Психолого-педагогическая программа "Озорные взрослые"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Зимина Елена Федоровна

Деятельность педагога - должна быть всегда творческой деятельностью по управлению деятельностью воспитанников. При этом педагог должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы, а не бороться с стрессом и негативными эмоциями. Но, не смотря на все «должны» педагоги остаются людьми, которым присуще и плохое настроение, семейные проблемы и еще много факторов усугубляющих деятельность педагога. В условиях Крайнего Севера особенно остро стоит вопрос педагогического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ozornye_vzroslye.docx117.94 КБ

Предварительный просмотр:

Зимина Елена Федоровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белый медвежонок»

Рассмотрено на заседании                                                 Утверждено

Совета педагогов МБДОУ                                                приказом    заведующей  МБДОУ

детский сад «Белый медвежонок»                             детский  сад «Белый медвежонок»

Протокол  №____от ________                                    №_____ от ________________                                                

                                                                                        ____________М.Е. Пермякова

Психолого - педагогическая программа

 «Озорные взрослые»

(срок реализации 1 год)

Составители программы: 

педагог-психолог: Е.Ф. Зимина

Пояснительная записка.

Направленность: социально - психологическая

Актуальность: общение педагога с ребенком - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка, в контакте с педагогом дошкольник усваивает общественно-исторический опыт человечества и успешно реализует прирождённую возможность стать представителем человеческого рода. Уставший и унылый педагог ограничивает, замедляет и обедняет развитие ребёнка.

Труд педагога всегда представлял собой деятельность, насыщенную как положительными, так и отрицательными переживаниями, высоким нервно-психическим напряжением и высокой социальной ответственностью. Время рыночных отношений большей степени усугубились негативные тенденции, имеющие место в состоянии здоровья педагогического сообщества. Огромный поток информации, введение ФГТ, компьютеризация образовательных учреждений заставляют педагогов жить в постоянной стрессовой обстановке.

Деятельность педагога - должна быть всегда творческой деятельностью по управлению деятельностью воспитанников. При этом педагог должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы, а не бороться с стрессом и негативными эмоциями. Но, не смотря на все «должны» педагоги остаются людьми, которым присуще и плохое настроение, семейные проблемы и еще много факторов усугубляющих деятельность педагога. В условиях Крайнего Севера особенно остро стоит вопрос педагогического здоровья. Полярная ночь, вечная мерзлота и холодная затяжная зима не прибавляет оптимизма. С точки зрения сохранения здоровья, обеспечения профессионального долголетия - деятельность педагогов проживающих за Заполярным Кругом является фактором риска.

Новизна программы: в современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его психологического здоровья. Эффективным инструментом улучшения здоровья педагогов являются положительные эмоции, хорошее настроение и юмор. Психолого - педагогическая программа «Озорные взрослые» разработана с учетом запроса коллектива педагогов ДОУ, направлена на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетенции педагогов.

Методологические положения программы: проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев, А.А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность, снимается эмоциональное напряжение. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов.

Цель программы: создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение культуры общения, что способствует эффективной работе коллектива ДОУ в реальных условиях и общему организационному развитию.

Задачи программы:

- формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;

- развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;

- сплотить педагогический коллектив, улучшить эмоциональное состояние педагогов.

Участники: педагогический коллектив ДОУ, коллеги других педагогических коллективов.

Время проведения: 1 год

Формы и режим мероприятий: консультации, тренинги, презентации, беседы, деловая игра, психологическая гимнастика.

Программа состоит с трех разделов.

Первый раздел психолого-педагогической программы «Озорные взрослые» - «Психодиагностика» направлен на определения психологического климата в коллективе педагогов ДОУ. Создания психологического портрета каждого педагога, который включает в себя характеристику стиля преподавания и выявления особенностей нервной системы, выявления уровня авторитарности и эмоционального утомления. Стартовая диагностика проводится во второй половине сентября после проведения адаптивных мероприятий связанных с окончанием отпуска у большинства сотрудников ДОУ. Итоговая диагностика проводится в первой половине мая, по результатам диагностики проводятся индивидуальные консультации, разрабатываются рекомендации.

