Арт-терапия – верный помощник педагога
картотека по коррекционной педагогике на тему

Косинова Мария Александровна

Арт-терапия – это эффективный способ релаксации и снятия стресса, сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками. 

Ниже представлены лишь некоторые упражнения и техники, которые можно использовать как в работе с детьми, так и с взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия – верный помощник педагога

Термин «арт-терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение (Рудестам, 1998). Первоначально так называли различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями.

Арт-терапия – это эффективный способ релаксации и снятия стресса, сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.

Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку), помогает самореализоваться. Создание материального произведения может повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение происходит от творческого и аналитического компонентов художественного процесса.

Арт-терапия может помочь, визуально выразить эмоции и страхи, которые человек не может выразить с помощью обычных средств, и может дать ощущение контроля над этими чувствами.

Так же, необходимо отметить, что с помощью техник арт-терапии можно облегчить симптомы болезни. Она способствует физической реабилитации, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются!

Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Материалы.

Материалы ограничиваются только фантазией «клиента» и «терапевта». Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить  заинтересованность в процессе  привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.

Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями. Клиент должен иметь достаточно времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками».

Ниже представлены лишь некоторые упражнения и техники, которые можно использовать как в работе с детьми, так и с взрослыми.

«Каляки-маляки»: упражнения с каракулями

  • Упражнение первое

Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.

  • Упражнение второе

В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.

  • Упражнение третье

Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.

Упражнение «Каракули Винникота»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.

Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»

Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.

«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?

Упражнения с чернильными пятнами

Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции.

Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен Роршаха» необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.

Работа с глиной, пластилином, тестом и воском

Цель: отработка страхов, внутренних переживаний.

Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.

Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.

Создаем и разрисовываем фигуры из глины.

Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.

Создаем глиняные амулеты и обереги.

За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

Упражнение «Цветок»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

Упражнение «Маска»

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

Упражнение «Преодолей свой страх»

Один из эффективных способов преодолеть страх — это нарисовать его, а потом преобразовать прямо на бумаге во что-то новое и нестрашное (например, доброе или веселое).

1. Нарисовать образ страха.

Страх можно изобразить как существо, как предмет, как явление природы и т.д. Иногда представить страх помогают наводящие вопросы: «На что похож твой страх?», «Как он выглядит?», «А как тебе страшно?», «А какой он, твой страх?», «Если бы он был животным, то каким?».

Нарисовать портрет своего страха отлично получается у людей с хорошо развитым образным мышлением.

2. Изобразить ситуацию, в которой человек испытывает страх.

Самый стандартный подход — это нарисовать саму пугающую ситуацию. Это можно сделать даже схематично, поэтому получается практически у всех, даже у тех, кто упорно твердит, что «не умеет рисовать».

3. Нарисовать ощущение страха, возникающее в теле.

Если человек часто в разговоре описывает свои внутренние ощущения: «всё похолодело», «сердце в пятки ушло», «язык онемел», — предложите ему нарисовать эти самые ощущения. Ощущения можно нарисовать на схематическом рисунке тела, на самом теле или как образ ощущения. Например, ощущение холода можно изобразить как ведро со льдом.

4. Нарисовать самый первый случай, напугавший человека.

Предложите человеку вспомнить самый ранний случай, когда он испугался. Например, когда в детстве на него бросилась собака, или когда класс засмеялся над его ответом, или когда он чуть не утонул. Нарисуйте именно тот, самый первый случай, сформировавший страх.

5. Изготовить маску, сделать костюм страха или отдельные элементы.

Такой реквизит помогает превратиться на время в свой страх, поиграть в него. Особенно подходит для страха темноты, привидений и людей определенных профессий (например, врачей). Этот вариант нравится детям, которые не любят рисовать.

6. Нарисовать лицо, выражающее испуг, ужас, страх.

Рисунок лица — один из самых сложных и в то же время очень показательных приемов, потому что прекрасно передает эмоции рисующего. Такой рисунок очень трудно переделать в позитивный, придется включить воображение на полную мощность!

Рисунок на мятой бумаге

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде  овала, круга и т.д.

Рисование на мокрой бумаге

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели рисунок, можно использовать распылитель.

Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

Арттерапевтическая техника «Коллаж»

Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.

Одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности — развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.

