Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Способы обучения детей с сочетанной патологией пользованию столовыми приборами, приучению к чистоплотности, опрятности.

Обучение воспитанников алгоритму одевания/раздевания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx118.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель –дефектолог  Иванова  Н. В.  Детский  сад  №53  Центрального  р-на

Формирование культурно – гигиенических навыков  и  навыков  самообслуживания у  незрячих  детей  с комплексным  дефектом.

Обучение  ребенка действиям  самообслуживания  и  бытового  труда – первейшая  задача  родителей. Очевидно, чем  лучше  у  ребенка  будут  сформированы навыки  самообслуживания, тем  более  приспособленным  к  жизни  он  вырастет. Однако  на  деле  оказывается, что  далеко  не  все  родители  понимают  это. Некоторые из  них, чрезмерно  опекая  своих  детей  и  делая  за  них  то, что  они  должны  учиться  делать  сами, оказывают  им  плохую  услугу. В  результате  такие  дети  вырастают  беспомощными, неподготовленными  для  жизни  в  коллективе. Для  незрячих  детей,    которые  имеют  сочетанную  патологию, овладение  навыками  самообслуживания   является  одним  из  значимых  аспектов   воспитания  и  обучения  в дошкольном  возрасте.

Формирование  навыков  самообслуживания  имеет  первостепенное  значение  для  развития  познавательной  деятельности  ребенка,  а  следовательно, и  для  его  психического развития  в  целом. Учась  самостоятельно удовлетворять  первичные  потребности (в  пище, в  защите  организма,  от  какого – либо  вредного  воздействия), ребенку  волей  и  неволей  приходится  обследовать  различные  предметы  и  орудия (одежду, предметы  сервировки  стола). В  результате  ознакомительной  деятельности  у  ребенка  «формируются образы  как  самих  предметов  потребностей (видов  пищи), так  и  средств (орудий)  и  способов  их удовлетворения (ложка  и  ее  действие). Маленький  слепой  ребенок  относится  к  новым  предметам  сначала  с  недоверием  и  даже  страхом. Интерес  и  желание  познакомиться  могут  вызвать у  него  лишь        «полезные»  раздражители (сначала  пища, позже  ложка, одежда  и  т  д.)

Со  временем  круг  предметов, которые  вызывают  у ребенка  ориентировочную  реакцию, расширяется, и  он  начинает  интересоваться (активно  обследовать  и  действовать) предметами, не служащими  удовлетворению  его  естественных  нужд. Отсюда  задержка  в  формировании  человеческих  способов  удовлетворения  первичных  естественных  потребностей  является тормозом  для  ознакомления  ребенка  с  окружающим миром, для  развития  необходимой   человеку  познавательной  активности.

Приходя  в  три  года  в  детский  сад, мы  получаем  ребенка, как « белый  лист». Кажется, что  эти  года  ребенок  прожил,  не  зная, что  такое  горшок, ложка, чашка, штанишки  и  т.д. В  первый  месяц     пребывания  ребенка  в детском  саду, при  обследовании  навыков  и  умений, мы  сталкиваемся  адаптационным  периодом, привыканием  детей  к  новым  взрослым, к  новым  условиям  пребывания, к  режимным  моментам ,поэтому  формировать  культурно – гигиенические  навыки  бывает очень  трудно. Дети в  группе  не  говорящие, жестовой  речи у  них  нет, понять  их  не  всегда  получается  правильно. Но  мы  сразу  начинаем  работу  с  родителями. Проводим  родительские  собрания, консультации, даем  рекомендации, проводим  анкетирование, для  выяснения, что  может  и  что  не  может  делать ребенок. Делаем  портфолио  ребенка, где  есть  страницы «Что  я  умею  делать»  и  «Чему  я  хочу  научиться». Эти  страницы  заполняют  педагоги  и  родители. Так  мы  приходим  к выводам, что  самое  главное  и  с  чего  начинать.