Второй раздел психолого-педагогической программы «Озорные взрослые» - «Психологическое просвещение и профилактика» направлена на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение культуры общения, сплочение педагогического коллектива, улучшение эмоционального состояния педагогов. В течение года один раз в месяц проводится одно мероприятие по плану, итого 9 мероприятий. Все консультации, тренинги и деловые игры имеют свои цели, задачи, структуру и психогимнастические игровые упражнения и оборудование. Психогимнастические игровые упражнения направлены на достижение двух основных целей применительно к педагогической деятельности. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, снятию некоторых невротических реакций. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. Регулярное выполнение педагогом психогимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Заканчиваются все запланированные мероприятия психологической зарядкой и релаксацией так как важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться. В течение мероприятия педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

Мероприятия проводятся согласно тематическому плану психолого-педагогической программы «Озорные взрослые». Помимо мероприятий педагоги имеют возможность ознакомится со стендовой информацией как по запросу так и по тематике проводимых мероприятий.

Третий раздел психолого-педагогической программы «Озорные взрослые» - «Организационно-методическая, экспертная деятельность» направлена на планирование работы по указанным направлениям, контроль за результатами ПД обследований и внесение корректив в программу по результатам диагностики и запроса коллектива ДОУ в течение года.

Ожидаемые результаты: ожидаемыми результатами являются критерии сформированности и устойчивости внутренней картины психологического здоровья, это:

- оптимальное функциональное состояние нервной системы;

- адаптивная саморегуляция психофизиологических процессов;

- жизнерадостность и склонность воспринимать природу человека как положительную;

- умение управлять своими эмоциями и выражать их в разнообразных социально приемлемых формах;

Способы проверки результатов: тестирование, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение.

Методическое обеспечение социально – психологической программы:

Методики:

  1. Методика Дж. Морено «Социометрия»
  2. Тест «Психологический портрет»
  3. «Диагностика авторитарности»
  4. «Диагностика эмоционального выгорания»

Рефлексия:

  1. «Путешествие в волшебный лес»
  2. «Плывем в облаках»
  3. Отдых на море»
  4. «Необычная радуга»
  5. «Отдохнем»
  6. «Хрустальное озеро»

Оборудование:

  1. Коврики на каждого участника тренинговой группы
  2. Цветные маркеры
  3. Ватман для рисования
  4. ИКТ

Содержание

психолого-педагогической программы «Озорные взрослые»

Наименование раздела и темы

Условия проведения

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Психодиагностика

1.

Изучение стилей педагогического общения.

Подбор литературы, интернет источники.

В течение года

Создание базы данных по изучению педагогического общения.

2.

«Социометрия»

(Приложение № 1).

Индивидуальная

Сентябрь,

май

Выявление статуса педагога в коллективе.

3.

Тест «Психологический портрет учителя» (Приложение № 2).

Групповая

Определение стиля преподавания, выявление особенностей нервной системы.

4.

Диагностика авторитарности (Приложение № 3).

Выявление деструктивных изменений личности под влиянием профессиональной деятельности, если таковые имеются.

5.

Диагностика эмоционального выгорания» (Приложение № 4).

Выявление уровня эмоционального утомления.

Психологическое просвещение и профилактика

Наименование раздела и темы, время проведения

Цель и задачи

1.

Деловая игра «Наши желания» (Приложение № 5)

Выявить профессиональные потребности и достижения работников, составить карту «Ожидания - Соглашения» для планирования психолого-педагогической работы с коллективом ДОУ на текущий период и перспективу

2.

Тренинг «Вместе мы сила» (Приложение № 6).

Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; повысить групповую сплоченность.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;

улучшить эмоциональное состояние педагогов.

3.

Консультация с элементами тренинга «Агрессивность и как с ней бороться» (Приложение № 7).

Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

повысить групповую сплоченность.

