Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Богданова Татьяна Борисовна

Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР

ЦЕЛЬ: Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

ЗАДАЧИ:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия. Подбирать слова действия, слова признаки, слова антонимы.
  2. Развивать связную речь, общую и мелкую моторику.
  3. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. 
  4. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание.
  5. Развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание.
  6. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи
  7. Воспитывать интерес к изучению природы и природных явлений. Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.
  8. Прививать здоровьесберегающие навыки.

МАТЕРИАЛЫ:

Фотоиллюстрации с изображением весенних и зимних пейзажей. 

Картинки: солнца, тучки, медведя в берлоге, зашумленные картинки. Счетные палочки, прищепки, тыквенные семена. Игрушки: медвежонок, мячик. Музыкальное сопровождение.

  1. Организационный момент:

Дефектолог: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

-Я улыбаюсь вам друзья, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям!

-Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (да)

Дефектолог:Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Дефектолог: Ребята, а вы знаете, какое время года наступило? Какая весна? (Ранняя). Правильно, зима закончилась совсем недавно, а весна только наступила. Поэтому она называется ранняя.

Дефектолог: Ребята, а вы хотите отправиться в царство весны? Тогда надевайте резиновые сапожки и отправимся по дорожке!

Раз, два, три, четыре, пять,

Все кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В весеннем царстве очутитесь! (Звуки сильного ветра).

Дефектолог: Ой, ребята, посмотрите, тут развешены картинки, но подул сильный ветер и все картинки перемешал, давайте уберем зимние картинки и оставим только весенние.

Ответы детей

  • Эту картинку нужно убрать, потому что много снега - это зима.
  • Эту картинку нужно убрать, на этой картинке зима, потому что дети тепло одеты и кормят птиц.

Дефектолог: Ребята, почему вы оставили эти картинки?

  • На этой картинке весна, потому что тает снег и текут ручьи. Снег на картинке есть но его мало.
  • На этой картинке весна, потому что ярко светит солнце и висят сосульки.

Дефектолог: Молодцы, ребята, справились с заданием!

Ребята, а как вы думаете, почему тает снег?

С чего начинается весна?

Без чего весна не наступит? (солнышко)

-Ребята, весной солнышко светит намного сильнее, чем зимой и день становится длиннее.

-Посмотрите, снежная тучка спрятала солнышко, и оно не может пробить свои лучики на землю. Давайте поможем солнышку!

Игровое упражнение «сделай солнышко».

  • Дети выкладывают солнце из палочек и круга.
  • Из тыквенных семян.
  • Из прищепок и круга.

Дефектолог: Молодцы, какие прекрасные солнышки у вас получились, какие веселые и ровненькие лучики! Да и солнышко мы разбудили, давайте с ним поиграем!

Самомассаж «солнышко». (дети повторяют слова и движения за пед.)

Солнца лучик золотой

Протянуло нам с тобой, (руки вперед)

Носики подставили (гладят носик)

Щечки все поджарили (гладят щечки)

Зажмурили глазки и оказались в сказке!

Открывайте глазки….

Дефектолог: Ребята, солнышко растопило снег и с крыш закапало. Посмотрите, сколько сосулек тут висит. Ребята, а когда солнышко пригревает, что происходит с сосульками?

-Давайте послушаем весеннюю капель. (звучит музыка весенней капели).

-Какие чудесные звуки, что же капает, (капли, талый снег, сосульки, от куда берутся сосульки (снег тает, превращается в воду, ночью становится холодно, вода замерзает).

Дефектолог: Ребята, сосульки можно брать в рот? Почему? (вода грязная, можно заболеть). Можно под ними стоять? (нет, сосульки могут упасть и стукнуть)

Дефектолог: Ну, что отправляемся дальше? Ой, не можем мы пройти, ручейки здесь на пути.

-Снег тает, сосульки капают, и образуются ручейки, но нам они не страшны ведь мы надели резиновые сапожки! Давайте пройдем по ручейкам!

• Миша пройди по широкому ручейку.

• Вика пройди по длинному ручейку.

• Сережа перепрыгни короткий ручеек.

• Вика пройди по узкому ручейку.

Молодцы ребята, вы справились!

Дефектолог: Нам опять нельзя пройти, тут картинки на пути.

Упражнение «найди лишнее»(Дети находят лишний признак, обводят в кружок, объясняют почему).

• Сосулька, веточка с почкой, снежинка.

• Лужа, ручеек, санки.

• Снеговик, проталина с цветочком, солнышко.

Дефектолог: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Пригрело солнышко весной, закапали капели.

В лесу проснулись муравьи и бурые медведи…

Ребята, смотрите, что это под елочкой? (берлога)

А кто там спит? (медведь)

А почему он спит? (потому что зимой все медведи спят)

-Но ведь наступила весна, медведю пора просыпаться, давайте его разбудим!

Игра "кричалка".

• Крикнем все ему ау, а в ответ услышим у-у-у! Повторите громко.

• Скажем все иди сюда, он ответит а-а-а! Повторите тихим голосом.

• Крикнем мишенька ты где? Отвечает он бе-бе-бе! Повторите шепотом.

• Просыпайся, хватит спать, отвечает он ать-ать-ать! Повторите громко.

• Мишка с нами поиграй, а в ответ мы слышим ай-ай-ай! Повторите как я с выражением.

Ребята посмотрите, проснулся медведь? (нет, он спит)

Давайте выполним еще одно задание, может он проснется.

Упражнение «зашумленные картинки» (дети находят на картинке медведя и закрашивают его).

Дефектолог: Посмотрите, ребята медведь проснулся. Давайте с мишкой поиграем в мячик.

Упражнение слова антонимы. (Пед. бросает мяч, ребенок называет слова антонимы, бросает мяч обратно).

*Зима ушла, а весна (пришла).

*Зима холодная, а весна (теплая).

*Зимой день короткий, а весной (длинный).

Дефектолог: А еще мишка хочет задать вам хитрые вопросы, давайте на них ответим…

• Набухают листочки или почки?

• Порхают птички или лисички?

• Тает снежинка или слезинка?

• Журчат ручьи или грачи?

• Прилетают насекомые или птицы?

-Молодцы ребята и с этим заданием вы справились! Мишка очень доволен и хочет подарить вам подарки. А нам пора возвращаться в группу

Закрывайте глазки!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы сходили погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В группе снова очутитесь!

Дефектолог:  Вам понравилось путешествовать по весеннему царству? А что больше всего? (Ответы детей) Какие весенние приметы вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Методическая разработка занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»...

Методическая разработка "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук"

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук....

Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...

Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...

Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»

Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского са...