругу.  Педагог  предлагает  «катать  большой  снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я - живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.

«Стульчики»

Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.

«Дружные звери»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий. Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.

«Работа с моделями эмоций»

Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций. Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.

«Работа со схемами-эмоциями»

Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление. Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть - удивление - радость. «Шел грустный цыпленок увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».

«Угадай, что я делаю?»

Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение. Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее.

Например: 1) стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;

2) наклониться вперед. Возможные варианты ответов:  «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».

3) «Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определенное задание (сидеть в цирке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).

«Кругосветное путешествие»

 Цели: развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь - по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять свое поведение.

Примерные игры и упражнения к разделу культура и техника речи 

Цели: формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, а также объединять с ритмопластическими и театральными играми.

«Игра со свечой»

Цель: развивать правильное речевое дыхание. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

«Осенние листочки»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой». На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3—5 раз).

«Кораблики»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой». На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3—5 вдохов и выдохов).

«Считай до пяти»

Цель: развивать речевое дыхание. Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

 «Больной зуб»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Укачиваем куклу»

Цель: та же, что и в игре «Больной зуб». Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

«Капризуля»

Цель: та же, что и в игре «Укачиваем куклу». Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

 «Самолет»

 Цель: расширять диапазон голоса. В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Чудо-лесенка»

Цель: та же, что и в игре «Самолет». Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).

«Эхо»

Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).

«Вьюга»

Цель: та же, что и в игре «Эхо». Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.

 «Фраза по кругу»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи. Дети,  сидя по кругу,  проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.

«Мяч эмоций»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу». Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость...). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

«Звериные скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу». Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

 От топота копыт пыль по полю летит.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Слишком много ножек у сороконожек.

Наш Полкан попал в капкан.

 Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

 Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Диалоги

КИСОНЬКА - МУРЫСОНЬКА Кисонька - мурысонька, ты где была?

На мельнице.

Кисонька - мурысонька, что там делала?

 Муку молола.

 Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька - мурысонька, с кем прянички ела?

Одна.

Не ешь одна, не ешь одна.

САПОЖНИК Польская песенка в обработке Б. Заходера –

 Был сапожник?

 - Был!

 - Шил сапожки?

 - Шил!

 - Для кого сапожки?

 - Для соседской кошки!

ВОРОБЕЙ А. Тараскин –

Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки,

 Да боюсь сердитой кошки.

ТЕЛЕФОН  Корней Чуковский У меня зазвонил телефон.

 — Кто говорит?

 — Слон.

— Откуда?

 — От верблюда.

— Что вам надо?

 — Шоколада.

 — Для кого?

 — Для сына моего.

— А много ли прислать?

 — Да пудов этак пять. Или шесть:

Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!

Формирование правильной дикции

у дошкольников

Упражнение «Как на горке, на горе»

Упражнение направлено на тренировку высоты тональности голоса и дикции.

    Педагог                            1-я команда                 2-я команда

                                (спрашивает)         (отвечает)

Как на горке, на горе,                На горе?                        На горе.

На широком на дворе              На дворе?                        На дворе.

Кто на санках,                      Кто на санках?                Мы на санках.

Кто на лыжах,                      Кто на лыжах?                Мы на лыжах.

Кто повыше,                              Кто повыше?                Мы повыше.

Кто пониже,                              Кто пониже?                Мы пониже.

Кто с разбега,                      Кто с разбега?                Мы с разбега.

Кто по льду,                              Кто по льду?                Мы по льду.

А кто по снегу.                      Кто по снегу?                Мы по снегу.        

С горки – ух!                              Ух?                        Ух!

На горку – ух!                      Ух?                             Ух!

Бух!                                      Бух? Бух?                Бух! Бух!

Захватывает дух!                      Дух?                        Дух!

Игра «Угадай кто?»

Игра направлена на тренировку голоса и дикции с выполнением соответствующих жестов.

Московское время десять часов пятнадцать минут.

Налить вам еще чаю?

Раз, два, три – тебе водить.

Покупайте  мороженое сливочное, шоколадное!

Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Таганская»!

Ты опять не убрал свои игрушки!

Диалог с эмоциональной окраской фраз

«На ярмарке»

Упражнение направлено на тренировку голоса и дикции, умения вести диалог.

- Купите лук, зеленый лук,                Дети произносят

Петрушку и морковку,                        зазывно.

Купите нашу девочку –

Шалунью и плутовку!

- Не нужен нам зеленый лук,                Отрицательно.

Петрушка и морковка!

- Нужна нам только девочка –                  Ласково.

Шалунья и плутовка!

«Разговор с пчелкой»

- Меня ужалила пчела.                                Дети произносят

Я закричал: «Как ты могла?».                        обиженно.

- Пчела в ответ: «А ты как мог                        Возмущенно.

Сорвать любимый мой цветок?                        

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

Упражнение «Динь-динь»

Упражнение направлено на тренировку модуляции голоса.

            Педагог                            1-я команда                 2-я команда

                                             (громко)                       (тихо)

- Динь-динь! – дни подряд        

Колокольчики звенят.                   -Динь-динь!          -Динь-динь!

- Шу-шу! – над водой        

Зашумел камыш седой.                      -Шу-шу!                  -Шу-шу!