Один  ребенок  из  семи  человек знал, что  такое  горшок, знал  его  назначение. Остальные  шесть  ходили  в  памперсах  и  родители  уверяли,  «что  только  мы  не  делали, ничего не  получается». Выясняя  у  родителей, какой  горшок  у  ребенка, было  понятно, что  он  неудобный  с  острыми  краями, холодный  и  не  находился  всегда  в  определенном  месте. Общая  замедленность  психических  реакций,  свойственная многим  незрячим  детям,  или  расторможенность, повышенная  возбудимость, проявления негативизма  и  других  проблем, связанных  с  неврологической  патологией, была  одной  из  причин , не  желания сидеть  на горшке.  Работа  с  нашей стороны  и  работа  родителей  возымела  успех, теперь  все дети  пользуются  детскими  унитазами, хотя  и  бывают  «неприятности»

Многие  родители  спрашивают, как  научить  ребенка  умываться. Мы  рекомендуем  в ванной комнате  найти  место  для  крючка, куда ребенок  сможет  самостоятельно  вешать полотенце, петелька  на  полотенце  должна  быть  большой  и  удобной Для  того  чтобы  ребенок  сам  мог  достать  раковину, нужно  ставить  под  ноги  устойчивую  скамеечку. Сначала  помогает  взрослый, поддерживает  ребенка, а  потом помогает  при  его  просьбе. Зубная  паста, щетка, мыльница, стаканчик  для  полоскания  рта должны  находиться  в  доступном  месте. Для  того чтобы  при  выдавливании  из тюбика  зубная  паста  не  падала  нужно  щетку  держать  щетиной  вверх  и  так, чтобы  указательный  пальчик  был  вытянут   вдоль  щетины, образуя  бортик. Сначала  эти  действия  проделываются  вместе  с  детьми. Нужно  отметить, то,  что  делаем, всегда  проговариваем, чтобы  ребенку  было  понятно.C:\Documents and Settings\user2\Мои документы\Иванова Н .В\умывание.jpgC:\Documents and Settings\user2\Мои документы\Иванова Н .В\мальчик  чистит  зубы.jpg

В  детском  саду  мы  пользуемся  алгоритмами  умывания, одевания, раздевания. Дети,  у  которых  есть  остаточное  и  предметное  зрение  они  могут  показать  на  алгоритме  следующее  действие, (алгоритм  выполнен  рельефным  способом), а  для незрячих  детей  все  проговаривается, так  как  незрячему  ребенку  тяжело  прочитать – определить  рельефную  картинку, зная  его возраст  и  сочетанный  диагноз.

Одной  из  проблем  у  детей  является  одевание  и  раздевание  . Родителям, конечно  проще, рано  с  утра  одеть  своего  ребенка  самому, чем  помочь  ему  одеться.  Все  торопятся  на  работу. Но  можно  это   делать  вместе  с ребенком. Для  того чтобы  одеть  колготки  или  трусики  необходимо  посадить  ребенка  к  себе  на  колени  и  начинать  одевать  последовательно  каждую  ногу, прося  ребенка просовывать  эту  ногу  в  штанину. Нужно  стараться, чтобы  ребенок  не  был  ватной  куклой  в  руках  взрослых. Нужно  при  одевании  использовать  слова: «Подними  руки, подними  ногу, наклонись, повернись  и т.д.», не  забывая проговаривать, что  одеваем, что  снимаем. Для  того  чтобы  ребенка  научить одеваться  самостоятельно  нужно  на  вещи  ребенка  пришить  или  сделать  опознавательную  метку. Это  может  быть  пуговка  на  резинке  колготок, вышивка, карман  у  платья, рубашки. Объяснить  ребенку,  как  положить  платье  или  рубашку, чтобы  определить  лицевую  и  изнаночную  сторону. Если  ребенок  не  может  правильно  одеть  обувь, то  к  туфлям  или  тапкам  на  правую  ногу  тоже  можно  пришить  опознавательный  знак,  и  объяснить  ребенку  , что  одевать  не  правую  ногу.  Формирование  процесса  одевания  и  раздевания  длится  у  таких  детей  долго. Уходя  в  школу , дети  овладевают  достаточно  хорошими навыками, но  после  летнего  перерыва,  осенью  в  школе  появляются  проблемы  с  одеванием  и  раздеванием: дети  переодеваясь  на  физкультуру кладут  одежду  не  определенной  последовательности ,а  потом  не  могут   найти  свои  вещи,  что  приводит  к  раздражениям  и  слезам. Учителя  жалуются  на  детский  сад, что  не  научили  одеваться. Конечно, особенность  диагноза  детей  не  позволяет  достаточно  хорошо  сформировать  навыки. Но  если  мы  в  содружестве  с родителями  будем  делать  одно  дело, то  можем  добиться  хороших  результатов.

