Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных техник рисования (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике на тему

Датхужева Сусанна Батмирзовна

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих их взрослых в весёлые игры и забавы. Поэтому так важно, чтобы занятия в детском саду не только развивали интеллектуальные способности, тренировали память и внимание, знакомили с традиционными взглядами, передавали социальный опыт родителей, но и помогали ребёнку познать радость творчества, развивали самостоятельное нестандартное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dathuzheva_s._b.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

М. Шклярова

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих их взрослых в весёлые игры и забавы. Поэтому так важно, чтобы занятия в детском саду не только развивали интеллектуальные способности, тренировали память и внимание, знакомили с традиционными взглядами, передавали социальный опыт родителей, но и помогали ребёнку познать радость творчества, развивали самостоятельное нестандартное мышление.

В дошкольном возрасте у детей с отклонением в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть неуверенность, пассивность, страх, агрессию, вызванные нарушением в психическом развитии.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в котором они могут проявить свои творческие способности является игра. В ней они могут продумывать сюжеты, роли, линии развития игры, тем самым включая свое воображение. Но помимо игры дети занимаются творчеством такого рода, как рисование, аппликация, лепка, пение, танцы. Освоение этих видов творчества указывает нам на то, что у ребенка развивается творческая активность и воображение.

Развитие и формирование воображения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта неотделимо от практической деятельности, так как именно в ней начинают зарождаться представления и образы окружающего мира. Так же имеет место несогласованность практических действий с их словесным высказыванием.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки, как: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия рисованием доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.

Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе проведения занятий я заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят к рисованию. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. С детьми с РАС, которым процесс ожидания доставляет настоящие страдания, я использую в работе наклейки для ускорения создания сюжетной картинки, для усвоения новой полезной информации об окружающем мире.

На занятии я активизирую внимание ребят, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • Игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в загадочное путешествие;
  • Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • Эмоциональная речь педагога.

Изобразительные способы мотивируют деятельность детей с нарушением интеллекта, направляют и удерживают их внимание. Они выступают как содержательное основание эстетического отношения ребенка, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа.

Таким детям интересно необычным образом получать результат своей деятельности. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В использовании нетрадиционных техник у детей с нарушением интеллекта, появляется больше свободы, они совершенно иначе проявляют свое самовыражение.

В своей педагогической деятельности я использую такие нетрадиционные техники рисования, как:

• Марания - значит «пачкать, грязнить». У детей с нарушением интеллекта, получаются интересные сюжеты, такие как «Зеленая полянка», «Необычный космос» и др. Данная техника рисования является наиболее подходящей для дошкольников с нарушением интеллекта.

• Кляксография – графическая техника. Дети складывают пополам лист бумаги, а затем раскрывают его и кладут на стол. С левой стороны от сгиба наносят пятна краски, затем они снова складывают лист бумаги и проглаживают его ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа, получается необычная картина.

• Рисование пальцами - использование пальчиковой краски. Детям нравится опускать пальцы в гуашь, наносить краску на бумагу и получать необычные рисунки. Ведь они чувствуют в своей деятельности, свободу от двигательных ограничений, свободу от социального давления.

• Рисование предметами окружающего пространства – дети используют в своих изображениях мятую бумагу, губки, палочки, салфетки, игрушки.

• Монотипия предметная – здесь, дети с нарушением интеллекта используют в своей работе пятна, цвет, симметрию. Дети складывают лист бумаги вдвое и на одной половине рисуют половину предмета, который хотят изобразить, затем лист снова складывается, для получения отпечатка.

• Рисование ватными палочками – в процессе данной техники рисования дети используют пятна, точки. Ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятна на бумагу, получая тем самым необычное изображение. (мухомор, полянка с цветами …).

• Тычки жесткой полусухой кистью –одна из самых любимых техник рисования у дошкольников с нарушением интеллекта. Ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Приведенные выше, нетрадиционные техники рисования, оказывают положительное влияние на психическое развитие дошкольников с нарушением интеллекта. Способствуют развитию воображения, памяти, словесно-логическому мышлению. Используя нетрадиционные техники рисования в своей работе, я смогла пронаблюдать положительную динамику в развитии творческих способностей дошкольников с нарушением интеллекта.

Ребенок с нарушением интеллекта, несомненно, нуждается в эстетическом воспитании. Более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.

Таким образом, эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.

Литература:

1. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1985. – 356 с.

2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144 с.

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.: «Каро» 2010 - 96 с.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...

План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступным...

Самообразование педагога "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изображения является наиболее благоприятной для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляются разные с...

Доклад "Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"

Педагогический совет. Протокол №2Тема: «Художественно-творческое воспитание детей и создание комфортной обстановки ДОУ.»...