4.

Консуьтация с элементами психологической гимнастики «Четыре правила хорошего настроения», (Приложение № 8), презентация.

Развивать позитивную коммуникацию в коллективе

Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе.

Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии.

5.

Тренинг толерантности педагогов «Какие мы» (Приложение № 9).

Обучить основным приемам коллективной работы.

6.

Консультация с элементами тренинга «Стресс», презентация (Приложение № 10).

Снять мышечное и эмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное состояние педагогов.

7.

Игротренинг «Тайны востока» (Приложение №11).

Улучшить эмоциональное состояние педагогов.

Восстановить психическое равновесие

Снять психическое и физическое напряжение педагогов;

Обучить основным приемам коллективной работы;

Развивать коммуникативные и организаторские способности;

Повышать самооценку педагогов;

Развивать уверенность в себе.

8.

Деловая игра «Лестница личностного роста», (Приложение № 12), презентация «Цветотерапия»

Развивать толерантность; создавать активный творческий настрой в педагогическом коллективе

9.

Тренинг «Озорные взрослые» (Приложение № 13).

Овладеть приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала педагогов

10.

Стендовая информация «Как повысить свое настроение», «Продукты питания продлевающие жизнь», «Лучшие рецепты здорового питания в коллективе».

Обмен информацией, самообразование педагогов.

Организационно-методическая, экспертная деятельность

Наименование раздела и темы

Условия проведения

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1.

Организационно - методическая деятельность

Работа с документацией, планирование, аналитическая деятельность.

В течение года

Спланированная работа по указанным направлением, контроль за результатами ПД обследований.

Анализ материалов психологических обследований.

Сентябрь, май

Анализ, соотнесение результатов

Построение диаграмм обследований.

Составление расписания мероприятий.

Сентябрь

2.

Экспертная деятельность

Участие в консилиумах, совещаниях, требующих психологического разъяснения ситуации.

В течение года

Психологическое разъяснение ситуаций.

Тематический план

психолого-педагогической программы

«Озорные взрослые»

Наименование раздела и темы

Количество часов

Дата

проведения мероприятия

всего часов

Стартовая диагностика

40 м.

1.

Деловая игра «Наши желания»

40 м.

2.

Тренинг «Вместе мы сила»

1 ч. 30 м.

3.

Консультация с элементами тренинга «Агрессивность и как с ней бороться»

1 ч

4.

Консультация с элементами психологической гимнастики «Четыре правила хорошего настроения»

40 м.

5.

Тренинг толерантности педагогов «Какие мы»

1 ч.

6.

Консультация с элементами тренинга «Стресс»

1 ч. 30 м.

7.

Игротренинг «Тайны востока».

1 ч 30 м.

8.

Деловая игра «Лестница личностного роста»

1 ч. 30 м.

9.

Тренинг «Озорные взрослые»

1 ч.

10.

Стендовая информация «Как повысить свое настроение», «Продукты питания продлевающие жизнь»,  «Лучшие рецепты здорового питания в коллективе»

Итоговая диагностика

40 м

Итого

11 ч. 40 м.

Список используемой литературы

  1. Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
  2. Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987.
  3. Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
  4. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1988.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  6. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. Мудрик А.В.  Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
  8. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие.- Ростов-на-Дону, 1993.
  9. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
  10. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов/под ред. Чикер В.А. М. Речь, 2008.
  11. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. Изд-во «Ось-89», 2001.
  12.  Шевцова И. Тренинг личностного роста. СПб, Речь, 2003.

Интернет источники

  1. www.my-training.ru
  2. http://azps.ru/training/
  3. http://obuchenie.centeruspeh.com/uprajneniya.html
  4. zdorovesbregayushchie_tehnologii_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docxhttp://iulyaplatonowa.narod.ru/rabota_s_pedagogami/trening_dlya_pedagogov_osoznanie_professionalnih_motivov/

Приложение № 1

Социометрия

Методика Дж. Морено.

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е.

взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды,

 отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы

впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их

сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы. Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (табл.).

Фамилия, имя, отчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1

А.

 

 

1

 

 

3

 

3

 

2

 

 

2

Б.

2

 

 

2

 

2

 

 

3

 

 

 

3

В.

 

3

 

 

 

3

 

 

3

 

 

 

4

Г.

1

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

5

Д.

 

 

 

 

 

 

2

 

3

3

 

 

6

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

3

 

7

Ж.

1

 

3

 

 

 

 

 

2

 

3

 

8

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

К.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Л

1

 

1

2

 

1

 

1

 

 

3

 

11

М

 

2

1

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Кол-во выборов

5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во взаимных выборов

1

1

 

1

 

 

 

 

1

0,5

 

4,5

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста,

начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач,

которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых

групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения

которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется

в виде определенного вопроса  социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными

и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради

выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных

взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и

негативные  («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и

опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования. Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая

разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов

для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены

ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в

группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши

пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах.

Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов». Необходимо постараться установить атмосферу

доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что

результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание

в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем

непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии

членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию.

В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой,

постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все волосы. Не следует торопиться,

подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы,

не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) Количество выборов ограничивается 3-5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. В настоящем

издании приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть

каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены

по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. ________________________________________________

Курс (группа, класс, отдел) _________________________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии

членов вашей группы (курса, отдела, к и т. д.) с учетом отсутствующих.

  1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить

Совместно работать в новом коллективе?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в)

Обработка данных и интерпретация результатов

Составление социоматрицы.

Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная). Количество

полученных выборов (79) - социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически

возможным числом выборов (11 х 9) = 99.

Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:

сумма взаимных выборов 4,5

Сгр = общее число возможных выборов в группе = 99 = 0,04.

Показатель хорошей групповой сплоченности - 0,6-0,7.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное

представление социометрии в виде схемы - «мишени». Каждая окружность в социограмме

имеет свое значение.

Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное

количество выборов.

Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже

среднего показателя.

Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количеств

ниже среднего показателя.

Четвертый круг - зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе, и взаимоотношения между ними

(симпатии, контакты).

Приложение №2

Тест «Психологический портрет»

Уважаемые коллеги!

Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания, узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, помните, что «неправильных» ответов быть не может - могут быть только не искренние. Поэтому из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, отметьте его в соответствующей клеточке на листе ответов крестиком или другим значком.

Ваши личные результаты тестирования будут известны только вам.

Листы вопросов

1. Что, по вашему мнению, важнее всего в воспитании?

  1. Окружить ребенка теплотой и заботой
  2. Воспитать уважительное отношение к старшим
  3. Выработать определенные взгляды и умения

2. Если кто-то в группе отвлекается, вас это раздражает?

1.Да

  1. Нет
  2. В зависимости от настроения

3. Что вы испытываете, когда воспитанник на занятии излагает факты, которые вам не известны?

  1. Интерес
  2. Смущение
  3. Раздражение
  4. Что вы делаете, если групповая комната не приведен в порядок?
  1. Не могу начать занятие
  2. Не обращаю на это внимания
  3. Зависит от ситуации

5.Что вы делаете, когда несправедливо поступили с воспитанником?

  1. Трудно признать это
  2. Готов признать свою неправоту
  3. Таких случаев не было

6.Какие отношения для вас важнее?

1 Отношения с воспитанниками

  1. Отношения с коллегами
  2. Не знаю

7.Вызывают ли у вас некоторые воспитанники раздражение, которое бывает трудно скрыть?

  1. Часто
  2. Иногда
  3. Никогда не вызывают

8.Как действует на вас присутствие на занятиях посторонних?

  1. Воодушевляет
  2. Никак не отражается
  3. Выбивает из колеи

9.Считаете ли вы своим долгом сделать замечание воспитаннику, если он нарушает порядок в общественном месте?

1.Да

  1. Нет
  2. В зависимости от ситуации

10.С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем своим воспитанникам?

