Игры и упражнения для работы с детьми, имеющими нарушения чтения
картотека по коррекционной педагогике на тему

Косинова Мария Александровна

   В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_pri_narushenii_chteniya.docx286.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения чтения

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия).

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

ИГРЫ С БУКВАМИ

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв.

  • Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
  • Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
  • Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
  • Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
  • На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
  • Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

Стилизованные буквыКаких букв больше?Узнай буквы по зеркальному изображению

Наложенные буквы

               «Наложенные буквы»                                                          «Узнай буквы по                  

                                  зеркальному изображению»                                                                      

 «Стилизованные буквы»                                                         «Каких букв больше?»

  • Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)
  • Игры на развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).
  • «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
  • Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещённых под наклоном линий» и т. д.

ИГРЫ СО СЛОГАМИ

  • «Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.)
  • Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т.д.
  • «Узнай буквы и составь слог».
  • «Цветы» (чтение слогов на лепестках).
  • «Слова рассыпались на слоги».
  • «Соедини слоги в слова».
  • «Забей мяч в ворота».
  • Для развития боковых полей зрения игры – «Пирамида» - глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся» от центра слогов, «Точка в центре» - не отрывая глаз от точки, найти определённую букву по инструкции педагога.
  • На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:
  • Цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим).
  • Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.
  • Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) – требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.
  • «Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.
  • «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами).
  • «Подскажи конец слова» - перед учащимся на столе 3–4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА).
  • Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра «Цепочка слов», когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.
  • Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).
  • Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

  • РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА)
  • ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК)
  • КА - (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)
  • (БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА

  • Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ
АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ,
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

СУК

РУК

ЛУК

ЖУК

БУК

ЗИЛ

БИЛ

НИЛ

МИЛ

ГИЛ

ПИЛ

ЛИЛ

ВИЛ

ВАЛ

ВОЛ

ВИЛ

ВЫЛ

ВЯЛ

ВЮЛ

ВЁЛ

МУЛ

МАЛ

МЯЛ

МЮЛ

МИЛ

МОЛ

МЕЛ

МЁЛ

СЕЛ

ВЕС

ЛЕС

ЛЕЩ

ЦЕЛ

БЕЛ

МЕЛ

ПЕЛ

ЛЁГ

МЁД

НЁС

ЛЕЩ

ТЁС

ВЁЗ

ТЁК

МЁЛ

ВЁЛ

МЯЛ

ВЯЗ

ВЯЗ

РЯД

СЯДЬ

ПЯТЬ

МЯТЬ

ЗЯБЬ

ЗЫБЬ

  • Чтение слов, отличающихся одной–двумя буквами

ДЕНЬ

ПЕНЬ

ЛЕНЬ

ОЛЕНЬ

ОСЕНЬ

ЗЕЛЕНЬ

РЕМЕНЬ

РЕВЕНЬ

РЕВЕТЬ

ОСЬ

РУСЬ

ГУСЬ

РЫСЬ

ЛЯСЬ

ВЕСЬ

ПЕСЬ

СПЕСЬ

КОРЬ

ХОРЬ

ЯКОРЬ

УГОРЬ

УВОРЬ

ХВОРЬ

РУЛЬ

НУЛЬ

КУЛЬ

МЫЛЬ

ПЫЛЬ

БЫЛЬ

МОЛЬ

НОЛЬ

ЗОЛЬ

РОЛЬ

СОЛЬ

ТОЛЬ

БОЛЬ

ВЫТЬ

РЫТЬ

ДЫТЬ

НЫТЬ

БЫТЬ

МЫТЬ

ГОЛЬ

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.

ЛАК

ПАР

СОК

ДОН

СОМ

ВОТ

МОЛ

РАК

БАР

ТОК

ВОН

СОН

ВОН

ПОЛ

БАК

ВАР

ДОК

СОН

СОТ

ВОЛ

ТОЛ

МАК

МАР

РОК

КОН

СОК

ВОЗ

КОЛ

ВАК

ДАР

КОК

ЗОН

СОР

ВОД

ГОЛ

ТАК

ШАР

БОК

ТОН

СЫР

ВОР

ВОЛ

КАК

ЖАР

ЦОК

БОН

ДЫР

ВОМ

ЗОЛ

Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом.

