Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"
консультация по коррекционной педагогике по теме

Беляева Наталья Владимировна

1.Современное состояние инклюзивного образования.

 

2.Специфика деятельности (сопровождения)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Деятельность (сопровождение)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования

1.Современное состояние инклюзивного образования.

2.Специфика деятельности (сопровождения)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования.

1.Современное состояние инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. 

Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностям и(Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  • Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Ситуация с инклюзивным образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.

 Рассмотрев условия реализации инклюзивного образования в системе высшего образования Российской Федерации, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:

1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно разработана, в частности в законе «Об образовании» дано его точное определение и область применения, что способствует его внедрению в учебных организациях всех уровней. Однако на региональном уровне нормативно-правовая база разработана недостаточно.

2.  Неприспособленность условий и неполный охват потребностей учащихся с инвалидностью, а  также отсутствием учета по категориям.

3.  При внедрении инклюзивного образования стоит учитывать дифференциацию образовательных сред и условий, разницу в направлениях подготовки, организационных формах, источниках финансирования образовательных учреждений.

4.  Важным условием для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью является использование средств электронного обучения и доступность дистанционного образования в учебных заведениях, однако, это может являться и препятствием для общения и социализации инвалидов.

5.   Учащимся с особыми образовательными потребностями необходима адаптированная учебная программа и учебный план, включающие индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин.

6.   Необходимо проектирование и переустройство зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями,  в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т.д.

7.  Требуется использование специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.).

8.   Для обеспечения финансирования необходимо привлечение общественных и спонсорских организаций.

9.    Педагоги и сотрудники должны иметь подготовку для общения с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, быть готовыми оказать поддержку в образовательном процессе и подстраиваться под особые потребности каждого учащегося.

10. Необходимо внедрение психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.

11. Важным компонентом образовательной среды являются взаимоотношения внутри коллектива учащихся; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах, что связанно с культурой коллектива, зрелостью учащихся, отношением педагогов и общества, проведением пропагандистской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.

12.  Для внедрения включенного обучения в учебных заведениях необходимо формирование единой системы и образовательной политики, создание единых образовательных стандартов и механизмов инклюзии.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

2. Специфика деятельности (сопровождения)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования

Цель сопровождения: Создание условий для социальной адаптации ребёнка-инвалида в образовательном учреждении. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы

 Задачи сопровождения: 

  • Оказание помощи в преодолении социально- эмоциональных проблем, формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков.
  • Организация и осуществление коррекционно- развивающей работы с ребёнком-инвалидом.
  •  Прогноз и профилактика трудностей в обучении.
  •  Мониторинг динамики развития ребёнка.
  • Помощь в выборе образовательного маршрута, профессиональное самоопределение

Направления работы:

  • организационно-методическое
  • консультативное
  •  диагностическое
  • информационно-просветительское
  • коррекционно-развивающее

Принципы: 

  • Рекомендательный характер советов сопровождающего.
  • Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка». Непрерывность сопровождения.
  • Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, владеющих единой системой методов.
  •  Система комплексного психолого - педагогического сопровождения детей- инвалидов.

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения:

  • составление индивидуальных учебных планов,
  • планирование индивидуальных образовательных траекторий

Диагностическое направление: 

  • Оценка уровня и особенностей развития ребёнка, его поведения (коммуникативная, эмоционально-волевая сферы).
  • Оценка ресурсных возможностей ребёнка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности
  • Оценка возможностей социальной адаптации в детском обществе и в ОУ в целом.
  • Стартовая и текущая психолого-медико- педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им программы

Консультативное направление:

  • Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами, единых для всех участников образовательного процесса;
  • Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;
  • Консультирование учащихся по выявленным проблемам;
  • Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и социально-правовым вопросам.

Информационно-просветительская работа: 

Цель: организация информационно- просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Коррекционно-развивающее направление 

  • Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде
  • Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Преодоление пассивности.
  • Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям : осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.

Формы и методы работы 

Методы психологической реабилитации:

•Беседы, индивидуальные психологические консультации,

•Коррекционно-развивающие занятия,

•Ролевые игры, тренинговые упражнения,

•Группа психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

 Работа с родителями: 

•Классные и общешкольные собрания,

•Индивидуальные консультации,

 •Лекции, родительские тренинги,

•Посещение семьи

Планируемые результаты сопровождения детей-инвалидов:

  • Успешность овладения детьми- инвалидами образовательной программой.
  • Отсутствие пропусков без уважительной причины.
  • Положительная динамика психосоматического здоровья, снижение заболеваемости.
  • Наличие друзей у детей-инвалидов среди детей группы или одноклассников.
  • Участие данных учащихся в коллективных видах деятельности.
  • Улучшение у здоровых детей учебных возможностей, развитие толерантности, активности, самостоятельность

Литература:

1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.

2.Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.

3.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения, в последние годы увеличилось, но зачастую отсутствуют необходимые условия в учреждениях общеобразовательного вида для реализации образовательных по...

Презентация. Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования....

Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.

В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...