  1. Не уверен
  2. Нет

З.Да

11.С кем вы предпочитаете общаться во время работы?

  1. С воспитанниками
  2. С коллегами
  3. Побыть в одиночестве

12.Всегда ли вы идете на работу в приподнятом настроении?

  1. Никогда
  2. Иногда
  3. Всегда

13.Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?

1.Да

  1. Нет
  2. Не уверен, что такие качества есть

14.Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?

  1. Того, который дает четкие указания
  2. Того, который не вмешивается в работу
  3. Того, который дает простор для творчества

15.Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?

1.Да

  1. Нет
  2. Не помню

16.Как вы относитесь к случайным встречам с воспитанниками за пределами детского дома?

  1. Это доставляет мне удовольствие
  2. Это вызывает у меня чувство неловкости
  3. Это не вызывает у меня особых эмоций

17.Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?

  1. Часто
  2. Редко
  3. Никогда

18.Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?

  1. Мало волнуют
  2. Иногда задевают
  3. Часто задевают

19.Придерживаетесь ли вы во время занятий намеченного плана?

  1. Всегда
  2. Предпочитаю импровизацию
  3. Зависит от ситуации

20.Случалось ли вам нелестно отзываться о своих коллегах?

1-Да

  1. Нет
  2. Не помню

21.Согласны ли вы с мнением, что каждого воспитанника нужно принимать таким, каков есть?

  1. Согласен
  2. Не согласен
  3. Что-то в этом есть

22.Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и коллег?

1.Да

  1. Иногда
  2. Нет

23.Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече с воспитанниками и коллегами?

  1. Доставляет удовольствие
  2. Особых эмоций не вызывает
  3. Недовольство

24.Как вы реагируете, когда видите, что воспитанник ведет себя вызывающе по отношению к вам?

  1. Плачу ему той же монетой
  2. Игнорирую этот факт
  3. Предпочитаю выяснить отношения

25.Готовитесь ли вы к занятиям?

  1. Обычно да
  2. Иногда
  3. Всегда

26.Что для вас важнее всего в работе?

1.Привязанность воспитанников

2 Признание коллег

3. Чувство собственной необходимости

27.Зависит ли успех взаимодействия с воспитанниками от вашего физического и душевного состояния?

1.Да

  1. Иногда
  2. Не зависит

28.Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении к себе со стороны коллег?

  1. Не сомневаюсь
  2. Сомневаюсь
  3. Затрудняюсь ответить

29.Что вы делаете, если воспитанник высказывает точку зрения, которую вы не можете принять?

  1. Стараюсь поправить его, объяснить ошибку
  2. Перевожу разговор на другую тему
  3. Пытаюсь понять его точку зрения

30.Опаздываете ли вы на работу?

  1. Регулярно
  2. Изредка
  3. Никогда не опаздываю

31.Что вы делаете, если незаслуженно наказывают воспитанника?

  1. Заступлюсь за него
  2. Один на один сделаю замечание коллеге
  3. Сочту некорректным вмешиваться

32.Работа дается вам ценой большого напряжения?

  1. Обычно да
  2. Иногда
  3. Редко

33.Есть ли у вас сомнения в своем профессионализме?

  1. Конечно
  2. Есть сомнения
  3. Не приходилось задумываться

34.Что, по-вашему, в коллективе важнее всего?

  1. Трудовая дисциплина
  2. Отсутствие конфликтов
  3. Возможность работать творчески

35.Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?

  1. Часто
  2. Иногда
  3. Никогда

36.Согласны ли вы с высказыванием «Я ничему не могу научить этого воспитанника, потому что он меня не любит»?

  1. Согласен полностью
  2. Не согласен
  3. Что-то в этом есть

37.Мешают ли мысли о работе вам уснуть?

  1. Часто
  2. Редко
  3. Никогда не мешают

38.Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас вопросам?

  1. Часто
  2. Иногда
  3. Предпочитаю слушать других

39.Считаете ли вы возможным повысить голос на воспитанника?