МЫЛИ

БЫЛИ

ВЫЛИ

БЫКИ

РЫЛИ

НЫЛИ

ДЫНИ

МЫШИ

ВИЛЫ

ПИЛЫ

ЛИСЫ

ЛИПЫ

КИТЫ

НИВЫ

СИЛЫ

МИЛЫ

ГАЛЯ

ВАЛЯ

ВАНЯ

ТАНЯ

БАНЯ

ВАРЯ

НАДЯ

ВАДЯ

МЕРА

СЕРА

ВЕРА

ПЕЛА

СЕЛА

ВЕНА

ЛЕНА

ГЕНА

ГОРА

КОРА

НОРА

ПОРА

ОПОРА

ШПОРЫ

ШТОРЫ

СТОНЫ

ПАНАМА

ПАЛАТЫ

САЛАТЫ

ХАЛАТЫ

НАГАНЫ

ЗАВАЛЫ

БАЗАРЫ

  • Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными

Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:

 а) запомнить как можно больше слов;

 б) запомнить гласные в словах.

ВОРОНЫ

ПОРОДЫ

БОРОДЫ

ДОЗОРЫ

ГОВОРЫ

ДОХОДЫ

ПОХОДЫ

МОЛОДЫ

ВОЛОСЫ

ПОКОСЫ

ЛАВОЧКА

ЛАПОЧКА

ПАПОЧКА

ШАПОЧКА

ПАЛОЧКА

ПАРОЧКА

ВОРОНКА

КОЛОНКА

КОРОБКА

КОРОВКА

ПОГОДКА

ПОХОДКА

СОЛОНКА

СОЛОМКА

ПАШНЯ

БАШНЯ

КАПЛЯ

ЦАПЛЯ

САБЛЯ

МАРЛЯ

ВАФЛЯ

НЁС

СНЁС

ВЁЗ

СВЁЗ

МЁЛ

СМЁЛ

ВЁЛ

СВЁЛ

После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки (по памяти).

МАМА

ПАПА

БАБА

ВАТА

ЛАПА

ПАРА

РАМА

РАНА

САДЫ

РАДЫ

РАМЫ

ЛАПЫ

ВАЗА

ФАРЫ

ДАРЫ

ШАРЫ

ЛУНА

ЛУПА

РУКА

МУКА

ГУБА

ДУГА

ДУМА

КУМА

НОСЫ

КОСЫ

РОСЫ

РОЗЫ

ВОЗЫ

ВОРЫ

НОТЫ

ДОТЫ

РАКИ

ЛАКИ

МАКИ

БАКИ

ШАГИ

ШАЛИ

ЖАЛИ

ПАЛИ

МИНА

ЛИПА

КИПА

КИСА

ЛИСА

ПИЛА

СИЛА

БИЛА

Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Следующие виды упражнений преследуют эту цель.

Кроме того подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), чётко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. После прочтения столбика слова сопоставляются, выясняется из звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.

  • Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой

-МКА

-НКА

-ЗКА

-АЛКА

-ОДКА

РАМКА

НЕМКА

ЛОМКА

СУМКА

ДЫМКА

КРОМКА

ЛАКОМКА

СОЛОМКА

ВЫДУМКА

СПАЛЕНКА

СНЕЖИНКА

КОРЗИНКА

КРУПИНКА

ТРОСТИНКА

ИЗЮМИНКА

СКОТИНКА

ПАУТИНКА

БОРОДЁНКА

СЕСТРЁНКА

БЛУЗКА

ЗАМАЗКА

ЖЕЛЕЗКА

НАРЕЗКА

БЕРЁЗКА

ПОВОЗКА

ПОВЯЗКА

ПАЛКА

ФИАЛКА

ЗАКАЛКА

ГАДАЛКА

ГАЛКА

СВАЛКА

РУСАЛКА

ВЕШАЛКА

СКАЛКА

ЛОДКА

ЯГОДКА

ПОГОДКА

БОРОДКА

НАХОДКА

ПОХОДКА

ВЫХОДКА

ПРОВОДКА

-ОЧКА

-ОЧКА

-ИНА

-ОТА

-НЬКА

ЁЛОЧКА

БЕЛОЧКА

ДУДОЧКА

ВАЗОЧКА

ДЫРОЧКА

ВИЛОЧКА

ГРЯДОЧКА

СЕЛЁДОЧКА

УЛОЧКА

БУЛОЧКА

ЛАПОЧКА

ПОЛОЧКА

КОЗОЧКА

РОЗОЧКА

ГАЛОЧКА

ПАЛОЧКА

МИНА

ГЛИНА

ОСИНА

КАБИНА

ДУБИНА

РЫБИНА

ЖАДИНА

КАЛИНА

НОТА

ОХОТА

ВОРОТА

РАБОТА

ВЫСОТА

ТЕПЛОТА

КРАСОТА

ПУСТОТА

ЛИПОНЬКА

КИСОНЬКА

ЛИСОНЬКА

ДОЧЕНЬКА

НОЧЕНЬКА

РУЧЕНЬКА

РЕЧЕНЬКА

СТУПЕНЬКА

  • Чтение форм одного и того же слова
  • Чтение однокоренных слов

У  БРЕВНА

ОТ  БРЕВНА

ДО БРЕВНА

ИЗ  БРЕВНА

ИЗ-ЗА БРЕВНА

ИЗ-ПОД  БРЕВНА

О  БРЕВНЕ

В БРЕВНЕ

НА БРЕВНЕ

К БРЕВНУ

ПО  БРЕВНУ

С БРЕВНОМ

НАД БРЕВНОМ

ПОД БРЕВНОМ

ПЕРЕД БРЕВНОМ

После прочтения с некоторыми формами слов следует составить предложения.

Словарный материал для упражнения (подобраны слова с ударением на последнем слоге: МОСТ, ЗОНТ, ТАЙНА, ВОЙНА, ТОПОР, СОСНА, СКАЛА, ВОЛНА, ТОЛПА, ОЛЬХА, МАЯК, ЗЕМЛЯ, КАМБАЛА, КАРАНДАШ, КОЛПАК, БАГАЖ, ОГОНЬ, ТЮФЯК, СЕДЛО, ГНЕЗДО, ГОРОДОК, ПОТОЛОК. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, НОЯБРЬ, КОЛЬЦО, ДЕНЁК, ПУЗЫРЁК, СЕРЕБРО, ЗЕРНО, КОВЁР, РУБЛЬ, СУХАРЬ, КОЛЕСО, КОСТЁР, КОНЁК, КЛЮЧ, БУКВАРЬ.

Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов – в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером. (Пособие «Семьи родственных слов»)

Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2–3 группы однокоренных слов. Ребёнок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребёнок восстанавливает группы слов, находит «родственников».

Можно предложить ребёнку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.

При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребёнка уяснения оттенков значения каждого слова. Главное – обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.

  • Составление слов из их частей

Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять).

Перед началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определённое количество слов на части, например, полос – оньк – а, дяд – еньк – а, лис – оньк – а, ноч – еньк – а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).

Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.

Дополнительные задания

 а) Прочитай слова, как можно быстрее 

б) Запомни 3 – 4 слова. Составь из букв разрезной азбуки. 

в) «Найди заблудившиеся частички». Педагог неправильно составляет слова - ученик исправляет ошибки. 
г) Составь предложение с 3 – 4 словами.

Материал может быть следующим:

  1. Слова с суффиксами

- ОНЬК 

полосонька, лисонька, волосоньки, берёзонька, головонька, глазоньки, липонька.

- УШК

 травушка, деревушка. лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.

(слова с суффиксами - еньк, - ищ, - ин, - к, - ек. – ени, - ок, - ик, - ист, - ник, - онок, - ёнок)

  1. Слова с приставками

Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить. 
Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить …

 При-го-рок, пере-нос-иц-а, про-хлад-н-ый, за-мороз-к-и и т.д.

  • Работа с рифмованными текстами

Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.

  • Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности

Здесь педагог может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.

Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку», «Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;

Учимся видеть слова среди других букв – «Теремок», учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие:

а) названия цветов;

б) названия деревьев – «Венок», «Свари компот»  (сложить слова из слогов),«Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты» (отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы» (отыскиваем названия цветов)

Причём все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. - вот вам и межурочная связь.

Отыщи среди букв названия фруктовСложи слова из слогов

   «Отыщи среди букв названия фруктов»                        «Сложи слова из слогов»

  • Чтение слов с усложнением – Чтение с усложнением

«Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме», «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой» и др.

Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с тем, что ученики испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль и самооценка у них на низком уровне.

Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры.

Предлагаемая система игр составлена с учётом поэтапного формирования навыка языкового анализа и синтеза.

ВЕРБАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Игры и игровые приёмы используются с целью научить детей выделять предложение из потока речи; грамматически правильно составлять предложение; вычленять из предложения слова; закрепить знание терминов слово, предложение.

  • Закончи рассказ

Задание. Прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершённым по смыслу. Из всех вариантов, предложенных детьми, выбирается самое весёлое, самое грустное или самое (фантастическое окончание рассказа.

«Рыболовы»

Два друга, Гриша и Юра, договорились, что завтра спозаранку отправятся на рыбалку. Гриша поставил будильник на пять часов и спокойно уснул, а Юра на всякий случай вообще не ложился спать. Утром Гриша зашёл за другом, и оба рыбака отправились на берег озера. Как только они добрались до места и уселись на брёвнышке, Юра заснул. Прошло минут пятнадцать. Задёргались оба поплавка «Клюёт!» — закричал Гриша.

Варианты окончания:

1. Друзья разом дёрнули удочки и увидели на крючках две рваные калоши — правую и левую.

2. От его крика клёв прекратился, а Юра даже не проснулся.

  • Мы — тоже

Задание. Шагать на месте, пока логопед читает рассказ. В конце каждого предложения остановиться и, если по смыслу это годится, хором сказать: «Мы — тоже».

«Поход в лес»

Однажды третьеклассники пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Дети взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау!» Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

  • Посмотри, что получилось

Задание. Диктуемые логопедом отдельные слова записывать в тетрадях, а предложения — на листочках. Выполнив задание, ответить на вопросы.

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в тёплые края. Люди называют это время грустным.

Вопросы:

1) Что вы записывали на листочках? (Предложения.)

2) Что получилось из предложений? (Рассказ.)

3) Прочитайте, что записано в тетрадях? (Слова.)

4) Объединяются ли эти слова общей мыслью? (Да.)

5) Можно ли назвать это предложением? (Нет.)

6) Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов.)

  • Ответь одним предложением

Задание. Ответить на вопрос одним предложением (устно или письменно), стараться, чтобы предложение было кратким и понятным.

Вопрос может быть связан с предлагаемым текстом, например:

«На уроке природоведения мы изучали овощи. В конце урока учительница попросила: «А теперь пусть кто-нибудь назовёт из всех перечисленных? овощей свои любимые». Отвечать вызвался Дима «Я люблю горох, морковь, огурцы и голубцы», И все засмеялись». Отчего все засмеялись?

Может быть задан вопрос, предполагающий сравнение, например: «Чем отличается урок чтения от урока математики?»

Можно использовать известные вопросы-шутки, например:

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)

Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым.)        

Можно предложить учащимся игру «Ответь одним словом»

Задавая между тем и вопросы, на которые невозможно дать односложный ответ.

Например: Можно ли обходить автобус спереди? (Нет. Нельзя.)

Какую бумагу используют для письма школьники? (Линованную. )

Почему осенью с деревьев опадают листья? (Ответить одним словом нельзя.)

  • Или «нет», или «да», а не знаешь — беда

Задание. Прослушав утверждение, ответить «да», если оно верно, или «нет», если оно ложно. Участник, давший неправильный ответ, «попадает в беду» — ему дают «штрафной» флажок. По окончании игры «попавших в беду» нужно выручать. Это делает логопед или один из участников игры, задавая вопрос или предлагая проигравшему задание, которое тот должен выполнить. Например, надо придумать предложение из пяти слов или слово со звуком л и т.п. Игра может быть использована для повторения ранее изученного материала или в конце занятия при подведении итога.

Примерные утверждения: Звуки — это то, что мы слышим. (Да.)

Буквы мы слышим и произносим. (Нет.)

Стрекоза — это маленькая птица. (Нет.)

Зимой дни короче, ночи длиннее. (Да.)

  • Конвеер

Перед началом игры объяснить, что такое конвейер и почему можно так назвать игру, в которую предстоит включиться детям: предложение будет собрано, как на конвейере — каждый ставит по словечку.

