Мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».
методическая разработка на тему

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка с задержкой психического развития (далее ЗПР) требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. Для достижения эффективности  формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков мной был разработан мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_ya_sam.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение

«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».

Генрих Гейне

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка с задержкой психического развития (далее ЗПР) требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. По определению известного физиолога и педагога Н. Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка-это правильное распределение во времени и  правильная  взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во  сне, кормлении, а также в деятельности.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических (далее КГН)  навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения в быту и одна из основ здорового образа жизни ребенка с ЗПР. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит их здоровье и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми с ЗПР необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались. Самые прочные привычки, стереотипы детей с ЗПР формируются  в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического, что очень актуально при работе с детьми с ЗПР. Именно поэтому я обратилась к теме «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».

Для достижения эффективности  формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков мной был разработан мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР». Одна из задач - научить родителей правильно и грамотно помочь ребенку с ЗПР, но не сделать за него, а научить, чтобы дети могли социализироваться в дальнейшем. Обязательным условием формирования КГН и навыков самообслуживания, воспитания привычки к здоровому образу жизни является  единство требований со стороны взрослых,  как дома, так и в детском саду.

Создание здорового образа жизни для ребенка с ЗПР является первоосновой его полноценного воспитания и развития.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  как основа здорового образа жизни ребенка с задержкой  психического развития.

Проблема, возникающая во время обучения навыкам самообслуживания.

Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. Родителям проще все сделать самим, и они не видят смысла в обучении культурно-гигиеническим навыкам и  навыкам самообслуживания.

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР.

Задачи:

  1. Кратко познакомить с особенностями формирования у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
  2. Отработать эффективные методы и  приёмы руководства навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками  (от простого к сложному).
  3. Раскрыть возможности переноса полученных знаний  в условия семейного воспитания.
  4. Развивать рефлексию, аналитические умения.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей «Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания».

План  работы:

1. Введение (приветствие, актуальность)

2. Основная часть

2.1.Теоретическая часть (значение культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, особенности их формирования)

2.2. Практическая часть:

2.2.1. Анкетирование

цель: развитие рефлексии

2.2.2. Моделирование ситуации и их анализ.

Цель: развитие аналитических умений.

2.2.3. Итог основной части

  • Игра «Дополни предложение»
  • Рефлексия «Мой ребенок».

Предполагаемый результат:

  1. Родители активно проявляют свои умения в ситуациях.
  2. Оказывают детям различные виды помощи.
  3. Осознают необходимость использования эффективных приемов при формировании навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.

Раздаточный материал:

Листы рефлексии

Оборудование:

Карандаш, ложка, чашка, кружка, скатерть, салфетки, стол, стул, жакет, ботинки.

Ход работы

1. Вступление (актуальность проблемы)

Приветствие.

Добрый день, уважаемые родители и коллеги.

Меня зовут Бочкарева М.С.

Предлагаю вам принять участие в мастер-классе.  Надеюсь что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, будет полезным.

Тема мастер - класса  звучит следующим образом «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».

Для начала я хотела бы вас спросить, что вы понимаете под навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими навыками?  Спрашиваю Вас не для того,  чтобы проверить знания, а для того, чтобы обозначить проблему, над которой мы с вами будем сегодня  работать.

Навык - это автоматизированное умение, когда мы, не задумываясь,  выполняем что-то. Только женщина может смотреть телевизор, красить ногти и одновременно следить за ребенком (и мы об этом не задумываемся, делаем автоматически). Сегодня мы с Вами обсудим, на каком уровне навыки сформированы у наших детей и как правильно оказать помощь ребенку (не сделать за него, а научить).

Постановка проблемы.

Навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки  являются первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки  мы  начинаем  формировать у детей с первых дней их пребывания в детском саду.  Как мы работаем с детьми в детском саду? Индивидуально, при помощи игрового материала, используя дидактическую куклу.

Усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры, но не всем  детям интересна игра.  В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности. Если ребенок не умеет играть — его надо учить. Оптимальные результаты могут быть достигнуты только в специально организованных играх  и при специально организованном  обучении.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая (от простого к сложному) овладение сначала простейшими, а затем более сложными  действиями. Мы применяем метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей.

В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие. У наших детей имеются некоторые проблемы: им трудно имитировать (повторять) наши движения, координировать  движения руки и глаза, есть трудности и в мелкой моторике. Вот всем этим займемся.

А ведь даже для того, чтобы снять и надеть куртку, кофту и пальто,  ребенку необходимо научиться управлять предплечьем, уметь менять положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной стороной, а также действовать двумя руками.

С чего же необходимо начать?

Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Заполнение листов рефлексии

«А сейчас я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы.

Спасибо!»

Мой ребенок

Самостоятельно может

Мой ребенок

Может с моей помощью

Мой ребенок еще

Не может

Как я могу помочь

Ваши ответы говорят о проблеме, которая существует: проблема самообслуживания.  Я не буду теоретически вам описывать, как это делается, а мы сразу приступим к практике.

Формирование навыков еды

Демонстрация приёма

Ситуация: «А теперь представьте меня  в роли ребенка. Я девочка Рита, а Вы мамочка, которая должна научить меня правильно держать ложку. Как Вы это будете делать? Продемонстрируйте пожалуйста». 

Атрибуты: ложка, миска, стол, стул, карандаш

Анализ ситуации

1-й вариант (родитель выполнил мою задачу):«Совершенно правильно. Вы сейчас выполнили мою задачу – вы практически правильно показали,  как научить ребенка держать ложку».