  1. Если воспитанник этого заслуживает
  2. Затрудняюсь ответить
  3. Это недопустимо

40.Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?

  1. Не всегда
  2. Не знаю
  3. Всегда

41.Испытываете ли вы потребность в общении с воспитанниками во время отпуска?

1.Да

  1. Нет
  2. Иногда

42.Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями?

  1. Редко
  2. Обычно да
  3. Всегда

43.Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне компетентных людей?

1-Да

  1. Не помню
  2. Нет

44.Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на работе?

  1. Мешают воспитательному процессу
  2. Игнорирую
  3. Использую

45.Случалось ли вам быть не совсем искренним с людьми?

1.Да

  1. Нет
  2. Не помню

46.На чью сторону вы встаете в конфликте между воспитателем и воспитанником?

  1. На сторону воспитанника
  2. На сторону воспитателя
  3. Сохраняю нейтралитет

47.Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?

  1. Как правило, да
  2. Не всегда
  3. Проблем со здоровьем нет

48.Относятся ли ваши воспитанники к вам с симпатией?

1.Да

  1. Не все
  2. Не знаю

49.Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?

  1. Не вызывают
  2. Не знаю
  3. Вызывают

50.Вызвали ли у вас трудности ответы на некоторые вопросы?

1.Да

  1. Нет
  2. Не помню

Лист ответов

Шкала 1

Шкала г

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

номер вопроса

вариант ответа

номер вопроса

вариант ответа

номер

вариант ответа

номер вопроса

вариант ответа

номер

вариант ответа

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

е

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

2!

29

30

31

32

33

34

35

зе

37

33

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

 Интерпретация к тесту

«психологический портрет учителя»

Шкала 1. Приоритетные ценности

Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье - ваше и учеников. Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем - пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.

Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но, вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.

Шкала 2. Психоэмоциональное состояние

Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.

Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.

Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Шкала 3. Самооценка. Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом. Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.

Шкала 4. Стиль преподавания

Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас - объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?

Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?

Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.

Шкала 5. Достоверность фактов.

Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.

Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.

Приложение № 3

ДИАГНОСТИКА АВТОРИТАРНОСТИ.

Профессиональные деформации - деструктивные изменения личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Авторитарность, как наиболее выраженная особенность, качество, акцентуация, является одной из распространенных деформаций личности педагога.

Авторитарность - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана, коррелирует, с такими качествами, как агрессивность, завышенная самооценка и уровень притязаний, склонность следовать стериотипам, слабая рефлексия и др. На поведенческом уровне авторитарность проявляется в стремлении личности, во что бы то ни стало добиться доминирующего положения в группе, занять максимально возможную позицию в структуре власти.

Наиболее яркое выражение авторитарность находит в автократическом давлении педагога (лидера по своей социальной роли) на учащихся (ведомых). Такой педагог строго контролирует выполнение любой задачи, жестко пересекает излишнюю, по его мнению, инициативу членов группы, воспринимая ее как акт своеволия и посягательства на авторитет и достоинство; субъективно оценивает достигнутые результаты, руководствуясь своими взглядами и установками.

Ключ к опроснику: ДА: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.

Уровни выраженности: До 4 баллов - низкий 5-7 баллов - средний 8 и более – высокий

Авторитарность

  1. В учебном процессе добиваюсь, чтобы учащиеся полностью выполняли мои требования и распоряжения.
  2. Меня раздражает, когда кто-нибудь проявляет слишком много инициативы.
  3. Уверен, что мои оценки успехов и неудач учащихся точны и справедливы.
  4. Всегда требую от учащихся неукоснительного соблюдения правил поведения.
  5. Чтобы не подорвать авторитет, никогда публично не признаю перед учащимися своих ошибок.
  6. Пытаюсь выработать универсальный стиль общения с учащимися.
  7. Часто теряю контроль над своими эмоциями, когда учащиеся не соглашаются со мной и противоречат мне.
  8. Если в группе возникают конфликты, стремлюсь их разрешить сам.
  9. Учащихся нужно постоянно контролировать.
  1. Нарушителей дисциплины я строго наказываю.
  2. В споре всегда могу настоять на своем.
  3. Ответственность за принимаемые решения я всегда беру на себя.