Время на составление коллажа может варьироваться от 40 минут до 1, 5 – 3 часов в групповом режиме. Время, выделенное на составление коллажей, зависит от темы коллажа, размера основы для коллажа и возраста участников группы, составляющих коллаж. Лучше всего не ограничивать участников во времени. Однако спустя 1,5 часа работы над коллажем возникает, как правило, пресыщение этой деятельностью и приятная усталость в случае, если работа подходит к завершению. Если же работа по составлению коллажа еще далека от финала, то нередко появляется раздражение и усталость, и тогда можно предложить участникам разбить процесс составления коллажей на несколько встреч. Важно понимать, что возникшие в процессе выполнения коллажа чувства и раздражение, в том числе, могут иметь и другую природу и быть вызваны спецификой внутригруппового взаимодействия, проблемными темами, которые отражаются в коллаже, отношением к психотерапевту и многим другим.

При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.

Возможные темы для коллажей

Для детей:

1.        Я замечательный (для повышения самооценки, осознания своих позитивных качеств).

2.        Мне нравится, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу).

3.        Моя группа, школа (моя воспитательница, учительница, мои одноклассники и т.д.).

4.        О чем я мечтаю… .

5.        Каким меня видят мои родители, и т.д..

6.        Я боюсь…

Для подростков:

1.        Какой я.

2.        Каким меня видят… . Каким я хочу быть… .

3.        Мои цели… . Мои мечты… . Мои поступки… .

4.        Для полного счастья мне не хватает… .

5.        Я и мои друзья: что нас объединяет и разделяет… .

6.        Мое будущее (будущее, о котором мечтаю…).

7.        Я - взрослый (цель: выявление различных установок в отношении взросления, мира взрослых, привлекающие и пугающие стороны процесса взросления и т.д.).

8.        Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр).

9.        Моя семья… .

10.        Кем я могу быть (мои профессии).

Темы для групповой работы:

1.        «Арттерапия» - это… .

2.        Свобода – это… .

3.        Одиночество.

4.        Любовь.

5.        Мужчина глазами женщин / Женщина глазами мужчин.

6.        Настоящий мужчина / настоящая женщина… .

7.        Лидер – это… .

8.        Моя группа … .

9.        Мир, в котором я живу.

10.        Моя страна.

Тему группового коллажа можно дать в соответствии с направленностью группы.

Темы для взрослых:

1.        Такой я / реклама себе.

2.        Таким меня видят другие люди.

3.        Таким я хочу быть.

4.        Такой я в группе.

5.        Я глазами своих детей.

6.        Я – отец / Я – мать.

7.        Я – профессионал … (психолог, врач, учитель… ).

8.        Мои родители – я родитель: сходства и различия… .

9.        Моя счастливая старость.

10.        Мои цели…. Мои мечты… .Что меня приближает к ним и отдаляет от них… .

11.        Моя ответственность в собственной жизни (за что я отвечаю в своей жизни).

Целями составления коллажей являются:

- получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность (особенно в начале работы в арттерапевтическом режиме);

- выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы (это касается как общих, абстрактных тем коллажа, так и личных тем, связанных с собственными планами, целями, мечтами, отношением к себе и т.д.);

- развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;

- проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;

- проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;

- дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);

- в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок;

- коллаж является дополнительным диагностическим средством.

После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стенку и начинается обсуждение в следующем порядке:

1. Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу.

2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы).

3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.

4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.

5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.

В коллективной работе появляется необходимость организации работы группы (следовательно, должен быть лидер), выявления круга мнений участников, принятия решения относительно содержания и функциональной организации творческой деятельности, контроль за временем и результатом. В обсуждении групповой работы важно предложить каждому участнику показать свою часть, свое вложение в коллаж: где его вырезки, которые он внес в групповую работу, насколько устраивает каждого участника результат, который получился, и отражает ли результат видение заданной темы каждым участником.

Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее», «то, чего я боюсь» и т.д.

Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.

        

Здесь представлены только некоторые из арт-терапевтических методов. Их можно адаптировать и применять как в работе с детьми, так и самими педагогами и родителями. Арт-терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий.

Литература по теме:

Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.

Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007.

Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М.: Когелет. 2001.

Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000.

Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический час с элементами экспериментирования "Наши верные помощники."

Конспект по закреплению знаний детей об органах зрения, слуха, обоняния и ухода за ними....

Конспект занятия по валеологии "Наши верные помощники".

Конспект занятия по валеологии "Наши верные помощники"....

Занятие "Наши верные помощники"

Занятие с дидактическими играми...

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности (образовательные области "здоровье" и "познание" ) в подготовительной группе "Мои верные помощники"

Цель:продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;работать над совершенствованием н...

Занятие в подготовительной группе "Верные помощники - органы чувств"

Познавательное  занятие в подготовительной группе «Верные помощники - органы чувств»Интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».Цель:- формировать у детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии  с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....