- Буль-буль! – так всегда

Бьет по камушкам вода.                  -Буль-буль!          -Буль-буль!

- Кру-кру! – завели,

Пролетая, журавли.                   -Кру-кру!                  -Кру-кру!

                

Игра-драматизация  «Футбол»

Игра направлена на тренировку голоса и дикции.

Сказала мама: «Фи, футбол!»                Дети произносят

                                                презрительно.

Сказала тетя: «Фу, футбол!».                Брезгливо.

Сестра сказала: «Ну, футбол!».        Недовольно.

А я ответил: «Во, футбол!».                Гордо.

Игра «Ежик и барабан»

Игра направлена на подбор движения и ритма к стишкам.

С барабаном ходит ежик:        Дети шагают, как-будто

несут         барабан.  

Бум-бум-бум!                        Ударяют указательными

Целый день играет ежик:                пальцами друг о друга.

Бум-бум-бум!                        

Зайцы здорово струхнули:        Приседают, прижимают

Бум-бум-бум!                        ушки руками.

Глаз до зорьки не сомкнули.        «Бьют» в барабан.

Бум-бум-бум!

Игра «Лохматый пес»

      Игра направлена на модулирование голоса: тише и громче.

У крыльца лохматый пес                        Дети выполняют

Лег, уткнувши в лапы нос.                движения по тексту.

Тихо, мирно он сопит,                        Подносят указательный

Может, дремлет, может, спит.                палец ко рту.

А попробуй, сунься вор –                 Произносить громко.

Вмиг залает на весь двор.

Сказка-сценка «Ручное эхо»

 Сказка рассчитана на то, чтобы дети учились владеть своим голосом, менять его тембр, создавая образы персонажей.

1 ребенок:   Вы когда-нибудь видали ЭХО?

Не видали ЭХО?! Вот потеха!

Не видали ЭХО!

ОХО–ХО–ХО…
А хотите, покажу? А хотите, научу?
Не шучу… Не шучу… УЧУ–У–У…

2 ребенок:                 Я беру свою ладошку

И рисую понемножку

Рожицы на пальчиках…

Посмотрите: пальчики

Превратились в мальчиков!

3 ребенок:  

Вот БОЛЬШОЙ вчера простыл и теперь слегка СИПИТ…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ здесь главный и поэтому БАСИТ…
СРЕДНИЙ высоко сидит, ЗВОНКО–ЗВОНКО говорит…
БЕЗЫМЯННЫЙ недовольно и обиженно ВОРЧИТ…
А МИЗИНЕЦ, самый младший, тонким голоском ПИЩИТ…

4 ребенок:    Вот какие пальчики озорные мальчики…

Все на каверзный привет повторяют вам ответ.

Но у каждого звук свой

Помнишь: ОЙ, ОЙ, ОЙ, ОЙ, ОЙ!

Пять раз повторяется –

Эхо получается!

5 ребенок: Вот теперь что захотите, то у ЭХА и спросите.
Как летит с горы лавина, разбивая камни в пух?

Дети:  УХ! УХ! УХ! УХ! УХ!
Как громы гремят в горах?

Дети: АХ! АХ! АХ! АХ! АХ!
Где бесценные кристаллы в тишине пещер растут?

Дети: ТУТ! ТУТ! ТУТ! ТУТ!ТУТ!
Эхо как позвать скорей?

Дети: ЭЙ! ЭЙ! ЭЙ! ЭЙ! ЭЙ!
А давай дружить всегда?

Дети: ДА! ДА! ДА! ДА! ДА!

6 ребенок:    Вот разумное какое

ЭХО детское, ручное.

А когда я подрасту

ЭХО взрослое найду!

Инсценировка по ролям  «Веселый магазин»

Инсценировка направлена на тренировку голоса и дикции, «оживление» речи интонацией.

Дети:          Открываем магазин,

          Продаем продукты.

          Покупает крокодил

          Овощи и фрукты.

Крокодил:  Сколько стоит кабачок?

Продавец:  Кабачок? Пятачок.

Крокодил:  Дайте два кабачка.

Продавец:  Дайте два пятачка.

Крокодил:    Пятачок и пятачок.

                Нате гривинничек!

Дети:  В магазин пришли с работы

         Покупатели еноты

         Покупать у продавца

         Два соленых огурца.

         Говорит продавец…

Продавец: Две копейки огурец!

Еноты:  Дайте нам по огурцу!

Продавец:    Заплатите продавцу!

                Сосчитаем: два плюс два,

Еноты:  Два плюс два – четыре?

Продавец:    Да! Очень точно! Молодцы!

                Забирайте огурцы.

                Здравствуй, козлик! Что тебе?

Козлик:   Мне-е-е, пожалуйста, вот ээ…И вот это…

Продавец:  А монета? Где монета?

Козлик:  Потерял монету где-то!

            Можно взять мне все бесплатно?

Продавец: Так и быть! Ладно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...

Развитие связной речи через театрализованную деятельность

Опыт работы воспитателя МБДОУ детского сада "Журавлик" Куркотовой Галины Михайловны...

Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность.

Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии сос...

Проект на тему «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»...