Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания».
консультация (младшая группа)

Колчанова Елена Викторовна

Консультация для родителей

«Формирование культурно-гигиенических навыков

и навыков самообслуживания».

 

Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно - гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма.

В нашу группу дети приходят из домашних условий. С первых дней большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков:

·        Воспитываем опрятность у детей, учим следить за внешним видом, пользоваться горшком, салфеткой, платком.

·        Воспитываем у детей умение самостоятельно мыть руки с мылом, лицо, насухо вытираться полотенцем.

·        Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.

·        За столом воспитываем умение правильно держать ложку, правильно сидеть за столом, обучаем правилам этикета, умению пользоваться салфеткой.

·        Воспитываем умение самим надевать колготки, носки, шорты, сандалии, футболки, учим застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно вешать свою одежду на стульчик перед сном и в шкаф после прогулки. 

Воспитываем навыки культуры поведения детей:

  • здороваться и прощаться,
  • благодарить,
  • называть взрослых по имени-отчеству,
  • обращаться с просьбой в вежливой форме,
  • разговаривать между собой спокойно,
  • просить игрушку у сверстника вежливо, а не отнимать,
  • не обижать друг друга.

Воспитываем умение правильно обращаться с игрушками:

  • поиграл – положи на место,
  • покатал – поставь в гараж,
  • играть дидактические игры  только за столом,
  • играть с атрибутами «больнички» и «парикмахерской» только в уголках сюжетно-ролевых игр «больница» и «парикмахерская»,
  • почитал – убери на книжную полку,
  • рисуем, лепим только за столом,
  •  разбросал конструктор – убери на место.

 

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используем разные формы организации:

  • чтение потешек в процессе,
  • дидактические игры,
  • игры – упражнения,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций, картин,
  • наблюдения,
  • показ инсценировок,
  • рассказывание,
  • заучивание,
  • сюжетно-ролевые игры.

 

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

 

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, младшим воспитателем и, конечно, в семье.

Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

 

Памятка для родителей.

·        Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.

·        Поощряйте, хвалите ребенка даже за небольшие достижения.

·        Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

·        Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

·        Если у ребенка что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

·        Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

·        В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

·        Старайтесь использовать игровую ситуацию.

·        Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsul.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Томской области Верхнекетского района

Консультация для родителей

«Формирование культурно-гигиенических навыков

и навыков самообслуживания».

 

Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно - гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма.

В нашу группу дети приходят из домашних условий. С первых дней большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков:

        Воспитываем опрятность у детей, учим следить за внешним видом, пользоваться горшком, салфеткой, платком.

        Воспитываем у детей умение самостоятельно мыть руки с мылом, лицо, насухо вытираться полотенцем.

        Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.

        За столом воспитываем умение правильно держать ложку, правильно сидеть за столом, обучаем правилам этикета, умению пользоваться салфеткой.

        Воспитываем умение самим надевать колготки, носки, шорты, сандалии, футболки, учим застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно вешать свою одежду на стульчик перед сном и в шкаф после прогулки. 

Воспитываем навыки культуры поведения детей:

  • здороваться и прощаться,
  • благодарить,
  • называть взрослых по имени-отчеству,
  • обращаться с просьбой в вежливой форме,
  • разговаривать между собой спокойно,
  • просить игрушку у сверстника вежливо, а не отнимать,
  • не обижать друг друга.

Воспитываем умение правильно обращаться с игрушками:

  • поиграл – положи на место,
  • покатал – поставь в гараж,
  • играть дидактические игры  только за столом,
  • играть с атрибутами «больнички» и «парикмахерской» только в уголках сюжетно-ролевых игр «больница» и «парикмахерская»,
  • почитал – убери на книжную полку,
  • рисуем, лепим только за столом,
  •  разбросал конструктор – убери на место.

 

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используем разные формы организации:

  • чтение потешек в процессе,
  • дидактические игры,
  • игры – упражнения,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций, картин,
  • наблюдения,
  • показ инсценировок,
  • рассказывание,
  • заучивание,
  • сюжетно-ролевые игры.

 

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

 

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, младшим воспитателем и, конечно, в семье. 

Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

 

Памятка для родителей.

        Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.

        Поощряйте, хвалите ребенка даже за небольшие достижения.

        Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

        Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

        Если у ребенка что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

        Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

        В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

        Старайтесь использовать игровую ситуацию.

        Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

  1.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей"

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возвраста....

Консультация для родителей "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Каждая семья стремится вырастить детей крепкими и здоровыми. Обеспечивая уход за маленькими детьми, родители постепенно начинают воспитывать у них необходимые культурно-гигиенические навыки.Культурно-...

Консультация для родителей "Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников".

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Консультация для родителей "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей"

        Культурно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими....

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки – это не что иное, как привычки. Как известно, самые про...

Консультация для родителей "Формирование культурно-гигиенических умений и навыков у детей с РАС"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Формирование культурно-гигиенических умений и навыков у детей с РАС".Этот мате...