2-й вариант (родитель показал свой прием): «Ваш прием нам понятен. Вы тоже делаете правильно, я просто хотела уточнить перед родителями, что есть более эффективные приемы, где зеркальное отражение не используется. Теперь  Вы, девочка Рита, и вы не умеете держать ложку. Как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я  подхожу  сзади ребенка, беру его руку в свою, правильно расставляя его пальцы,  и направляю его движения. Вы оказали физическую помощь   для выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке».

То же самое с умением правильно держать карандаш. Мы, используя прием «рука в руке», оказываем физическую помощь ребенку для выработки мышечной памяти.

Формирование навыков одевания

Переходим к более сложному

Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность  движений  двух рук и координация.

Демонстрация приема

Ситуация: «Вы ребенок, который не умеет застегивать пуговицы и обувать ботинки. Как вы поможете помочь  ему справиться с этим?»

Атрибуты: ботинки, жакет

Анализ ситуации

1-й вариант (родитель выполнил мою задачу): «Спасибо! Очень замечательно, что вы освоили наш эффективный  прием «рука в руке» и перенесли его на другую ситуацию. Вы использовали физическую помощь для закрепления мышечной памяти»

2-й вариант (родитель показал свой прием): «Ваш прием нам понятен. Но как это делаем мы? (показываю и объясняю). Я  подхожу  сзади ребенка, беру его руку  и кладу свои руки поверх руки ребенка, направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно».

А сейчас хотелось бы Вам дать несколько рекомендаций:

-Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в правильном,  устойчивом положении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на удерживание  равновесия.

-Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать.

-Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс. 

-Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.

-Закреплять навыки одевания на другом материале (игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц,  молний – без него нельзя).

-Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.

Очень эффективным является прием моделирования, поскольку визуально подсказывает ребенку последовательность движений и действий (демонстрируете модели процесса одевания/раздевания)

И так,  для формирования навыков необходимо: дополнительное время, детализация процесса (деление на мелкие этапы), визуализация (использование  моделей).

Навыки дежурства (накрывание на стол)

А сейчас мы с вами поговорим  о навыках,  необходимых нам за столом.

В детском саду педагоги  предъявляют к детям определенные правила. Привлекают детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду, учат оказывать посильную помощь; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, накрывать на стол. Поэтому дома нужно привлекать ребенка к тому, чтобы накрывать на стол и убирать за собой посуду. Но мы на это не обращаем внимания. Очень важно выполнять это  в одном месте и в одно время.

Сейчас мы по-другому выстроим нашу работу.  Мы будем учиться накрывать на стол. Вы - в роли детей.  Я  говорю, а вы выполняете мою пошаговую инструкцию.

 Демонстрация приема

Ситуация (дежурство-накрывание на стол): «Саша, возьми фартук, надень его, подойди ко мне, возьми скатерть и постели ее на стол, вернись ко мне и  возьми тарелку, поставь её на стол, возьми ложку и положи на стол рядом с тарелкой. А теперь поставь салфетницу. Спасибо! »

Атрибуты: фартук, скатерть, ложка, миска, салфетница, стол

Анализ ситуации

«Что вы сейчас делали? Вы выполняли четкую пошаговую инструкцию. Я разбивала действие на маленькие шаги, что очень важно в работе с нашими детьми. Я оказала вам устное содействие, говорила слова, которые наталкивали Вас  на требуемое действие».

 А теперь я предлагаю Вам поиграть в игру « Продолжи предложение»

 Я хочу, чтобы мой ребенок научился …

Мы начнем с ….

Я буду стараться…

 И в заключение прошу Вас  ответить на вопрос последней колонки  «Как я могу помочь…»,  думаю вам будет, что написать. Спасибо!


Список литературы

  1. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду:  кн. Для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987
  2. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно-отсталых детей // Воспитание и обучении детей с нарушениями развития.-2002.-№ 1. с. 17-23.
  3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под. Ред. Б. П. Пузанова, Изд. 2-е, М., 1999.
  4. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры // Дефектология.-1996.-№ 5.-с. 81-83
  5. Паунова С. В. Гигиенические навыки с малых лет // Дошкольное воспитание.-1993.-№ 11.-с. 67-69
  6. Смиронова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-еизд., исп. И доп.- М.: Просвещение, 1973
  7. Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков //Дошкольное воспитание.-1979. № 8. С.6.

Приложение 1.

Анкета для родителей «Культурно-гигиенические навыки  и навыки самообслуживания»

Уважаемые родители, предлагаем Вам заполнить анкету, чтобы лучше узнать Вашего ребенка

Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой  (опрятность)

 

 

Старается быть аккуратным в быту

 

 

Может кушать самостоятельно

 

 

Может пользоваться носовым платком

 

 

Может раздеваться

 

 

Может  одеться

 

 

Складывает свои вещи

 

 

Может убрать за собой игрушки

 

 

Моет и вытирает руки

 

 

Ходит в туалет

 

 

Просит ли помощи,  если что-то не получается?

 

СПАСИБО!

Приложение 2.

Лист рефлексии «Мой ребенок»

Мой ребенок

Самостоятельно может

Мой ребенок

Может с моей помощью

Мой ребенок еще

Не может

Как я могу помочь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.Задачи проекта:1.       Раз...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания».

Консультация для родителей«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания». Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки – это не что иное, как привычки. Как известно, самые про...