Хочется  затронуть  очень  важную  тему, поведение  за  столом  и  обучение  ребенка  есть  самостоятельно.  Научить  ребенка  с  нарушением  зрения есть  аккуратно – трудная  задача, а  ребенка  с  сочетанным  диагнозом - еще  труднее. На  втором – третьем  году  жизни  можно  начинать  обучение  ребенка  пользоваться  ложкой, чашкой. В  начале  лучше  давать  ребенку  маленькую  кружечку, наполовину  наполненную  жидкостью, поскольку  руки  у  него  еще  слабые. Он  будет  поддерживать  кружку, и  лишь  затем  научится  держать  ее  самостоятельно. Необходимо  следить, чтобы  кружка  не  оказалась  горячей, это  приведет  к  отказу  ребенка  держать  ее  в  руках. Возможно, что  первое  время  ребенок  будет  выпускать  кружку  из  рук  сразу  после  того, как  пища  попала  в  рот. Но  со  временем  он  научится  ставить  кружку  на  стол.C:\Documents and Settings\user2\Мои документы\Иванова Н .В\как  едят.jpg

Обучение  пользоваться  ложкой  обычно  бывает  сопряжено  с  гораздо   большими  трудностями, чем  обучению  пользоваться кружкой. Прежде  всего , нужно  познакомить  ребенка  с  ложкой  и  тарелкой (обследовать  их). На  первом  этапе  обучения  взрослый  выполняет  действие  совместно  с  ребенком: берет  руки  ребенка  в  свои  и  производит  все  необходимые  операции  его  руками. Если  ребенок  сопротивляется, то  можно  руку  ребенка  проложить  на  свою  руку  и  таким  образом  рука  ребенка  будет  следовать  за  рукой  взрослого. Движение  руки     будет  согласовываться  с  движениями  головы  и  губ. После  того  как  ребенок  научится  держать  ложку, наиболее  трудной  операцией  становится  зачерпывание  пищи. Если  вовремя  начинать  формировать  этот  навык, то  к  четырем – пяти  годам  ребенок  овладевает  им. Нужно  отметить, что  ложку  нужно  учить  брать  не  кулаком, а  правильно, так  как  зрячий  ребенок  глядя  на  взрослого  переучивается  правильно  держать  ложку,  а  незрячему,   не  видя  зрительного  образа,  очень  тяжело  переучиться  правильно  ее  держать.     Очень  важно для  наших детей, чтобы  все  предметы  на  столе  всегда  стояли  в  определенном  порядке, это  поможет  им  легко  сориентироваться  и  найти  на  столе нужный  ему  предмет. Еще  раз  хочу  отметить , что все  выполняемые   действия  необходимо  проговаривать.  Все, что  напечатано  выше,  начало  формирования  культурно -  гигиенических  навыков  и  навыков  самообслуживания. К  большому  сожалению  результатов, которые  могли бы  порадовать  нас  и  родителей   рано  ждать  не  приходится, так  как  дети  наши  очень  сложные, а мы  педагоги  только  в  помощь родителям. И  если  родители  не  будут  заинтересованы  в  результате, не  будут  выполнять  наши  рекомендации, то  дело  не  увенчается  хорошими  навыками. Овладение  навыками,  прежде  всего,  является  социализацией  сложного  ребенка  в  общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания

В презентации представлены игры с детьми раннего возраста. Рекомендуется воспитателям и родителям....

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр....

Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....

Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.Задачи проекта:1.       Раз...