Приложение №4

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ:

1.Организационные недостатки на работе  постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

  1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  3. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  1. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
  2. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  3. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  4. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  5. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  1. Моя работа притупляет эмоции.
  2. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  3. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  4. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  5. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  6. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16.Меня часто расстраивают то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

  1. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  2. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  3. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  4. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  5. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  6. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  7. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

  1. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  2. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  3. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  4. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
  5. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  6. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  7. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  8. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  9. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  10. Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

  1. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  2. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  3. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу, людям.
  4. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  1. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  2. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  3. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43.        Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

  1. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  2. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  3. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  4. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

  1. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  2. Успехи в работе вдохновляют меня.
  3. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  4. Я потерял покой из-за работы.
  1. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
  2. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  3. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  4. Я часто работаю через силу.
  5. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  6. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  1. Иногда иду ни работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  2. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  3. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  4. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  5. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  6. Я в отчаянии из-за того, что на работе, у меня серьезные проблемы.
  7. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  8. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  9. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься, домашними делами.
  10. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  11. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

  1. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  2. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  3. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  4. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  5. Моя карьера сложилась удачно.
  6. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  7. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  1. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  2. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  3. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  4. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  5. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  6. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  7. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение. В определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10),+61(5), -73(5)
  2. Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2).+26(2),-38(10),-50(5),+62(5),+74(3),
  3. «Загнанность в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5),+63(1), -75(5)

  1. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3),+28(5),'+40(5), +52(10), +64(2), +76(3) .

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2),+65(3), +77(5)
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3). +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2),.+43(5), +55(3), +67(3),-79(5)
  4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3),.+68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

1.        Эмоциональный дефицит: +9(3),+21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10)., +81(2)

  1. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5). +70(5), +82(10)
  1. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2),+83(10)

4.        Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), 36(5), 48(3), +60(2),+72(10), +84(5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации, результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической зашиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ

Эмоциональная сопротивляемость имеет место в том случае, если личность обычно неадекватно откликается эмоциями на происходящее, реагирует невпопад, неожиданным и даже противоположным образом по сравнению с большинством окружающих.

Парамимия. Инверсия (переворачивание) эмоций, когда аффективные реакции противоположны адекватным (требуемым, ожидаемым) в данной ситуации.

Факт со всей очевидностью свидетельствующий о нарушении интеллектуальной регуляции эмоциональных реакций. Интеллект имеет какие-то дефекты и потому либо не принимает участие в переработке воздействий, либо «отключается» под влиянием их энергии.

Эмоциональная парадоксальность. Ослабление адекватных эмоциональных ответов на важные события при одновременном оживлении реакций на сопутствующие незначительные события. «Застревание на мелочах» - такова суть данного типа реагирования. Интеллект утратил свою гибкость, самокритичность, то есть способность отслеживать уместность и правильность собственных действий. Поэтому даже незначительные приливы эмоциональной энергии снижают его продуктивность: он утрачивает способность разграничивать главное от второстепенного. Явление более распространено, чем может показаться с первого взгляда, и наблюдается в разных формах. Скажем, эмоциональную парадоксальность демонстрирует мать, когда она прощает серьезный проступок ребенка, но не может забыть какой-либо пустяк. Эмоционально парадоксален человек, если он постоянно ворчит, или «любит слона из мухи делать». Не составляет исключение человек, у которого есть любимчики и нелюбимчики: одним он делает поблажки, а других необоснованно журит и наказывает.

Эмоциональная двойственность (амбивалентность). Реакция содержит разные эмоции по отношению к, одному и тому же объекту.

Характеризует конфликт ценностей и типична для невротической личности. Крайние варианты амбивалентности - свидетельство глубокой степени расщепления личности.

Существует и «бытовой», весьма распространённый вариант амбивалентности: «люблю и ненавижу». Проявления этой формулы столь разнообразны, что порой мы их не замечаем. Так, весьма противоречиво отношение некоторых людей к близким - «вместе тесно, а врозь скучно». Непоследовательны наши чувства, когда мы рассуждаем о работе: «хочется уйти на пенсию, но как жить без любимого дела и коллектива»

Приложение № 5

Деловая игра «Наши желания»

Цель: выявить профессиональные потребности и достижения работников, составить карту «Ожидания - Соглашения» для планирования психолого-педагогической работы с коллективом ДОУ на текущий период и перспективу.

Ход мероприятия

Психолог: прежде чем планировать деятельность психологической службы образовательного учреждения, необходимо определить реальные профессиональные потребности и достижения каждого педагога. Выявить, какие профессиональные потребности и проблемы существуют у педагогов, какие достижения, опыт работы они имеют, можно с помощью метода коллективно-мыслительная деятельности в форме деловой игры «Мозговой штурм».

«Мозговой штурм»

Ход деловой игры

Разбивка участников на три группы с помощью цветных жетонов. Например, по жеребьевке формируются три группы: I группа - «синие», II группа - «жёлтые», III группа - «зелёные».

Определение группам задач с помощью карточек-вопросников.

Каждая группа получает карточку с квадратом соответствующего цвета

Процесс обсуждения проблем в группах в форме «Вертушки».

Каждая группа в течение 1~10 минут заполняет свою карточку (I группа - карточку с синим квадратом, II группа - с жёлтым, III группа - с зелёным), затем меняется карточками с другой группой (по кругу). Таким образом, каждая группа должна заполнить все три карточки. В конце обсуждения к I группе возвращается карточка с синим квадратом, ко II группе - с жёлтым, к III группе - с зелёным.

Процесс принятия общего решения в группах.

«Обобщение» - группы в течение 5 минут подводят итоги обсуждения и записывают их в своих карточках (по рейтинговой системе выбирают наиболее популярные вопросы (проблемы).

Вынесение общего решения групп на коллективное обсуждение.

Запись общего решения в карту «Ожидания-Соглашения».

«Лидеры» каждой группы по очереди «озвучивают» свои карточки - зачитывают и комментируют выбранные на основе рейтинга наиболее популярные вопросы (проблемы). Члены групп дают свои комментарии. «Летописец» оформляет карту «Ожидания-Соглашения» - записывает па больших листах ватмана (или интерактивной доске) «общее решение», т.е. выбранные на основе рейтинга наиболее популярные вопросы (проблемы).

Рефлексия.

В заключение хочется отметить, что в арсенале педагога - психолога множество разнообразных форм и приёмов работы, но главное - это творческий подход к её организации!

I группа «СИНИЙ ЦВЕТ»

 п/п

Мне необходимо узнать, научиться Тема (интересующий вопрос, проблема.) Предпочитаю следующую форму обучения…

Ф.И.О специалиста, кому интересна предложенная тема

1 группа

2 группа

3 группа

1

II группа «ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ»

п/п

Я могу поделиться знаниями и опытом .

Тема,  форма проведения .

Ф.И.О. выступающего

Ф.И.О. специалиста, кому интересна предложенная тема

1 группа

2 группа

3 группа

1

III группа «ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ»

п/п

Я знаю специалиста у которого есть интересный опыт, кто может дать важную информацию ...

Примерная тема (опыт...)

Ф.И.О. место работы, должность специалиста, которого можно пригласить в качестве выступающего

Ф.И.О. специалиста, кому интересна предложенная тема

1 группа

2 группа

3 группа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взрослого при преодолении психолого-педагогических трудностей ребенка в процессе обучения

В настоящее время важное значение приобретает внедрение в традиционную систему образования дифференцированных организационных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обу...

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

  Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

ПРОГРАММА Взаимодействие семьи и ДОУ. / психолого-педагогическое просвещение родителей/ « Взрослые и дети

Семья и ДОУ – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....