Конспект занятия по развитию связной речи для детей 6-7 лет с заиканием Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пушкарева Евгения Александровна

Конспект занятия по развитию связной речи разработан для старших дошкольников, страдающих заиканием. В конспекте представлена поэтапная работа по обучению составления описательного рассказа по картине известного художника И.И. Машкова " Снедь московская. Хлебы". Конспект могут использовать в своей работе учителя-логопеды групп для детей с ОНР, воспитатели массовых групп. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №232» города Саратова

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 6-7 лет с заиканием

Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»        

                                                                            Подготовила:

                                                                                 Учитель-логопед

                                                                                Е.А. Пушкарева

Саратов 2017

Цель: формировать умение  составлять рассказ по картине известного художника.

Предварительная работа: создание мини-музея по теме «Хлеб», рассматривание различных хлебобулочных изделий, беседа «Откуда хлеб пришел», игра «Отгадай по вкусу и запаху», знакомство с профессией пекаря, заучивание стихов и  пословиц о хлебе, пассивное рассматривание картины, грамматические задания («Один-много» образование множественного числа сущ., «Какой? Какая?» образование качественных прил., « С чем пирожок?» образование форм Т.п. сущ.)

Оборудование: иллюстрация картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

1.Мотивация. Создание эмоционального настроя на занятие.

 Дыхательная гимнастика: Ребята, мы с вами оказались в пекарне. Как  приятно пахнет хлебом! Незаметный вдох носом,  длительный выдох ртом. Ах! Ах, как пахнет! Ах, как приятно пахнет! Ах, как приятно пахнет хлебом! (С каждым выдохом фраза удлиняется)

Психогимнастика: Какая аппетитная булочка! (улыбаются). Какой большой каравай! (удивляются). Какой красивый торт! (восхищаются). Уронили пирожное! (пугаются). Кончились ваши любимые пирожки! (расстраиваются)

Сообщение темы занятия: Не расстраивайтесь, ребята, сегодня на занятии мы увидим много хлебобулочных и кондитерских изделий. Все они изображены на картине известного русского художника Ильи Ивановича Машкова (демонстрируется портрет художника) Хотите увидеть его картины?

2.Основная часть.

Вводная беседа: Илья Иванович Машков любил писать натюрморты. Что изображают на натюрмортах? (цветы, продукты) Сегодня мы с вами рассмотрим его картину «Снедь московская. ХлЕбы» (демонстрируется картина), которая хранится в Третьяковской галерее.

Рассматривание картины. Детям дается время на полное целостное эстетическое восприятие картины. Логопед читает стихотворение:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Вопросы по содержанию картины:

Что изобразил Илья Иванович Машков на этой картине? (Различные хлебобулочные изделия). Объясняется понятие снедь (пища, еда).

Что изображено в центре картины? (столик). Какой? (Небольшой, круглый, деревянный, коричневый).

Что стоит на переднем плане картины посередине стола? (Белая вазочка с пирожными.)

Поднимите левую руку. Что изображено слева от вазы? (Плетеная коробочка. А в ней два пряника: белый ванильный и шоколадный.)

Что вы видите на заднем плане за коробочкой? (Плюшку с маком). Плюшка какая? (большая сдобная мягкая аппетитная сладкая)

Поднимите правую руку. Что изображено справа от вазы? (Справа от вазочки на белой салфетке стоит кекс, покрытый сахарной глазурью и плетенка).

 А на заднем плане? (слоеные пирожки с джемом, посыпанные сахарной пудрой, расстегай с рыбой, булочки с изюмом).

Что вы видите на полочке над столиком? (Большую квадратную буханку черного хлеба, ржаную и пшеничную лепешки, витой крендель. С полочки свисает связка баранок.)

Так и хочется что-нибудь попробовать! Я бы сейчас съела пирожок с вишней. А вы?

Динамическая пауза.

Машет мельница крылом.

Мелет мельница зерно.

А из молотой муки

Испечем мы пироги.

Игра «Я – логопед». А теперь мы с вами поменяемся местами. Вы мне будете задавать вопросы по картине, а я на них отвечать.

Составляется план рассказа.

  1. Название картины, имя художника.
  2. Столик, вазочка.
  3. Пряники, плюшка.
  4. Кекс, плетенка.
  5. Пирожки, булочки.
  6. На полочке.

Логопед дает детям образец рассказа.

На картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» изображены различные хлебобулочные изделия. В центре картины небольшой деревянный столик. На нем белая вазочка с пирожными. Слева от вазы плетеная коробочка. В ней два пряника: шоколадный и ванильный. На заднем плане большая сдобная плюшка с маком. Справа от вазочки на белой салфетке стоит кекс, покрытый сахарной глазурью, и плетенка. За ними слоеные пирожки с джемом, посыпанные сахарной пудрой, расстегай с рыбой, булочки с изюмом. На полочке над столиком мы видим большую квадратную буханку черного хлеба, ржаную и пшеничную лепешки, витой крендель. С полочки свисает связка баранок. Так и хочется что-нибудь попробовать!

Самостоятельный рассказ детей.

3. Подведение итогов занятия.

4. Рефлексия.

Список литературы:

  1. Бердышева Т.Ю. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Логопедические занятия  в детском саду. Старшая группа. - М.: Скрипторий 2003, 2012.
  2. Бердышева Т.Ю. Комплект наглядных пособий. Обучение связной речи детей 5-6 лет. Картинно-графические планы рассказов. - М.: Скрипторий 2003, 2012.
  3. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников: Картотека заданий с усложнением.- СПб.: КАРО,2005.
  4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие — М.: Астрель, 2006.
  5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
  6. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №232» города Саратова Евгения Александровна Пушкарева Развитие связной речи «Составление рассказа по картине И. И. Машкова Снедь московская. Хлебы.» д ля детей 6-7 лет с Т НР

Слайд 2

Задачи: Образовательные: познакомить детей с творчеством художника И.И. Машкова; Развивающие: развитие эстетического вкуса; Коррекционные: отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, связно, последовательно излагать свои мысли; Воспитательные: воспитание бережного отношения к хлебу. Цель: ф ормировать у детей умение составлять описательный рассказ по картине известного художника .

Слайд 3

создание мини-музея по теме «Хлеб » рассматривание различных хлебобулочных изделий беседа «Откуда хлеб пришел » игра «Отгадай по вкусу и запаху» знакомство с профессией пекаря заучивание стихов и пословиц о хлебе Предварительная работа:

Слайд 4

Русский художник Илья Иванович Машков (1881–1944)

Слайд 5

Натюрморт. Цветы. 1939г. 88*58 см. Продан на аукционе « Сотби » 3.5 млн. долларов

Слайд 6

Натюрморт с фруктами 1910г. 103*133.8 см. Продан на аукционе « Кристис » за 7,25 млн. долларов 03.06.13г.

Слайд 7

Снедь московская. Хлебы. 1924 г. 145*129 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы.Пересказ рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок"

                                Пояснительная запискаМассовое явление, связанное с низким уровнем речевого развит...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4-5 лет Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Чайник»

Конспект  занятия по развитию связной речи  с детьми 4-5 летТема: Пересказ рассказа Л. Толстого  «Чайник»...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей средней группы на тему: Пересказ адаптированного текста рассказа Ушинского К.Д. «Уточки»

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.Создание положительного эмоционального настроя. Развитие словесно-логического мышления.Формирование навык...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»"

Учить детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов.Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»....

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу....