Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Корниец Ирина Ерофеевна

Консультация для педагогов, работающих с семьями, в которых есть ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_semey_rebenka_s_ovz.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов детского сада

Психологические особенности семьи с ребенком с ОВЗ

В данной статье хотелось обратить внимание на проблемы семьи, воспитывающей детей с ОВЗ. Точнее на семьи, где есть ребенок с тяжелыми нарушениями, такими как умственная отсталость, нарушениями опорно-двигательного аппарата, патологиями слуха, зрения и комплексными тяжелыми нарушениями.

За последние 5 лет в России увеличилось число детей-инвалидов на 10 %.

На начало 2017 года оно составляло более 600 тыс. человек, но эксперты считают, что это число занижено, и таких детей около 3 млн.

        Многие родители, по личным причинам, не хотят официально оформлять инвалидность, не смотря на то, что ребенок страдает тяжелым недугом.

        В связи с инклюзией, интеграцией и многочисленными сокращениями коррекционных центров, ожидается, что в детских садах увеличится число детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

        В связи с этим, специалистам, работающим с детьми данной категории, важно знать особенности и проблемы их семьи.

        Семья, которая имеет больного ребенка, не единожды испытывает различные кризисы. Кризисы, длительные, тяжелые, травматичные. Их можно назвать кризисами невозможности, когда жить как раньше невозможно, а как дальше неизвестно. Это ситуация некоего отчаяния.

        Но, как считают психологи, из каждой сложной ситуации есть выход. Не случайно в китайском языке кризис обозначают двумя иероглифами. Первый - это человек, стоящий у края пропасти, символ опасности. Второй – это надежда, надежда выйти из кризиса.

        Проблему семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями, можно рассматривать двояко. Во-первых, это ситуация неблагополучия. Потому что имеется опасность распада семьи. Более 70% отцов уходят из семьи. Продолжают помогать своему ребенку лишь 4% отцов. А 35% после развода больше никогда не видят своего ребенка. В полных семьях, в основном, с больным ребенком находится мама. Известно также, что отцы крайне редко обращаются за помощью к специалистам, приходят на консультацию.

        Второй, основной, аспект – это горе, страх, беспомощность. Важно, в какой момент к нам в сад попал ребенок, принял, осознал ли родитель диагноз ребенка. На начальных этапах родители ищут причину заболевания, прибегают к взаимным упрекам.         

        В различные периоды жизни родители больного ребенка испытывают длительные, травматичные, негативные эмоции. Прежде всего, это – гнев, агрессия и депрессия. Переживание вины проходит красной чертой через все заболевание и остается во многих семьях на всю жизнь.

        Наиболее вероятные периоды кризиса:

  1. Постановка диагноза. Родители испытывают шок, мечутся по врачам, специалистам, для того чтобы снизить переживания.
  2. Осознание хронической природы болезни возникает незаметно и бурно развивается. Когда по прошествии какого-то времени родитель осознает, что это надолго, а возможно на всегда, возникает страх за будущее ребенка.
  3. Перед школой, когда каждая семья определилась с выбором школы, семья с больным ребенком понимает, что он не сможет учиться по общей программе, а возможно не сможет ходить в школу.

  Переживание родительского горя укладывается в представление о горе от утраты. И прежде всего, это физические страдания: потеря сил, аппетита, бессоница. Происходит изменение восприятия окружающего мира, деперсонализация. Мир теряет краски, он становится блеклым, все в черно-белых тонах: мой ребенок болен, и возможно неизлечимо.

        Эти переживания могут быть длительное время. Характерна враждебная реакция – агрессия, обратная сторона тревоги. Эта реакция направлена на супруга, врачей, специалистов, на бога, на весь мир. Потому что это колоссальная несправедливость – «мой ребенок болен»!

        И эти реакции совершенно естественны, и педагогам, работающим с семьей, где есть ребенком с тяжелыми нарушениями, с ОВЗ, к ним нужно относится с пониманием. Потому что это – выход энергии, которая помогает снизить тревогу.

Родители часто утрачивают привычные модели поведения: или пытаются организовать какую-то деятельность, совершенно бессистемную, или, наоборот, испытывают подавленность, апатию, опускают руки, потому что заканчиваются силы и адаптивные механизмы организма не срабатывают.

        В детском саду специалисты оказывают помощь таким семьям: диагностируют ребенка, консультируют родителей, направляют на ЦПМПК, оказывают сопровождение ребенка, составляют адаптированную программу и индивидуальный маршрут.

Не секрет, что бывает сложно работать с обычной семьей, а с семьей, где есть ребенок с ОВЗ, гиперсложно. Это требует огромных душевных затрат, и педагог должен проявлять активность. Он должен сделать родителя полноправным участником учебного, коррекционного процесса. Родитель должен понимать, какую помощь ждет от него специалист. Педагоги предоставляют возможность учиться не только детям, но и родителям.

Педагог, работающий с такой семьей, должен знать, что родители ребенка с отклонениями  в развитии переживают чувство вины.

- Истинная вина возникает при осознании, что «поздно пришли», «поздно начали лечение», «поздно осознали наличие дефекта».

- Невротическая вина возникает при внешнем источнике обвинений. Часто это – супруги, бабушки («недосмотрели»). Но есть еще один источник вины, это – специалисты. Случайно брошенная фраза: «а где же вы раньше были? Куда вы смотрели?» колоссально усиливает чувство вины.

- Экзистенциальная вина – несоответствие нашего я реального нашему я идеальному. Чем нравственнее родитель, тем сильнее вина. Т.е. сильную вину переживают хорошие родители.

Известно, чем максимальнее родители относятся к своему ребенку обычным образом: играют, занимаются, дурачатся, наказывают, разговаривают, как со взрослым, занимаются своими любимыми делами, общаются с друзьями, тем полноценнее будет жизнь и у родителей и у ребенка.

Но есть вещи, в которых мы не можем оказать помощь. Родители нуждаются в ней на каком-то другом уровне. Им требуется неспецифическая поддержка себеподобных:

- родительские ассоциации,

- родительские фонды,

- группы поддержки на форумах.

Они выполняют функции, которые мы с вами не  можем выполнить. Это:

- получение информации, где какой специалист лучше (сарафанное радио);

- возможность сравнения (там-то еще хуже; у нас-то еще ничего);

- передача информации, как с этим справляться;

- где есть различные гранты;

- где могут оказать помощь.

        Этим должны заниматься сами родители, а педагоги должны поощрять эти стремления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.

В статье описаны основные этапы , проживаемые семьей, имеющей детей с ОВЗ, трудности каждого из этапов и особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ....

Консультация для родителей "Психологические особенности воспитания ребенка от 3 до 5 лет"

Материал содержит информацию, которая будет интересна родителям, воспитывающих трехлеток. Именно в этот возрастной период начинается психологическое взросление малышей, отделение его от мамы и начало ...

Психологические особенности адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных процессов в детском организме. Что происходит с ребенком в этот период и как же помочь ему легче адаптироваться? Попытаемся найти ответы на э...

Психологические особенности развития ребенка раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).

Основные аспекты психолгического развития ребенка раннего возраста...

Психологические особенности родителей ребенка с ОВЗ

Больной ребенок-это испытание для родителей. Какие чувства испытывают родители? Почему обижаются, когда мы им хотим помочь?...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ»

Родительское собрание с родителями воспитанников старшей группы по вопросам развития детей 5-6 лет...

Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка

Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка...