Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи
проект по логопедии

          У детей, страдающих ОНР, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика, часто нарушена координация движений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Педагогический проект:  

«Кинезиологические упражнения,

как здоровьесберегающая технология,  
в работе с детьми имеющих нарушения речи»

 

        

Воспитатель логопедической группы   Тиханова М.И.

Актуальность.

          У детей, страдающих ОНР, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика, часто нарушена координация движений.

          Все выше сказанное замедляет процесс формирования правильной речи у детей с ОНР.

          Поэтому, на мой взгляд, актуальна для логопедических групп кинезиология.  Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

 Актуальность использования упражнений на развитие мелкой моторики в логопедической практике связана с тем, что у детей с ОНР отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени.

Кинезеологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Участники: воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, логопед, родители, дети логопедической группы.  

По характеру деятельности:  творческий.

По продолжительности:  долгосрочный.

Проблема:

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

Цель:

Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи:

Развитие мелкой моторики.

Развитие комиссур (межполушарных связей).

Синхронизация работы полушарий.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).

Итоговый  подведение результатов, презентация работы над проектом.

Для педагогов: 

Создать информационную базу.

Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.

Повышение профессиональной компетентности.

Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.

Для родителей:

Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Продукты проектной деятельности:

Презентация фото материала «Гимнастика мозга!»;

Проведение семинара – практикума для родителей: «Коррекция произношения методом кинезиологии».

Изготовление буклета для родителей « Кинезиологические упражнения».

Оформление папки – передвижки: «Кинезиологические упражнения».

Подбор игровых упражнений(комплексов) и кинезиологических сказок.

Презентация проекта:

Обобщение педагогического опыта по теме:  «Кинезиологические упражнения, как здоровьесберегающая технология,  
в работе с детьми имеющих нарушения речи»

Первый этап - организационно-подготовительный

1. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Подбор программно-методического обеспечения.

За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона;

Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

3. Работа с родителями.

На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения.  

Второй этап  – рефлексивно-диагностический.

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата. 

Продукты проекта для детей:

Фотогалерея.

Картотека кинезиологических упражнений.

Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями.

Презентация материалов проекта

Презентация проекта

Комплексы кинезиологических упражнений

Совместная деятельность с детьми:

Использовать кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях и вне занятий:

1.Растяжки – они нормализуют тонус мышц.

Гипертонус(неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

2.Дыхательные упражнения.

Дыхание – самая важная физическая потребность тела.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленными требованиями, предъявляемые к дыхательному акту во время речи.  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма(активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3.Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.  Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз активизируют процесс обучения. Движения глаз являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4.Телесные упражнения.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

Именно  поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу ит.д.

В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.

При регулярном выполнении реципрокных(перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

5.Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное  формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

6.Массаж

Особенно эффективным является массаж  пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Система деятельности по кинезиологотерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Условиями решения поставленных задач являются:

  • во время занятий проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартное обучение. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед занятием.
  • кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
  • под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.

 Ожидаемые результаты:

Применение данного метода позволяет:

  • улучшить мелкую моторику, память, внимание,  речь,  

        пространственные представления;

  • снизить утомляемость;
  • повысить способность к произвольному контролю;
  • способствует профилактике дислексии и дисграфии;
  • помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире;
  • развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кинезиологические упражнения, как здоровьесберегающая технология, в работе с детьми имеющих нарушения речи»

Слайд 2

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный (Мишель де Монтень).

Слайд 3

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа). Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Актуальность темы

Слайд 4

В основе кинезиологии лежит целостный подход к телу человека и его здоровью. Физическое и душевное здоровье зависит от свободного протекания жизненной энергии по организму. Энергетические блокады могут вызывать нарушения работы органов, какие-либо расстройства здоровья (физического и эмоционального), страхи или неспособность сосредоточиться. С помощью специально подобранных упражнений организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Слайд 5

Полушария мозга имеют разную функциональную специализацию.

Слайд 6

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый

Слайд 7

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

Слайд 8

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему неуспешности. Коррекционно- развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Слайд 9

Развивающая кинезиологическая программа ( по материалам книги Сиротюк А.Л.) Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, Развитие мелкой моторики Развитие ВПФ Развитие речевой активности Предупреждение нарушений устной и письменной речи Цели:

Слайд 10

Упражнения для развития творческого наглядно-образного мышления (правое полушарие) В результате упражнений стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности. Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

Слайд 11

Растяжки Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнения Телесные упражнения Упражнения для развития мелкой моторики Упражнения на релаксацию Массаж Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

Слайд 12

Снеговик. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. Растяжки нормализуют гипотонус и гипертонус.

Слайд 13

«Дерево» Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево

Слайд 14

«Тряпичная кукла и солдат» Стоя, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Слайд 15

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность «Дышим носом» Лежа на спине или стоя, дышать только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Слайд 16

С тоя , с делать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. «Ныряльщик»

Слайд 17

Упражнение «БРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ» Делайте вдох носом. Вначале очистите лёгкие, делая короткие выдохи сквозь сжатые губы (представьте себе, что пытаетесь удержать пёрышко в воздухе). После этого можно делать выдохи и через нос. Положите руки на живот. На вдохе они поднимаются, а на выдохе опускаются. Сделайте вдох на три счёта, задержите дыхание на три секунды и выдохните в течение следующих трёх секунд, затем снова задержите вдох на три секунды.

Слайд 18

Развесить в разных углах и по стенам класса различные изображения игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем. “Глаз путешественник”.

Слайд 19

Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко откройте рот. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею. Рожицы .

Слайд 20

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы «Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Слайд 21

« Ухо-нос » Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Слайд 22

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Слайд 23

Упражнения для развития мелкой моторики Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Слайд 24

Фонарики Фонарики зажглись – пальцы выпрямить Фонарик погас – пальцы сжать Поочерёдно. Фонарик погас – пальцы одной руки сжаты Фонарики зажёгся – пальцы другой руки выпрямлены

Слайд 25

«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Слайд 26

Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки. Упражнения для развития внимания

Слайд 27

Упражнения: «Как мы себя любим», «Плечо – пояс», «Локотки», можно проводить под весёлую песню «Улыбка». На первый куплет песни выполняется упражнение «КАК МЫ СЕБЯ ЛЮБИМ» Дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая рука - поверх правой и т.д. На припев выполняются упражнения: «ПЛЕЧО – ПОЯС» Правую руку кладут на плечо, левую на пояс После хлопка меняют руки наоборот.

Слайд 28

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения “Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Слайд 29

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. «Зеркальное рисование»

Слайд 30

Примеры схем для зеркального рисования

Слайд 31

Массаж Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Слайд 32

Самомассаж ушных раковин: Зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

Слайд 33

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх – вниз по ладони левой руки ( « прямолинейное » движение). Проделайте тоже для другой руки. Массаж

Слайд 34

Вывод: Кинезиологические занятия способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, что является базой для формирования способностей, памяти, речи, мышления и моторики дошкольников

Слайд 35

Рекомендации по применению: Систематичность Усложнение и наращивание темпа заданий Точность выполнения движений и приемов Использование разнотипных и однотипных движений рук Включение всех 5 пальцев каждой руки Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц Применение упражнений на занятиях и в свободное время Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой. Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в зависимости от возраста. Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно

Слайд 37

ЛИТЕРАТУРА 1. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 2000 2. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под редакцией Лаврентьевой. М, 1996. 3. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога. М., 1991. 4. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2000. 5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. М., 2000. 6. Безруких М.В. Дети, которых не понимают взрослые // Дошкольное воспитание. 2002. № 5. 7. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Санкт- Петербург, 2001. 8. Алексей Колесников. «Гимнастика мозга или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф , 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик  Н.М. Амосов....

Консультация для воспитателей ДОУ. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ...

Презентация "Кинезиологические  упражнения в работе с детьми, имеющими  нарушения речи "

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....