На доске 3 — 5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждой своё, так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролёр произносит получившееся предложение целиком и оценивает его. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. Использованная картинка заменяется новой, игра продолжается.

  • Стрелочники

Задание. В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускающими «поезда» — рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, «поезд» благополучно минует «станцию». Если кто-то из стрелочников ошибся и неправильно определил количество предложений, считается, что он привел «поезд» к крушению, и, следовательно, выбывает из игры. Логопед читает 4 — 5 коротких рассказов, включающих предложения различных грамматических конструкций. Побеждают участники, которые смогли остаться в игре.

Примечание. Так же может быть построена игра, в которой надо определить количество слогов или звуков в слове.

  • Обозначь цифрой

Задание. Прослушать предложения; в каждом из них определить, на каком по счету месте находится слово солнце; цифру записать в тетради. В конце игры сложить полученные числа. Тот, у кого в итоге получилось число 20 — выиграл.

«Зимой солнце светит, но не греем. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Солнце щедро льёт свои лучи на землю. Зимнее солнце освещало верхушки сосен. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце».

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Используемые игровые приёмы служат для закрепления умения делить слова на слоги; вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове; наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

  • Закончи слово

Задание. Записать продиктованную логопедом часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать, что получилось.

Мо (-ст, -гу, -жете)\ ни (-стога, -н, -тать); чёт (-ный, -ко). Могу читать четко.

  • Получи оценку

Задание. Вставить в слова пропущенные слоги, а потом из них составить слово, оценивающее результат этой работы.

Кле-, зер-. Вер-но.

Холод мо-роз, лентяй –ло-дырь, криница -коло- дец.

Мо-ло-дец.

От-пра-вился на охоту, виль-нул хвостом, острый -ножик.Пра-виль-но.

  • Шифровальщики

Задание. Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

1)Выделить из слова первый слог.

Устно: хорёк, рокот, шорох —хорошо.

Устно и письменно: ответ, личность, носорог — отлично.

2)Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький.

Голова без ума — пустая сума.

3)Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.

  • Угадай, что мы задумали?

Водящий выходит за дверь, остальные . играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова. Водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить, какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухо - произносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся картинку, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне.

Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки.

Названия вслух не произносятся.

  • «Кто дальше»

Оборудование. Магнитная доска с двумя нарисованными на ней линиями-дорожками, две маленькие модели автомобилей. На линиях должны быть начерчены деления одинаковой величины.

Вариант 1. К доске выходят два ученика, каждый из них становится «водителем» — выбирает себе машинку и дорожку. Водитель должен передвинуть машинку по дорожке на столько делений, сколько слогов в выбранном им слове. Слова, которые предлагают остальные участники игры, могут быть связаны с определённой темой или начинаться на определённый звук. Водитель находит слово с наибольшим количеством слогов и передвигает машинку. Когда каждый из водителей сделает по три хода, подводится итог игры. Побеждает тот, чья машинка впереди.

Вариант 2. На тех же дорожках можно обозначить линию финиша. Количество ходов не оговаривается, для водителей главное — быстрее добраться до финиша, а это возможно при подборе слов с наибольшим количеством слогов. Вместо машинок можно использовать игрушки или картинки с изображениями, например, самолёта и лошадки, черепахи и ракеты. Подводится итог: кто скорее добрался до финиша — черепаха или ракета?

  • Внимание и счёт

Игра проводится письменно. От учеников требуются внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все слова, состоящие из трёх слогов.

«Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает».

Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:

Около нашего домика стояла белая берёза

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Дети  учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слова первый или последний звук; определять последовательность и количество звуков в слове.

  • Узнай, кто ты

Логопед объясняет детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради что-то хорошее.

Задание. Прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и в другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.

Муха — мост, мак — сад, лужа — лом, астры — шкаф, день — диск, эхо — лес, цирк — отец. Решение: [маладэц] молодец.

  • Звуки и буквы

Задание 1. Вычленить последний звук в слове, записать в транскрипционных скобках.

Кенгуру, мяч, кружки, лебедь, хожу, дом, полёг, зима, обруч, коньки, кровать

Решение: [учитьумтачить] Учить—ум точить.

Задание. 2. Записать последнюю букву каждого слова (повторить правописание парных согласных в конце слова).

Пишу, шум, мороз, окно, крокодил, кино, мост, метла, парад, стекло, пожар, решето, нож, море.

Решение: Ум золота дороже.

  • Фокусники

Логопед показывает 6 конвертов, в каждом из них лежит листочек цветной бумаги. Детям предлагается определить цвет листочка, не заглядывая в конверт. Логопед, беря в руки конверт, задаёт вопрос: «Какого цвета листочек лежит в этом конверте?», или: «Отгадайте, какой здесь листочек? или: какого цвета листочек находится в этом конверте?» и т.п. Один из детей, к удивлению всех остальных, каждый раз угадывает правильно. Логопед объясняет, что этому ученику заранее, был раскрыт секрет фокуса, и предлагает всем догадаться, в чем состоит этот секрет. Обычно дети сами или с минимальной помощью догадываются, что учитель строит свой вопрос так, чтобы первый звук первого слова обозначал первый звук названия цвета.

После этого логопед предлагает всем детям стать фокусниками, отгадать названия предметов, изображённых на картинках, находящихся в конвертах. Он показывает 6 — 8 картинок, названия которых дети запоминают. Логопед демонстрирует один за другим конверты, задаёт вопросы, дети отгадывают.

  • Внимание — на старт!

В игре закрепляется умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа.

На наборное полотно выставляется картинка. Детям надо выделить первый звук в её названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой начинается с этого же звука. Победит тот, кто найдёт картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде: «На старт! Внимание! Марш!» ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. После этого подводится итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук; определяется, сколько звуков в каждом слове; называется победитель.

  • Угадай-ка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Ученику даётся карточка с написанной на ней цифрой. Получивший карточку, не показывая её товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке.

Вариант. Ученик произносит слово, предварительно сосчитав в нем количество звуков, и просит товарищей определить это число.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

        Задания на развитие зрительно-пространственного восприятия помогает усовершенствовать процесс узнавания, дифференцирования элементов букв, самих букв, фрагментов слов, сопоставление их. Это помогает наработке навыков чтения.

  • Чья цепочка длиннее?

Задание. Логопед на доске пишет букву и предлагает детям превратить ее в другую. У кого больше получится букв.

http://festival.1september.ru/articles/212367/img1.gif

  • Ось симметрии

Задание. Логопед на магнитную доску прикрепляет буквы, а детям предлагает назвать буквы, имеющие одну ось симметрии, две оси симметрии (вертикальную, горизонтальную). Предварительно объяснив, что такое “ось симметрии”, “вертикальная”, “горизонтальная”. Посмотри внимательно на буквы.

http://festival.1september.ru/articles/212367/img2.gif

(Буквы Н, Ж, О, Х имеют две оси симметрии.)

http://festival.1september.ru/articles/212367/img3.gif

Какие слова имеют горизонтальную ось симметрии? А какие слова имеют вертикальную ось симметрии?

http://festival.1september.ru/articles/212367/img4.gif

  • Фотоглаз 

Задание. За отведённое время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Например:

урок

город

перемена

лес

школа

дорога

книга

красивый

ручка

богатство

учитель

автомобиль

обучение

играть

  • Найди лишнее слово

Берёза, цветы, одуванчик, осина, опушка, трава, портфель.

Нож, вилка, ложка, тарелка, блюдце, корова, чашка

Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.

Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

Использование системы разнообразных игровых приёмов и игр в качестве варианта речевых упражнений не только позволяет более успешно решать задачи коррекционной работы, но и способствует общему умственному развитию детей.

Литература:

  1. Добрынина Э. Г. Упражнения, способствующие формированию навыков чтения. http://www.logoped.ru/dobreg03.htm
  2. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» С-Петербург, Лениздат, Издательство «Союз», 2002.
  3. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 349 с.
  4. Хоружий Н.В. Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками имеющими нарушения чтения.  http://greenmaker.ru/studentu-2/kursy/igrovye-priemy-v-logopedicheskoi-rabote-s-mladshimi-shkolnikami-imeyushhimi-narusheniya-chteniya/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик  Н.М. Амосов....

Консультация для воспитателей ДОУ. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи

        У детей, страдающих ОНР, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранн...