Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
статья по развитию речи

Низамова Залия Зарифовна

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик  Н.М. Амосов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Дата проведения: 20 декабря 2019 г.

Место проведения: МАДОУ «ЦРР –

детский сад № 43 «Солнышко»

Форма: Доклад на педсовете

(доклад сопровождается презентацией)

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

З.З. Низамова

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик  Н.М. Амосов.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду. В своей работе я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, глазотерапия (глазодвигательные упражнения), ритмическая гимнастика (ритмопластика), пальчиковая гимнастика, точечный массаж, самомассаж, подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением, способствующие укреплению здоровья и развитию психофизических качеств у дошкольников.

Но меня заинтересовала проблема, которая актуальна не только в нашем детском саду и даже городе. Эта проблема имеет масштабный  характер.  Это речь современных детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Но с каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди детей, поступающих в школу, число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 %, свыше 55 % детей в РФ с нарушением речи. У детей дошкольного возраста наиболее часто отмечаются тяжёлые речевые нарушения, среди которых ЗРР (задержка речевого развития) составляет 9 %, ОНР (общее недоразвитие речи) — 28,6 %, заикание — 9,2 %, различные формы дизартрии — 14,5 %, нарушение звукопроизношения - 69%.

Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому у некоторых детей имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления. Дефицит речевых средств создает проблемы в адаптации, общении и социализации ребенка.

Изучив данную проблему, приступила к поиску наиболее новых и интересных методов решения проблемы. В интернете наткнулась на интересную статью про науку, которая решает  педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций. Это нейропедагогика. В этой же статье прочитала проблемы нарушения речи у современных дошкольников, а также пути его решения. Один из методов, предлагаемых нейропсихологами, это повышение речевой активности через взаимодействие на межполушарные связи посредством движения.

Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость, что напрямую влияет на развитие речи детей.

На сегодняшний день разрабатываю комплексы кинезиологических упражнений для использования на физкультурных занятиях, которые будут включать в себя упражнения по растяжке, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные движения, в том числе перекрестные, а также упражнения на релаксацию. Уже частично включаю некоторые упражнения в ОРУ физкультурного занятия.

Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук и ног (перекрестные упражнения). Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга. Хотела бы познакомить вас с этими упражнениями, которые в дальнейшем можно использовать в любой деятельности, как физминутку.  

  • Перекрестные упражнения от простого (мл.гр) к сложному (ст возраст) – показ упражнений

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • Упражнения необходимо проводить ежедневно.
  • Упражнения даются от простого к сложному.
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе нового метода борьбы с нарушениями речи у детей дошкольного возраста. Надеюсь, что использование кинезиологических упражнений  положительно скажется на речевое развитие детей, повысит работоспособность, а в будущем повлияет на качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...

Консультация для воспитателей ДОУ. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи

        У детей, страдающих ОНР, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранн...

Презентация "Кинезиологические  упражнения в работе с детьми, имеющими  нарушения речи "

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....